электронный учебно-методический комплекс

Тренинг профессионально ориентированных
риторик, дискуссий, общения

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ модуля 1



Программа практических занятий включает основные вопросы, которые выделены в учебной рабочей программе дисциплины. Место и роль практических занятий курса «Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения»   определяется тем, что содержание данного курса по выбору постоянно рефлексируется студентом в процессе его собственной жизнедеятельности, в процессе общения и взаимодействия с различными людьми, определенным образом «присваивается» студентом, расширяет «культурное поле», обогащает личностный и профессиональный опыт молодого специалиста в плане знания основ риторической культуры.

   Важным элементом практических занятий является реализация теоретических знаний в реальной практической деятельности студента: помогает в грамотном построении публичного выступления, проведении спора, дискуссий, делового общения; развивает  речевые умения, навыки, способности; ориентирует на умение воспринимать и выслушивать различные спорные мнения, овладевать полемическим мастерством.

Занятия построены таким образом, чтобы заинтересовать студентов в ценностях культуры речи, риторических знаниях, их практической реализации, расширяя  «поле» общегуманитарной культуры студентов.

Практические занятия предполагают: систематическое овладение, применение и рефлексию освоенных на лекционных занятиях знаний. Таким образом, формируются определенные речевые качества личности.

Цели и задачи практических занятий:

-овладение студентами культурой речи, основами риторической культуры; навыками публичного выступления, элементами ораторского искусства, умение грамотно, культурно общаться, находить язык общения с каждым, быть эрудированными культурными специалистами с грамотной развитой речью; уметь грамотно проводить деловые переговоры, вести дискуссии, полемику; применять знания ораторского искусства в профессиональной деятельности. 

В целом способствовать повышению общего уровня риторической культуры студента для успешной профессиональной деятельности.

Студент должен знать: основы риторической культуры, элементы ораторского искусства, быть компетентным в сфере речевой культуры; грамотное проведение деловых переговоров, дискуссий, общения; этические требования, нормы, ценности во взаимоотношениях деловых партнеров; понимать сущность процесса речевого общения;

Студент должен уметь: овладевать основами риторической культуры; грамотно и культурно общаться; понимать собеседника, умение слушать его,         учиться задавать общие и конкретные вопросы, отвечать развернуто, либо кратко, грамотно проводить деловые переговоры; стараться достигать взаимопонимания с любым человеком; обращать внимание на эмоциональность речи, четкую дикцию, смысловые паузы, ритм речи, элементы актерского мастерства; налаживать и осуществлять речевую деловую коммуникацию; вести  дискуссию-диалог; уметь вести профессионально-ориентированное общение; применять полученные знания в личной и профессиональной деятельности.

Особенности проведения практических занятий. В соответствии с целями и задачами практических занятий подбираются основные формы работы: индивидуальные и групповые, в парах сменного и постоянного состава. Методы и приемы: занятие-дискуссия, речевые ситуации, игры-эксперименты, импровизации, речевые упражнения, творческие задания, тренинг-упражнение,  «мозговой штурм, самоанализ, дискуссия,  и другие.

Предполагается, что непосредственно на занятиях формы и методы работы модифицируются, расширяются, конкретизируются и наполняются конкретным содержанием в зависимости от проблематики. Главное назначение: практическое освоение теоретических положений изучаемого курса. Вопросы, выносимые на практическую работу, связаны также с рекомендациями по самостоятельной работе студентов, так как при подготовке к таким занятиям необходимо прорабатывать дополнительный материал, который не всегда подробно обсуждался на лекции. Кроме того, необходимо выполнять творческие задания, отрабатывать речевые упражнения, уметь позитивно решать спорные ситуации и выполнять другие задания, которые требуются для организованной работы в процессе практических занятий.

Занятия имеют важное практико-прикладное значение для обеспечения профессиональной подготовки будущих и начинающих специалистов в сфере речевого взаимодействия, культуры речевого общения.

          

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ модуля 1

Модуль  и тема практических занятий Форма выполнения и отчета Кол-во часов
Модуль  1. Из истории риторики и ораторского искусства.
1.1. Риторика и ораторское искусство.
Практическое занятие 1.  Выступления - «Великие ораторы прошлого».
Креативный диспут- анализ ораторских речей 2
1.2. Из истории риторики. Персоналии.
Практическое занятие 2. Поиграем в знаменитостей!
Импровизация - идет процесс публичного выступления. 2
1.3. Русская риторика.
Практическое занятие 3. Обсуждаем риторики Ломоносова, Рижского, Сперанского.
Интеллектуальные штудии 2
1.4 Общая и частная риторика.
Практическое занятие 4. Тренинг-упражнения.
Упражнения на: полётность голоса, правильность речевого дыхания; расширяют диапазон голоса; направлены на умение подбирать нужный темп речи, интонации; предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому произношению окончаний слов; направлены на самопроверку в нормативности произношений. 2

 

Рекомендуемая литература

  1. Культура устной и письменной речи делового человека. М.: Флинта.  - 2001. -315с.
  2. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: Учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина.- М.: Инфра - М., 2001. - 272 с.
  3. Граудина Л. К. Культура  русской речи. М., 2001.-560 с.
  4. Максимов, В.И. Русский язык и культура речи: Практикум. - М.: Гардарики, 2004. - 304с.
  5. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб пособ. Изд-во Феникс., 2002. - 544с.

 

Дополнительная литература

  1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск, 1998. - Кн. 1-ая, гл. III, VI, IX.
  2. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.
  3. Андреев В. И. Деловая риторика. - Казань, 1993.
  4. Анисимова В. Н., Гимпельсон Л. И. Современная деловая риторика. В 2-х частях. - Волгоград, 1999.
  5. Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия. - М., 1998.
  6. Баранов А. Н. Что нас убеждает: Общественное сознание и язык. - М., 1990.
  7. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. - Ростов/нД, 1998.
  8. Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи. - М., 1984.
  9. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: стиль и композиция. - М., 1992.
  10. Минеева С. А. Основы мастерства устного выступления: Как подготовить полемиста. - Пермь, 1991.
  11. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996. - Главы 1, 5.
  12. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления / Изд. 3-е, перераб. - М., 1989.
  13. Рождественский Ю. В. Теория риторики. - М., 1999. - Глава II.
  14. Риторика: Хрестоматия / Сост. В. И. Аннушкин. - Пермь, 1994.
  15. Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

 

Примерный образец вопросов для активного творческого  обсуждения  студентами

 в форме  ДИСКУССИИ ПО ЦЕННОСТЯМ

 

(обратить внимание, что Проблема ценностей находится на стыке Философии, Психологии, Педагогики)

Предполагается  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ подготовка по вопросам - подойти к подготовке ТВОРЧЕСКИ: (думать хотя бы 10 минут в день о своих ценностях! Приготовить разумные «вопросы на засыпку» для аудитории - а ответ знать аргументированный).

 

Дискуссия должна быть «горячей» - не участвующих и равнодушных

не должно быть !!!!! Принимаются: любое несогласие и провокационные вопросы -ответы  в данной теме!!!!!!

Заготовьте их побольше!!!!!!

 

  1. Какие науки, какие ученые занимались проблемой ценностей?
  2. Классификация, типология, виды ценностей.
  3. Мир человека - мир его ценностей.
  4. Выбор ценностей человеком - влияние на развитие, самореализацию, внутренний рост, выполнение собственной задачи в жизни.
  5. Человек - Мир - Общество: соотнесение ценностей.
  6. Ваши ценности.
  7. Любые известные цитаты, афоризмы, мудрые мысли по проблеме ценностей.


На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2010
© Отдел информационных образовательных технологий 2010