РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Электронный учебно-методический комплекс

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Модуль I. Предмет религиоведения

Религиозные и нерелигиозные учения о религии. Теология и религиоведение. Предмет религиоведения, его структура. Предпосылки возникновения религиоведения с середины XIXв.: социально-исторические, теоретические, научные. Основные концепции природы религии: теологические, субъективистские, натуралистические (биологизаторские), социальной природы религии. Религия как социальное явление, сфера духовной жизни общества, способ практически духовного освоения мира и область духовного производства. Сущность религии, ее наиболее распространенные определения. Сущностные характеристики религии.

Элементы и структура религии

Исторический характер элементов и структуры религии. Структурные элементы религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации. Особенности религиозного сознания, религиозная вера, религиозное чувство. Уровни религиозного сознания. Вероучение. Догмат. Канон. Богословие (теология). Мистика. Эзотерика. Религиозный культ (деятельность), его содержание, предмет, субъект, средства культа, способы культовой деятельности. Религиозные отношения: внерелигиозные и религиозные. Индивиды, социальные группы, социальные институты и организации как носители религиозных отношений. Религиозные организации: внекультовые и культовые. Исторический характер существования религиозных организаций. Типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация.

Функции религии и ее роль в обществе

Понятие функции религии. Основные функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая и др. Место религии в обществе, его изменение в ходе истории. Основные положения религии в обществе: доминирующее положение, сосуществование религиозного и светского мировоззрений, второстепенное место религии в обществе. Понятие роли религии в обществе.

МОДУЛЬ 2. Исторические типы религии. Народносто-национальные и мировые религии

Типология религий. Родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии, основания их выделения. Особенность родоплеменных религий, отражение ими условий жизни первобытного общества. Народностно-национальные религии эпохи классового общества, возникновения государства (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.). Отличия мировых религий (буддизма, христианства, ислама) от народностно-национальных. Связь мировых религий с великими историческими поворотами в жизни общества, переходом от одних общественных отношений к другим. Космополитический характер мировых религий. Политеистические и монотеистические религии, основания их выделения. Развитие политеизма, возникновение жречества, превращение религии в относительно самостоятельную сферу общественной жизни. Генотеизм как разновидность политеизма. Монотеистические религии, их суть и проявление.

Народностно-национальные религии

Иудаизм

Общественно-исторические предпосылки возникновения иудаизма на рубеже II-I тысячелетий до н.э. Завоевание Палестины евреями в XIII в. до н.э. и образование древнееврейского государства. Выделение культа Бога Яхве. Вероучение иудаизма: последовательно проведенный монотеизм как учение о существовании единого Бога, запрет идолопоклонства, концепция богоизбранности еврейского народа. Возникновение и формирование священных книг иудаизма: Священного Писания (Танах) и свода религиозных законов и морально-этического кодекса (Талмуд). Религиозный культ в иудаизме. Религиозная организация иудаизма. Течения иудаизма.

Индуизм

Культурно-исторические предпосылки возникновения индуизма как политеистической религии Индии. Синтез верований ариев (индоевропейских народов) и индийской цивилизации. Три стадии развития индуизма. Ведические верования (с середины II тысячелетия до н.э.). Брахманизм (с начала I тысячелетия до н.э.). Собственно индуизм как реформированный брахманизм (IV-VI вв. н.э.). Религиозные доктрины индуизма: Брахман (верховный Бог, вселенская душа), атман (индивидуальная душа, Я), дхарма (воздаяние), сансара (круговращение, переселение душ), нирвана (освобождение). Концепция тримурти – Брахма, Шива и Вишну. Священные книги индуизма. Веды – древнейший памятник индийской религиозной литературы. Религиозная практика, моральные и ритуальные предписания индуизма. Йога. Основные направления индуизма: шиваизм, вишнуизм и шактизм. Неоиндуистские секты (Трансцендентальная медитация, Международное общество сознания Кришны).

Джайнизм

Причины возникновения религиозно-философской системы Индии – джайнизма (VIв. до н.э.). Реформирование религиозно-философского содержания ведийско-брахманистской традиции. Вероучение джайнизма. Понятие о дхарме, карме и сансаре. Принципы ахимсы (ненанесения вреда живым существам). Нормы и предписания джайнизма, учение о "трех сокровищах": совершенном воззрении, совершенном знании и совершенном поведении. Аскетизм как непременное условие спасения. Роль наставника – гуру и брахмана. Основные направления джайнизма: шветамбары ("одетые в белое") и дигамбары ("одетые воздухом").

Конфуцианство

Общественно-исторические и культурные предпосылки возникновения конфуцианства как философско-этического учения (VI-V вв. до н.э.). Преемственность идей глубокой древности (культ умерших предков, неба, земли, семьи и клана) и создание идеала совершенного человека в учении Конфуция. Трансформация конфуцианства в политеистическую религию Китая (VIв. н.э.). Отличие конфуцианства от большинства других религий. Главенствующая роль в конфуцианстве религиозной этики. Канонические книги конфуцианства – "Пятикнижие" и "Четверокнижие". Священная книга Конфуция – "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"). Религиозный культ конфуцианства. Неоконфуцианство.

Даосизм

Возникновение даосизма как философского учения в IV-III вв. до н.э. в Китае. Идейные предпосылки даосизма: всеобщий принцип – инь и янь, учение о пяти первоэлементах и гармонии всего сущего. Трансформация даосизма в политеистическую религию Китая в I-II вв. н.э. Каноническое сочинение даосизма – трактат "Лао-цзы" (или "Дао дэ цзин"). Главные понятия даосизма – дао (сущность и первопричина мира, всеобщий закон, абсолют), дэ (проявление дао), у-вэй (недеяние). Пантеон божеств даосизма. Религиозный культ в даосизме.Школы и направления даосизма. Влияние даосизма на национальную культуру Китая.

Синтоизм

Древние религиозные верования японцев как истоки синтоизма: тотемизм, анимизм, магия, культ умерших предков, культ вождей и т.п. Формирование синтоизма как традиционной религии японцев в VI-VII вв. Политеистический характер синтоизма. Священные книги синтоизма – древнеяпонские летописи Кодзики, Фудоки, Нихонги (VII-VIII вв. до н.э.). Мифы и пантеон богов синтоизма. Религиозный культ синтоизма. Сосуществование буддизма и синтоизма в Японии.

Мировые религии

Буддизм

Причины возникновения религиозно-философской системы Индии – буддизма (VIв. до н.э.). Распад родовой организации общества, необходимость нового механизма социального регулирования. Преемственность идей брахманизма в новом учении: принцип перерождения (сансара), идея воздаяния (карма), праведный путь (дхарма). Усиление индивидуального начала для изменения кармы. Четыре великие истины буддизма. Восемь заповедей буддийского образа жизни. Нирвана как освобождение от пут жизни и смерти. Трипитака – основной канонический сборник буддизма. Религиозный культ и религиозная организация (сангха) в буддизме. Направления буддизма. Хинаяна (тхаверада) и махаяна – два пути спасения. Роль бодхисаттв в махаяне. Ваджраяна как особое течение в махаяне. Возникновение чань-буддизма в Китае, японский дзэн-буддизм. Политеизм буддизма. Объединение в буддийском пантеоне богов индийского и местного происхождения.

Христианство

Общественно-исторические условия возникновения христианства как монотеистической религии в I в. н.э. Идейные предшественники христианства. Превращение христианства в государственную религию Римской империи, изменение социального состава христианских общин. Отношение христианства к философии античности. Распад Римской империи в V в. н.э. на Восточную и Западную, разделение христианства на католицизм и православие в XI в. Библия – Священное Писание христианства, основа его вероучения. Ветхий Завет и Новый Завет. Христианское вероучение и культ в Священном Предании. Символ веры. Христианские догматы и таинства. Христианские праздники. Православное богословие. Особенности православного вероучения, культа, церковной организации. Русское православие.

Католицизм как направление христианства, особенности его вероучения, культа и церковной организации. Эпоха Реформации в Западной Европе. Отделение от католицизма протестантизма в XVI в. Особенность вероучения, религиозного культа и церковной организации в протестантизме. Направления протестантизма: лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, англиканство. Религиозные учения и религиозный культ баптизма, адвентизма, пятидесятников, "Свидетелей Иеговы". Современные направления протестантизма.

Ислам

Исторические и идеологические предпосылки возникновения ислама в VII в. в Аравии. Синкретизм ислама: древние верования народов Аравии, элементы иудаизма, христианства, отголоски фетишизма и тотемизма. Особенности вероучения и культа в исламе. Коран – главная священная книга ислама. Сунна как источник вероучения ислама. Последовательный монотеизм вероучения ислама. Пять основных положений вероучения и религиозного культа ислама, их сущность. Шариат как система законов, регулирующих общественную и личную жизнь мусульман. Обряды и запреты в исламе. Исламские праздники. Умма – единая общность мусульман. Суннизм и шиизм – два основных направления ислама. Ваххабитское движение в исламе. Ислам и современность. Ислам в России.

Современные нетрадиционные культы

Возникновение новых религиозных явлений в XX в. в результате кризиса традиционных форм религиозного сознания. Социально-психологические факторы поиска новых систем ценностей. Коллективность участия в культовых действиях, "техника" психологического манипулирования, психотерапевтического воздействия на верующих. Восточные истоки неоориенталистских культов ("Общество Сознания Кришны", "Миссия Божественного Света" и др.). Синкретизм христианской идеологии и элементов восточных религий в неохристианских объединениях. "Космические религии", "Церковь сайентологии" и др. как абсолютизация связи Земли и высших космических сил. "Сатанинские группы", возвеличивание зла и насилия в вероучении и культе. "Церковь Унификации Муна", проповедь построения инфраструктуры нового мира: суть "нового рождения" личности. "Международное общество сознания Кришны", сущность вероучения как проповедь дуализма души и тела. Современные секты в России – "Богородический центр", "Виссарионовы братья" и др.

МОДУЛЬ 3. Свободомыслие и атеизм в истории духовной культуры

Возникновение свободомыслия в условиях классового общества. Исторические формы свободомыслия. Свободомыслие в Древнем мире, богоборчество и скептицизм. Свободомыслие в средние века, возникновение ересей. Пантеизм и антиклерикализм. Роль опытного знания в развитии свободомыслия и атеизма. Свободомыслие эпохи Возрождения и Нового времени. Светский гуманизм и антиклерикализм. Деизм и атеизм. Свободомыслие в России XVII-XX вв. Понимание соотношения веры и разума как основы различия религиозного и нерелигиозного типов мировоззрения. Различие и сходство религиозного и нерелигиозного понимания общества и его развития.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения