Казакова Н.Т. Философия науки

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 1. Общая теория науки
Тема 1.4. Методологические основания научного познания

Источники и примечания

  1. Например, С.А. Лебедев также полагает, что кроме эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания необходимо артикулировать наличие третьего, более общего по сравнению с ними – метатеоретического уровня науки. Он состоит из двух основных подуровней: общенаучного знания и философских оснований науки. Общенаучное знание, по его мнению, состоит из 1) частнонаучной и общенаучной картины мира, 2) частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы. (См.: Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005. – С. 151).
  2. Методология в данном случае рассматривается как учение о принципах построения методов. Разработка научных методов могла возникнуть только в деятельности по получению знания. По мере развития новых теорий возникает потребность в описании методологии познания. Как мы познаем? Этот вопрос становится важнейшим в познавательном отношении человека к миру. Это противоречит устоявшейся точке зрения, что методология возникает не ранее Нового времени, когда от философии отпочковалось естествознание и возникает наука как альтернативное философскому знание.
  3. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки / Е.В. Ушаков. – М., 2005. – С. 58.
  4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. – М., 2001. – С. 363.
  5. Например, в элейской философии используются методы приведения к абсурду и доказательству от противного. Это разные методы. Зенон Элейский с помощью этих интеллектуальных приемов доказывает невозможность движения и бытиия множественности. А «отец метафизики» Парменид с помощью метода от противного строит первую аксиоматику. «Бытие есть – небытия нет» – пример первой аксиомы. С помощью метода от противного он доказывает истинность этой аксиомы.
  6. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – Т. 29. – С. 301, 144, 317, 98, 203.
  7. Фрэнсис Бэкон считал, что «те, кто занимался науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему усмотрению. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутый материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый союз (чего до сих пор не было) этих способностей – опыта и рассудка» (См.: Бэкон, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. – М.: 1978. – Т. 2. – С. 56-57).
  8. Если говорить о генезисе методологии, то надо указать «майевтику» («диалектику») Сократа и Платона. Причëм в «Диалогах» Платона этот метод получил детальную разработку. Но первым «настоящим» методологом был Аристотель, его по праву можно назвать первым аналитическим философом. Затем в истории философии «появляется» индуктивно-эмпирический метод Ф. Бэкона, хотя его провозвестником был Роджер Бэкон (однофамилец лорда Веруламского). Францисканский монах Р. Бэкон еще в XIII веке говорил о том, что опыт должен решать все в познании, но мешают этому такие причины как гордыня, невежество и традиция. За антисхоластические взгляды он был отстранен от преподавательской деятельности в Оксфордском университете и заключен в тюрьму. В эмпирико-индуктивной методологии (Р. Бэкон, Ф. Бэкон, Д. Локк) формируется резко отрицательное отношение к схоластике, причëм с «грязной водой» выплескивают и ребенка – аналитику (логику) Аристотеля. Новый взлет происходит в рационалистическо-дедуктивной методологии Р. Декарта, В.Г. Лейбница, которые осуществляют синтез метафизики и математики.
  9. Причëм следует иметь в виду, что онтологическое основание в теоретической и эмпирической методологии (так же, как и в познании в целом) имеет различную природу. Онтологические характеристики теоретических методов определяются особым бытием – идеальной реальностью (рациональностью), в то время как онтологические характеристики эмпирической методологии определяются объективной реальностью.
  10. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Ковалев, В.Г. Панов. – М., 1983. – С. 701.
  11. Диалектика зародилась в античное время и имеет несколько исторических форм. Первая – античная диалектика (Сократ, Платон, Гераклит), вторая – идеалистическая диалектика (Лейбниц, Кант, Гегель), третья – материалистическая диалектика (Энгельс, Маркс, Ленин).
  12. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Т. 23. – С. 176.
  13. Нарский, И.С. Проблема противоречия в диалектической логике / И.С. Нарский. – М., 1969. – С. 63.
  14. Антология мировой философии: в 4 т. / Ред. состав. В.В. Соколов. – М., 1970. С. 225. – Т. 2.
  15. Декарт, Р. Избр. произведения / Р. Декарт. – М., 1950. – С. 459.
  16. Парменид был первым, кто в истории философии и науки (задолго до Эвклида) заложил основы аксиоматики: «бытие есть – небытия нет». Однако Платон в раннем диалоге «Парменид» подверг критике его концепцию унитарности. По его мнению, Единое не может мыслиться в модусе абсолюта, то есть так, чтобы исключалась любая множественность: единого нет без многого, а многое есть лишь в едином.
  17. Особенно хорошо этот принцип просматривается в «Диалогах» Платона («Парменид»), «Началах математики» Эвклида и др.
  18. Одним из родоначальников этой теории является австрийский биолог Людвиг фон Берталанфи, ему принадлежит разработка общей теории систем (60-е годы ХХ века). Немного позже (70-е годы) настоящий системный «бум» образовался и в нашей стране. Появляются работы И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина «Становление и сущность системного подхода» (1973); А.И. Уëмова «Системный подход и общая теория систем» (1978); и др.
  19. Войтов, А.Г. Философия: учеб. пособие для аспирантов / А.Г. Войтов. – М., 2003.
  20. Кохановский, В.П. и др. Философия для аспирантов / В.П. Кохановский и др. – Ростов-н/Д. 2002. – С. 265-266.
  21. Минто, В. Дедективная и индуктивная логика / В. Минто. – Минск, 2002. – С. 300, 288.
  22. В 1887 году А. Майкельсоном и Э. Морли был поставлен эксперимент по обнаружению эфира, который по представлениям классической физики должен был заполнять космическое пространство. Однако ни в эксперименте Майкельсона-Морли, ни при его неоднократном повторении эфир так и не был обнаружен.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения