Отечественная история

электронный учебно-методический комплекс

Требования к ответу и критерии оценки

Семинарские занятия по Отечественной истории проводятся по плану, приведенному в данной программе, либо скорректированному в соответствии с учебным планом факультета.

Подготовку к семинару следует начинать с лекции преподавателя, в которой даются ориентиры, направления поиска ответов на вопросы плана. Затем необходимо ознакомиться с источниками и базовой литературой (учебниками и учебными пособиями), указанными в приложении, а также дополнительной литературой по теме. Предложенный перечень не является исчерпывающим и не исключает использование других материалов.

Главная задача студента: на основе изученной литературы раскрыть сущность вопроса. Для лучшего усвоения и логически выдержанного ответа целесообразно составлять рабочие конспекты. Они могут быть как в виде развернутого плана, так и в реферативной форме.

При обилии учебной литературы и разнообразии позиций авторов по одним и тем же историческим периодам и событиям нельзя ограничиваться одним учебником. Прочитав соответствующие разделы двух-трех учебных пособий, выделите разные точки зрения (если они есть), либо остановитесь на наиболее полном и аргументированном изложении при общности оценок. При работе с книгами, журнальными и газетными статьями необходимо делать ссылки на них в конспекте с указанием страниц. Это важно, во-первых, при выяснении спорных точек зрения. И, во-вторых, облегчит в дальнейшем работу над темой, если снова придется к ней возвращаться (при написании реферата, например). Обязательно следует обращать внимание на время публикаций с тем, чтобы уяснить исторические условия их написания и сделать необходимые поправки. К примеру, если работа написана в советское время, неизбежно влияние идеологического пресса в оценках исторических событий и личностей.

Выступление на семинаре по истории должно быть аргументированным, законченным, хорошо продуманным.

Эту задачу поможет решить примерная схема ответа:

  • определение базовых понятий, указанных в плане;
  • причины (реформ, политики, исторического события):
    1. объективные и субъективные;
    2. экономические, политические, социальные;
  • цели, задачи;
  • средства и методы их реализации;
  • результаты и последствия (как немедленные так и отодвинутые во времени, сказавшиеся спустя какой-то период).

В отличие от школьной ориентации на воспроизведение прочитанного, вузовские требования к ответу предполагают анализ, сопоставление уже известных и вновь узнанных фактов, сравнение различных точек зрения. Привлечение информации из других отраслей знаний (литературы, обществоведения и т.д.) позволяет студентам продемонстрировать понимание проблемы, свободное владение материалом, активнее участвовать в работе группы, дополняя и уточняя ответы.

Для уяснения сути рассматриваемых проблем в условиях дефицита времени часть вопросов вынесена на самостоятельное изучение. Их проработка требует особого внимания. Помимо списка литературы, помощь в этом призваны оказывать регулярно проводимые консультации преподавателей.

Вопросы для самостоятельного изучения, как правило, не проговариваются на семинаре. Но уяснение этих вопросов помогает лучше разобраться и ответить на основные пункты плана. Например, в теме "Цивилизация Киевской Руси", в первом вопросе необходимо выявить версии образования древнерусского государства, а самостоятельно студентам предлагается обратиться к древним письменным источникам и "Повести временных лет" (это можно сделать по хрестоматии). Именно в первоисточниках и содержится аргументация каждой из версий. Во втором вопросе данной темы следует дать характеристику социально-экономического и политического строя Киевской Руси. А эту информацию можно почерпнуть из "Русской Правды", которую предлагается изучить самостоятельно. Кроме того, вопросы для самостоятельного изучения в той или иной форме включены в промежуточный и итоговый контроль знаний (контрольные работы, тесты, экзамены).

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения нагрузки, отводимой на самостоятельную работу студентов. Поэтому включение в этот вид учебной деятельности уже на первом курсе позволит успешно заниматься на старших курсах.

При оценке устного ответа по истории преподаватель учитывает:

  • полноту ответа (предложенная схема, привлечение дополнительной литературы);
  • форму изложения (логика, научность, язык);
  • владение материалом (свободное уяснение базовых понятий, с использованием конспекта, ответы на дополнительные вопросы).

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения