электронный учебно-методический комплекс

Тренинг профессионально ориентированных
риторик, дискуссий, общения

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее


Словарь основных понятий и определений с расшифровкой



А В Г Д Л М Н О П Р С Т У Ц Ч Э Я

Актерское мастерство - это воздействие словом!  Такая техника необходима не только в искусствах, но в повседневной жизни и особенно на деловой арене

АФОРИЗМ (ГРЕЧ APHORISMOS) - изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль (Служить бы рад, прислуживаться тошно, А. С. Грибоедов).

АБЗАЦ (НЕМ . ABSATZ)- 1) отступ в начальной строке текста. 2) Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке.

АПЛОМБ (ФРАНЦ . APLOMB) излишняя самоуверенность в поведении, в речи.

АПОФЕОЗ (ОТ ГРЕЧ. APOTHEOSIS - ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ)- 1) обожествление древнегреческих государственных деятелей, в дальнейшем римских императоров…2) Прославление, возвеличивание какого-либо лица, события, явления…3) Заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

АРГУМЕНТ (ЛАТ. ARGUMENTUM) - 1) суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории)

2) Основание (часть основания) доказательства…

АРГОТИЗМЫ (ФРАНЦ .ед. ч. argotisme), слова и обороты речи, заимствованные из того или иного арго и используемые как стилистическое средство (чаще для характеристики речи персонажа в художественном произведении).

 

Вития (от др.-рус. вет - совет, слово, ветити - говорить), оратор, человек, искусный в красноречии, мастер слова - устного или письменного. Термин "В." употребляется иногда с оттенком иронии. Витиеватый - отличающийся пышностью, цветистостью.

ВНИМАНИЕ- сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

ВЗАИМОСВЯЗЬ - взаимная обусловленность объектов друг другом;

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК- знак препинания (?), ставящийся в конце (в некоторых языках, напр., в испанском, и в начале, в перевернутом виде) вопросительного предложения.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ уровень профессиональной квалификации специалиста, получаемый в высших учебных заведениях на базе полного среднего образования и подтверждаемый соответствующим дипломом.

 

ГОЛОС совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих у наземных позвоночных в результате колебания эластичных голосовых связок. В образовании голоса участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости). У птиц голосовые связки отсутствуют, а источником звука является не верхняя, а нижняя гортань, имеющая голосовые перепонки.

ГОЛОСОВЕДЕНИЕ в многоголосном музыкальном произведении движение одного голоса и всех голосов вместе при переходе от одного сочетания звуков к другому.

ГОЛОС МОРЯ- инфразвуковые волны, возникающие над поверхностью моря при сильном ветре в результате вихреобразования за гребнями волн. Поскольку скорость распространения инфразвука значительно превышает скорость перемещения области шторма, то голос моря может служить для заблаговременного предсказания последнего

 

ДИАЛОГ (ГРЕЧ. DIALOGOS)1) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях. Существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр (напр., диалоги Платона). 2) В переносном смысле - переговоры, свободный обмен мнениями, напр. политический диалог.

 

Логика (греч. logik ), наука о приемлемых способах рассуждения. Слово «Л.» в его современном употреблении многозначно, хотя и не столь богато смысловыми оттенками, как древнегреч. lógos, от которого оно происходит.

Логика речи - Логично мыслить, значит - логично говорить.

мастерство - это не поведение. Мастерство, это - умение что-то делать хорошо. Это скорее качество этого действуя, определённая структура.

 

МОНОЛОГ (ОТ МОНО И ГРЕЧ. LOGOS - РЕЧЬ)- развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19-20 вв. распространен внутренний монолог героев.

Монолог, монологическая речь (от моно… и греч. lógos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи; см. Диалог) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении.

МЫШЛЕНИЕ- высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

 

Нюанс (франц. nuance), оттенок, едва заметный переход в интонациях речи, в значении слов, в красках и т.д. Термин «Н.» широко применяется в музыке, где относится преимущественно к исполнению музыкальных фраз и отдельных звуков (созвучий)…

Нормативность речи, ее соответствование требованиям, предъявляемым языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период. Нормативность речи включает в себя такие качества речи, как точность, ясность, чистота. Культура речи - это соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

 

Операторское искусство есть кинематографический вид творчества; создание совместно с режиссёром и художником методами киносъёмки художественно-изобразительной формы кинофильма и телевизионного фильма. В зрительных образах раскрываются содержание и идея.

ОБРАЗЕЦ   1. Примерный, показательный или пробный экземпляр какого-л. изделия, материала и т.п. 2. Показательный пример чего-л. (каких-л. качеств, поведения, отношения и т.п.).

общение - специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп и общностей, осуществляющееся на основе отражения социальной действительности.

 

Полемика - это всегда соревнование с целью убедить противника, переспорить его. Во имя чего - неважно. Полемика, особенно несодержательная, пустая, тратящая время, - то, от чего надо стараться уклониться.

«полемическое  мастерство»  включается   знание предмета  спора  и  его  разновидностей,  соблюдение   основных   требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать  мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять  уловкам противника.

Публика - это нечто рассеянное, неоднородное, лишённое индивидуальности. А если в творчестве отсутствует индивидуальность, то это уже не творчество, а просто товар (в лучшем случае).

Публичное выступление - это не только выступление на площадях и стадионах, по телевидению, и перед большой аудиторией. Для Вас этим выступлением может стать обращение к руководству или новому работодателю, Ваша возможность наиболее выгодно подать себя при соискании новой должности и избежать ошибок самопрезентации

Понятие есть форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности…

Подтекст, подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. Основан на свойстве разговорной речи, где в зависимости от речевой ситуации

 

Ритор (греч. rhetor),   1) в Древней Греции и Риме - оратор, особенно занимавшийся не практическим, а показным красноречием, например преподаватель или ученик риторской школы.   2) В России 18-19 вв. - ученик третьего из 5 классов духовной семинарии…

Риторика- В Древней Греции и Риме: оратор, а также учитель красноречия.

Риторика- 1) Теория ораторского искусства. 2) Напыщенная и бессодержательная речь.

Риторические приемы- Напыщенные, словесно украшенные.

Речь, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления…

Ритм речи- Равномерное чередование каких нибудь элементов в звучании голоса, говорении.

Речевые навыки - это речевые операции, которые осуществляются бессознательно, с полным автоматизмом при соответствии норме языка и служат для самостоятельного выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать навыки -это значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания. Речевые навыки по своей природе - стереотипные, механические. Ребенок владеет такими навыками, но он не знает и даже не подозревает, что он ими владеет. Эти операции не осознаны. Он владеет ими спонтанно, в определенной ситуации, когда они (подобные ситуации) вызывают ребенка на проявление таких навыков. Вне подобных ситуаций намеренно, произвольно и сознательно ребенок не умеет выполнять речевые операции, которые он может выполнять непроизвольно, бессознательно, автоматически

Развитая речь- 1) Способность говорить, говорение. 2) Разновидность или стиль языка ( устная и письменная. 3) Звучащий язык. 4) Разговор, беседа. 5) Публичное выступление.

Ораторская речь, вид монологической речи (см. Монолог), употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. О. р. характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля

 

СВЯЗЬ - взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Связи классифицируют по объектам познания, по формам детерминизма (однозначные, вероятностные и корреляционные), по их силе (жесткие и корпускулярные), по характеру результата, который дает связь (связь порождения, связь преобразования), по направлению действия (прямые и обратные), по типу процессов, 1) передача и прием информации с помощью различных технических средств.

Спикер (англ. speaker, буквально - оратор), председатель нижней палаты (или однопалатного парламента) в парламентах некоторых буржуазных стран. Впервые должность введена в 1377 в Англии. Впоследствии была воспринята парламентами стран,

Смысловая пауза - это возможность понять собеседника, установить с ним невербальный контакт. Уметь правильно делать смысловые паузы - это целое искусство

Пословица, краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа. Обладает способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. Суждение «Лес рубят - щепки летят» интересно не прямым смыслом, а тем, что может быть…

Софистика- Способ рассуждения формально кажущийся правильным, но по существу умозаключение. Основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.

Слово - 1) Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, состояний, признаков, связей, действий, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. 2) Речь, способность говорить. 3) Разговор, беседа, что- либо сказанное. 4) Публичное выступление, речь в собрании. 5) Речь на какую- нибудь тему, повествование, рассказ. 6) Право, позволение говорить публично. 7) Мнение, вывод ( часто о достижениях в какой- нибудь области ). 9) Текст к музыкальному произведению.

Смысл- 1) Содержание, значение чего- нибудь, постигаемое разумом. 2) Цель, разумное основание чего- нибудь. 3) В некоторых сочетаниях: разум, разумность.

Спор- 1) Словесное состязание, обсуждение чего- нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. 2) Разногласие, разрешаемое судом.

Специфика речи- Совокупность специфических особенностей языка.

Собеседник- Тот, кто участвует в беседе.

Стиль произношения- Совокупность приемов использования языковых средств для воспроизведения звуков в различных условиях речевой практики.

 

Тезис- 1) В логике: положение, требующее доказательства. 2) Положение, кратко излагающее какую- нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.

Тренинг- Система, режим тренировок.

ТВОРЧЕСТВО деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

 

Убеждения- Прочно сложившееся мнения, уверенный взгляд на что- нибудь, точка зрения.


Цитата- Точная дословная выдержка из какого- нибудь текста, высказывания.

Ценности- Ценные явления имеющие большую важность для духовного мира человека.

Целесообразность речи- Соответствующий, поставленной цели, вполне разумный стиль языка, практически полезный.


Четкость речи- Способность человека выражать свою мысль в доступной широкой массе форме.


Эмоциональность речи- Насыщенная эмоция, способность говорить.

Энергия слова- Решительность и настойчивость служащяя для наименования понятий, предметов, лиц, действий, способность производить впечатление.

Эрудиция- Глубокие познания в какой нибудь области.

 

Язык- 1) Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2) Речь, способность говорить.

Языковая норма- Узаконенное установление средств выражения общенародной звуковой, словарной и грамматической систем.

Язык общения- Система знаков, передающих информацию в взаимных сношениях, деловых или дружеских связей.

На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2010
© Отдел информационных образовательных технологий 2010