электронный учебно-методический комплекс

Тренинг профессионально ориентированных
риторик, дискуссий, общения

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее


Рекомендации по Самостоятельной Работе Студентов
по Модулю 1 и Модулю 2



В процессе самостоятельной работы студенты обогащают знания в области риторики, ораторского искусства, в области делового общения, расширяют межпредметные связи и  овладевают речевой компетенцией для эффективной будущей профессиональной деятельности, для позитивного взаимодействия с различными людьми. 

При выполнении заданий творческого характера, студент должен усвоить и закрепить  следующие основные умения:

  • овладевать основами риторической культуры, ее педагогического аспекта;
  • грамотно и культурно общаться,
  • понимать собеседника, умение слушать его,
  • учиться задавать общие и конкретные вопросы, отвечать развернуто, либо кратко,
  • стараться достигать взаимопонимания с любым человеком, <
  • обращать внимание на эмоциональность речи, четкую дикцию, смысловые паузы, ритм речи, элементы актерского мастерства,
  • налаживать и осуществлять речевую деловую коммуникацию;
  • вести  дискуссию-диалог;
  • уметь вести профессионально-ориентированное общение.


Рекомендуемые вопросы для выступлений, темы докладов:

  1. Требования к поведению говорящего.
  2. Нравственный долг оратора.
  3. Риторика и этика.
  4. Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи: увлеченность, заинтересованность, искренность; дружелюбие, обаяние и артистизм; объективность, уверенность. Способы проявления этих свойств в речи.
  5. Способы развития ораторских способностей. Пути овладения практической риторикой.
  6. Индивидуальный речевой стиль оратора. Чувство аудитории и особенности их проявления в речи оратора (зрительный контакт, голосовой контакт, устность, импровизационность речи). Основные приемы управления вниманием аудитории. Принцип «гармонизирующего диалога» и средства его реализации. Принципы коммуникативного сотрудничества и формы их проявления.
  7. Устные информативные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления.
  8. Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической аргументации. Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека с целью «навязывания» готового мнения адресату.
  9. Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения. Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.
  10. Культура дискуссии, требования к поведению полемистов. Умение выделить предмет спора и «не потерять» его в процессе дискуссии. Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие ее эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами. Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии.
  11. Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов. Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Речевое поведение ведущего. Функции и специфика вступительного слова ведущего. Приемы, позволяющие активизировать участников дискуссии, регламентировать их поведение, корректировать ход дискуссии с учетом ее темы и цели.
  12. Цели и правила использования цитат и изречений в публичной речи. Риторические средства диалогизации речи.
  13. Педагогический диалог в ситуации опроса, повторения и обобщения изученного, объяснения нового материала. Специфика учебно-педагогического диалога в различных коммуникативно-речевых ситуациях. Диалогическое единство как разновидность дискурса. Структура диалогического единства. Типы (виды) диалогических построений: диалог-сообщение; диалог-побуждение; диалог-расспрос и др.
  14. Объяснительный монолог как речевой жанр. Особенности коммуникативно-речевой ситуации, в которой реализуется объяснительный монолог. Характер информации в объяснительной речи. Соотношение информативного и аргументированного компонентов в содержании объяснительной речи. Требования к отбору материала при подготовке к объяснению. Требования к речевому поведению педагога в ситуации объяснения. Коммуникативно-речевые умения, необходимые для создания объяснительного монолога
  15. Средства установления контакта со слушателями. Средства привлечения внимания; средства популяризации информации. Средства выделения главного, значимого, интересного, нового. Цитирование и цифровой материал в докладе. Аргументированный  компонент доклада (сообщения). Средства объективизации информации. Средства выражения оценки в докладе (сообщении). Выразительность речи докладчика. Требования к невербальному поведению докладчика.
  16. Доклад (сообщение) как разновидность информирующей речи. Разновидности докладов. Особенности доклада как формы устного и публичного выступления. Структурно-смысловые части доклада, их функции. Требования к отбору материала для доклада или сообщения. Средства перехода от одной части к другой. Подготовка к докладу.
  17. Обобщающая речь педагога в ситуации подведения итогов занятия. Специфика учебно-речевой ситуации подведения итогов. Целевая установка и тематическое содержание обобщающей речи. Характер коммуникации в ситуации подведения итогов занятия. Логичность обобщающей речи. Разновидности обобщающей речи: обобщение деятельностного аспекта занятия; обобщение – формулировка правила, определения; обобщение – инструктаж, совет, предупреждение трудностей. Структурно-смысловые части обобщающей речи. Средства связи частей обобщающей речи. Стилевые особенности обобщающей речи.
  18. Характеристика лица как жанр делового общения. Характеристика студента. Сравнительная характеристика. Групповая характеристика. Стилевые разновидности индивидуальных характеристик. Авторские характеристики в литературе на педагогические темы. Риторические приемы создания характеристик.
  19. Коммуникативно-речевые умения, необходимые для организации и ведения диалога. Объяснительный монолог (объяснительная речь) педагога в ситуации изучения нового материала. Функции объяснительной речи и ее разновидности.
  20. Педагогический диалог в ситуации объяснения нового материала. Коммуникативная задача данной разновидности диалога. Способы предъявления информации в педагогическом диалоге. Структурно-смысловая целостность диалога. Характер реплик в диалоге. Характер вопросов, требования к их формулировке. Языковые и речевые средства оформления диалогического высказывания. Развернутые монологические реплики педагога в структуре педагогического диалога, их функции, специфика, особенности оформления.


На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2010
© Отдел информационных образовательных технологий 2010