РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩЕСТВОВАНИЯ
НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

ЗАНЯТИЕ 4.
Ислам как мировая религия.

Ислам(от араб. – предание себя Богу, покорность) – мировая монотеистическая религия, возникшая в первой трети VII в. среди кочевых племен в Западной Аравии в ходе проповеднической деятельности Мухаммеда (ок. 570-632 гг.). Ислам иногда называют "магометанством", "мохаммеданством" или "мусульманством". "Ислам" в общем смысле слова представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры и быта. Он содержит в себе строгое требование единства веры и жизни.

Высшая ценность и цель человеческой жизни в мусульманстве – принадлежность к "миру ислама", к мусульманской (исламской) общине и достижение спасения и райского блаженства. Человека ведет ко спасению божественное "установление" (дин). Дин включает в себя три основных элемента: "пять столпов ислама", "веру" (иман) и "благие дела" (ихсан).

"Пять столпов ислама" – это:

  1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, по известной формуле, своего рода Символу веры: "нет божества кроме Аллаха и Мухаммед посланник Аллаха".
  2. Ежедневная пятикратная молитва – намаз (салат).
  3. Пост (саум) раз в году в месяц рамадан (по мусульманскому лунному календарю).
  4. Обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (добровольная очистительная милостыня).
  5. Паломничество в Мекку (хадж) хотя бы раз в жизни.

Студентам предлагается выяснить, что же такое "вера" для мусульман. Основных догматов ислама, или, как их называют, "корней, основ веры" пять:

  1. Единобожие (таухид). Это означает признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия – "нет Бога, кроме Аллаха".
  2. Вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха, воздающего в равной мере, как за добрые дела, так и за предосудительные.
  3. Признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него.
  4. Вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир.
  5. Догмат, связанный с учением об имамате – халифате.

При всей незыблемости догматов ислама их интерпретация менялась с течением времени и была предметом бурной полемики.

Основной источник мусульманского вероучения – Коран (от араб. – декламация, чтение вслух). Согласно исламской традиции Коран представляет собой "Слово Божие", которое Бог как бы продиктовал слово в слово пророку Мухаммеду через архангела Гавриила (Джибрила). В свою очередь Пророк посредством проповеди знакомил с ней широкий круг людей.

Другой источник вероучения – Сунна (араб. – обычай, пример) – пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизни и деятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.

В исламе есть несколько направлений, главные из них – сунниты и шииты (сейчас около 90% мусульман мира – сунниты и около 10% – шииты). Однако все мусульмане чувствуют себя членами единой общины (уммы).

Мусульманское право. Шариат (араб. "шариа" – прямой, правильный путь, закон, предписания, установленные в качестве обязательных) представляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране и Сунне. Главными источниками шариата являются Коран и Сунна.

Складывание основных понятий мусульманского права относится к VIII – первой половине IX в. В X в. мусульманское правоведение сложилось окончательно. Его предмет включал в себя изучение двух категорий норм: 1) нормы, определяющие отношения верующих с Аллахом (правила культа и т.д.), и 2) нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, между государством и подданными, отношения с другими конфессиями и государствами.

Исламское международное право. В связи с этим необходимо рассмотреть исламскую концепцию войны и мира, которая нашла выражение в учении о джихаде (араб. – старание, напряжение усилий). Джихад является одной из главных обязанностей мусульман. Джихад в исламской интерпретации представляет собой борьбу за веру, включающую действия, как военного, так и иного характера. При этом мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община, священной, на благо веры, а борцам за веру – муджахидам – уготовлено вечное блаженство в загробном мире.

Первоначально под джихадом подразумевалась борьба за защиту и за распространение ислама среди аравийцев-язычников. Коранические предписания относительно джихада носят противоречивый характер. Это связано со спецификой деятельности Мухаммеда в разные периоды. Коран предписывает: 1) не входить с многобожниками в конфронтацию и приобщать их к вере мирными средствами; 2) вести с противниками ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, исключая "священные месяцы"; 4) нападать на них повсюду и в любое время. Эти установки создают почву для многообразных толкований отношения ислама к войне и миру.

Мусульманские теоретики на протяжении веков разрабатывали нормы взаимодействия между мусульманами и немусульманами в период войны и в мирное время. Был составлен свод правил, освобождающих от ведения джихада. От участия в войне освобождались люди, не имеющие необходимого вооружения, религиозные авторитеты, те, кто не заручился согласием родителей, должники, не получившие согласие кредиторов. Во время джихада запрещалось убивать женщин и несовершеннолетних. Свод правил, касающихся джихада и регулирующих взаимоотношения мусульман с внешним миром, составил базу "исламского международного права".

На сегодняшний день многие мусульманские идеологи все больше отдают предпочтение значениям джихада, не связанным с войной. Джихадом называют усилия по осуществлению программ социально-экономического развития и укрепления национального суверенитета.

Рисунок

Мечеть


Литература по теме:

  • Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000 (1998). Гл. X.
  • Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988.
  • Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.
  • Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей. М., 1995.
  • Материалы "круглого стола" Ислам и общество // Вопросы философии. - 1993. - №12.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения