электронный учебно-методический комплекс

Организационные основы системы образования

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее


Введение к дисциплине

Актуальность и причины введения учебной дисциплины

В настоящее время в России происходит процесс модернизации профессионального образования. Поэтому одной из современных проблем высшего образования, его образовательной политики на современном этапе является качество системы образования, качество образовании. Пристальное внимание уделяется феномену «качество образования», существуют несколько научных подходов и концепций его понимания. Категория «качество» прочно вошла в область образования как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и его отличие от других.

Качество образования - синтетическая категория, отражающая все аспекты и компоненты развития образования как системы, связано с целями и задачами образования.

 В широком смысле качество образования: предполагает подход к образованию как к культурному социально-педагогическому процессу, рассматривается как совокупность характеристик этого процесса (реализация целей, современных технологий, также условий, необходимых для достижения динамики положительных результатов). Конкретно качество образования может рассматриваться и как качество образовательных услуг, которые получает потребитель (абитуриент, а в дальнейшем студент высшего учебного заведения) и оказывает поставщик - производитель (ВУЗ).

Поиск новых форм организации образовательного процесса - важнейший путь реформирования системы образования. Главная идея современного развития теории и практики управления качеством образования: отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом оценивается по конечным результатам (получение студентом диплома специалиста). Современный процессный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривает регулирование процесса на основании его оценки по отдельным специально выделенным критериям для всех компонентов самого процесса, также факторов, оказывающих влияние на конечный результат.

 Важными элементами здесь выступают: диагностика, мониторинг образовательного процесса, творческий подход студента к учебной деятельности, овладение современными технологиями, заинтересованность в овладении способами решения профессиональных задач, что определенным образом влияет на уровень самореализации в профессиональной деятельности. Таким образом, возникает необходимость освоения студентом дисциплин, раскрывающих понятийно-категориальный аппарат, содержащий культурные  феномены - системы образования, качество образования, качество обучения, управления качеством образования, ориентированных на формирование культурных основ образовательно-организационной деятельности студента, ее эффективное планирование. Это дает возможность подготовки всесторонне грамотных, культурных специалистов в образовательной сфере.

Учебная дисциплина (курс по выбору) «Организационные основы системы образования» обусловлена повышением требований к качеству подготовки специалистов высокой профессиональной культуры, предназначена для студентов по специальностям 110200.68; 560001.68; 110201м; 080100.68; 560806; 030501.68; 110400.68 очной формы обучения.

Роль и место курса в структуре учебного плана. Курс «Организационные основы системы образования» входит в национально-региональный (вузовский) компонент специальных дисциплин и рассчитан для студентов специальности 110200.68; 560001.68; 110201м; 080100.68; 560806; 030501.68; 110400.68 очной формы обучения.

Цель и задачи учебного курса. Цели курса - сформировать достаточную для будущего специалиста компетентность в области проблем высшего образования, качества системы образования, качества обучения, управления качеством образования. Для этого необходимо ознакомить студентов с современным состоянием высшего образования, классическими образовательными традициями, различными парадигмами, аспектами философии образования, научными подходами и концепциями в понимании качества образования, критериями его оценки, современными технологиями обучения.

Задачи курса:

Помочь в самостоятельной рефлексии процесса модернизации профессионального образования; расширить и углубить представления студентов, отражающие специфику и особенности системы высшего образования, управления качеством образования, качеством обучения; формировать компетентность в области данных культурных феноменов, помочь в организации планирования образовательно-организационной деятельности.

Структура курса. Учебный план данной дисциплины представлен для специальностей: 110200.68; 560001.68; 110201м; 080100.68; 560806; 030501.68; 110400.68

- лекционным курсом в объеме - 17 часов; практическими занятиями в объеме 17 часов, самостоятельной работой студентов,  консультации, зачет- всего 60 час.

Особенности изучаемого учебного курса. Отличительными чертами данного курса являются теоретическая и практико-ориентированная направленность; разделение учебного материала на структурные элементы, которые позволяют педагогу дать необходимую информацию для формирования определенных знаний, умений, навыков, компетентности, организовать самостоятельную работу студентов и контролирующие задания.

Формы организации учебного процесса. Программой данной учебной дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение зачетных заданий.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса. Особое место в овладении учебным материалом курса «Организационные основы системы образования» отводится самостоятельной работе студентов, которые выполняются в рамках проблем, освещенных в лекционном курсе.

Требования к знаниям и умениям студентов.

Студент должен знать: основной понятийно-категориальный аппарат курса; современное состояние проблемы высшего образования; образовательные традиции, парадигмы; особенности российской системы образования; научные подходы, концепции качества образования, тенденции его развития.

Студент должен уметь: быть компетентным в области проблем высшего образования; ориентироваться в проблемах управления качеством образования, его диагностики, мониторинга образовательного процесса; понимать сущность культурных  феноменов - системы образования, качество образования, качество обучения, управления качеством образования; анализировать классические образовательные традиции, парадигмы;  понимать и характеризовать системы качества образования; применять полученные знания основ культурной образовательно-организационной деятельности в профессиональной сфере.

Объем и сроки изучения. Курс «Организационные основы системы образования»

 представлен для специальностей: - 110200.68; 560001.68; 110201м; 080100.68; 560806; 030501.68; 110400.68

- лекционным курсом в объеме - 17 часов; практическими занятиями в объеме 17 часов, самостоятельной работой студентов, консультации,  зачет - всего 60 часов.

 Сроки изучения - в течение одного семестра.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности. Текущий контроль: проверка выполнения самостоятельных работ студентов. Итоговый контроль: зачет.

На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2010
© Отдел информационных образовательных технологий 2010