Казакова Н.Т. Философия науки

электронный учебно-методический комплекс

ОТ АВТОРА

Основная концепция этой работы формировалась несколько лет, начиная с того времени, когда философская общественность встревоженно обсуждала перспективу замены кандидатского экзамена по философии для аспирантов и соискателей на экзамен по истории и философии науки. В этой связи следует отметить, что российское философское сообщество довольно неоднородно даже в простейшем отношении к собственной дисциплинарной матрице. Одни считают философию наукой, пусть даже с ее «особым» статусом, другие не признают за нею этого качества. Последние как раз и встревожились больше всего, так как не видели собственного «места» в новой дисциплинарной матрице.

Автор относит себя к той категории философов, которые считают философию наукой, и, разделяя мнение большинства философов об ошибочности отмены кандидатского экзамена по философии, тем не менее заняла более конструктивную, нежели критика «чинуш» от образования, позицию. Справедливости ради, следует сказать, что в таком отношении к философии виноваты мы сами, поэтому исправлять ситуацию кроме нас и за нас никто не сможет, да и не будет. Поэтому дискуссии, которые шли по этому вопросу в наших периодических научных изданиях, инициировали раздумья автора о философских основаниях научного знания, о месте и роли философии и людей, которые профессионально занимаются ею, в процессе перехода на экзамен по истории и философии науки. Что бы ни говорили оппоненты философии, для автора ясно, что «ключевой» теоретико-методологической основой этой дисциплины остается философия, причëм как в классической, так и неклассической парадигме. Не случайно же ни одна из кафедр конкретных научных дисциплин не заявила своих претензий на чтение курса истории и философии науки для аспирантов и соискателей.

Сентенция Екклезиаста, что в мире нет ничего раз и навсегда данного, все подвержено изменению, не утратила своей непреложной нормативности и сегодня. Не является исключением из этого правила и наука. Появляются новые формы организации знания, которые уже не подпадают под классическую диаду «фундаментальные исследования – прикладные исследования» или «общенаучные исследования – частнонаучные исследования». Кроме того, полученные конкретными науками результаты трансформируются в процессе теоретического обобщения и начинают претендовать на статус предельного знания, что во все времена было прерогативой философии. Не только в научном, но и в общественном сознании начинает формироваться ошибочное мнение, что конкретные науки якобы могут обойтись без философии. С другой стороны, понимание того, что вследствие отказа от философии научные исследования останутся принципиально «незавершенными», обусловило паллиативное решение этой проблемы. Создается «новая» дисциплинарная конструкция, которая получила название «история и философия науки». Следует признать, что из зол, подстерегающих философию, такое является наименьшим. Тем более, что печальный опыт избавления от философии в анналах российского министерства образования имеется. Подобный казус уже случался в истории институциональной философии России. Достаточно вспомнить указ Николая I о закрытии философского факультета в Московском университете в 1850 году. Почти сто лет понадобилось, чтобы осознать ошибочность этого решения, и философский факультет был восстановлен 25 декабря 1941 года. Знаменательная и много говорящая дата в истории нашего Отечества.

Философия уже неоднократно доказывала способность к адаптации в изменяющихся условиях бытия. Такая способность есть признак жизнеспособности любых систем как материальных, так и духовных. И сегодня философия и философы вновь проходят историческое испытание на жизнеспособность. Думается, что философам, которые считают философию наукой, легче выдержать этот экзамен.

Предлагаемый в этой работе авторский курс истории и философии науки проходил апробацию в течение нескольких семестров чтения лекций для аспирантов и соискателей Красноярского государственного аграрного университета. Окончательный вариант структуры и содержание работы сложились после переподготовки на курсах повышения квалификации по истории и философии науки на философском факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в 2007 году. Его содержание соответствует программе ВАК РФ по указанной дисциплине. Автор выражает глубокую признательность и благодарность преподавателям философского факультета МГУ Елене Владимировне Брызгалиной, Анатолию Витальевичу Чусову, Вячеславу Александровичу Бочарову, в беседах с которыми проходила апробация некоторых положений настоящего курса.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения