электронный учебно-методический комплекс

Организационные основы системы образования

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент научно-технической политики и образования
Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор института ИММиБ
Н.В.Антонова ________________
«_____» ________________ 2009г.

 

 

 

Рабочая программа

по курсу «Организационные основы системы образования»

для специальности 110200.68; 560001.68; 560003.68; 110201.68; 080100.68; 560806.68; 260105.68; 260107.68; 260111.68; 260115.68; 260108.68; 560802.68; 030501.68; 110400.68

 

кафедра ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

курс МАГИСТРАТУРА

 

 

Красноярск 2009

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
110200.68; 560001.68; 560003.68; 110201.68; 080100.68; 560806.68; 260105.68; 260107.68; 260111.68; 260115.68; 260108.68; 560802.68; 030501.68; 110400.68
(номер и название специальности)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Профессиональной педагогической подготовки «______»________________ 2009 г.

 

Составитель программы С.В.Тимофеева

Заведующая кафедрой Т.В. Терешонок

Одобрена методической комиссией Института Института Международного Менеджмента и Бизнеса

«____» 2009 г.

Председатель А.В. Рожкова___________________________

 

 

Введение

Актуальность и причины введения учебной дисциплины.

В настоящее время в России происходит процесс модернизации профессионального образования. Поэтому одной из современных проблем высшего образования, его образовательной политики на современном этапе является качество системы образования, качество образования. Пристальное внимание уделяется феномену «качество образования», существуют несколько научных подходов и концепций его понимания. Категория «качество» прочно вошла в область образования как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и его отличие от других.

Качество образования - синтетическая категория, отражающая все аспекты и компоненты развития образования как системы, связано с целями и задачами образования.

В широком смысле качество образования: предполагает подход к образованию как к культурному социально-педагогическому процессу, рассматривается как совокупность характеристик этого процесса (реализация целей, современных технологий, также условий, необходимых для достижения динамики положительных результатов). Конкретно качество образования может рассматриваться и как качество образовательных услуг, которые получает потребитель (абитуриент, а в дальнейшем студент высшего учебного заведения) и оказывает поставщик - производитель (ВУЗ).

Поиск новых форм организации образовательного процесса - важнейший путь реформирования системы образования. Главная идея современного развития теории и практики управления качеством образования: отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом оценивается по конечным результатам (получение студентом диплома специалиста). Современный процессный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривает регулирование процесса на основании его оценки по отдельным специально выделенным критериям для всех компонентов самого процесса, также факторов, оказывающих влияние на конечный результат.

Важными элементами здесь выступают: диагностика, мониторинг образовательного процесса, творческий подход студента к учебной деятельности, овладение современными технологиями, заинтересованность в овладении способами решения профессиональных задач, что определенным образом влияет на уровень самореализации в профессиональной деятельности. Таким образом, возникает необходимость освоения студентом дисциплин, раскрывающих понятийно-категориальный аппарат, содержащий культурные феномены - системы образования, качество образования, качество обучения, управления качеством образования, ориентированных на формирование культурных основ образовательно-организационной деятельности студента, ее эффективное планирование. Это дает возможность подготовки всесторонне грамотных, культурных специалистов в образовательной сфере.

Учебная дисциплина (курс по выбору) «Организационные основы системы образования» обусловлена повышением требований к качеству подготовки специалистов высокой профессиональной культуры, предназначена для студентов по специальностям 110200.68; 560001.68; 110201м; 080100.68; 560806; 030501.68; 110400.68 очной формы обучения.

Роль и место курса в структуре учебного плана. Курс «Организационные основы системы образования» входит в национально-региональный (вузовский) компонент специальных дисциплин и рассчитан для студентов специальности 110200.68; 560001.68; 110201м; 080100.68; 560806; 030501.68; 110400.68 очной формы обучения.

Цель и задачи учебного курса. Цели курса - сформировать достаточную для будущего специалиста компетентность в области проблем высшего образования, качества системы образования, качества обучения, управления качеством образования. Для этого необходимо ознакомить студентов с современным состоянием высшего образования, классическими образовательными традициями, различными парадигмами, аспектами философии образования, научными подходами и концепциями в понимании качества образования, критериями его оценки, современными технологиями обучения.

Задачи курса:

Помочь в самостоятельной рефлексии процесса модернизации профессионального образования; расширить и углубить представления студентов, отражающие специфику и особенности системы высшего образования, управления качеством образования, качеством обучения; формировать компетентность в области данных культурных феноменов, помочь в организации планирования образовательно-организационной деятельности.

Структура курса. Учебный план данной дисциплины представлен для специальностей: 110200.68; 560001.68; 110201м; 080100.68; 560806; 030501.68; 110400.68

- лекционным курсом в объеме - 17 часов; практическими занятиями в объеме 17 часов, самостоятельной работой студентов, консультации, зачет- всего 60 час.

Особенности изучаемого учебного курса. Отличительными чертами данного курса являются теоретическая и практико-ориентированная направленность; разделение учебного материала на структурные элементы, которые позволяют педагогу дать необходимую информацию для формирования определенных знаний, умений, навыков, компетентности, организовать самостоятельную работу студентов и контролирующие задания.

Формы организации учебного процесса. Программой данной учебной дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение зачетных заданий.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса. Особое место в овладении учебным материалом курса «Организационные основы системы образования» отводится самостоятельной работе студентов, которые выполняются в рамках проблем, освещенных в лекционном курсе.

Требования к знаниям и умениям студентов.

Студент должен знать: основной понятийно-категориальный аппарат курса; современное состояние проблемы высшего образования; образовательные традиции, парадигмы; особенности российской системы образования; научные подходы, концепции качества образования, тенденции его развития.

Студент должен уметь: быть компетентным в области проблем высшего образования; ориентироваться в проблемах управления качеством образования, его диагностики, мониторинга образовательного процесса; понимать сущность культурных феноменов - системы образования, качество образования, качество обучения, управления качеством образования; анализировать классические образовательные традиции, парадигмы; понимать и характеризовать системы качества образования; применять полученные знания основ культурной образовательно-организационной деятельности в профессиональной сфере.

Объем и сроки изучения. Курс «Организационные основы системы образования»

представлен для специальностей: - 110200.68; 560001.68; 110201м; 080100.68; 560806; 030501.68; 110400.68

- лекционным курсом в объеме - 17 часов; практическими занятиями в объеме 17 часов, самостоятельной работой студентов, консультации, зачет - всего 60 часов.

Сроки изучения - в течение одного семестра.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности. Текущий контроль: проверка выполнения самостоятельных работ студентов. Итоговый контроль: зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование модулей и тем учебной дисциплины Количество часов
Всего
часов
Аудиторная работа Внеауд. работа
Лекции Прак-
тические
занятия
Сам. работа студента
1 2 3 4 5 6
Модуль 1. Образование в системе культуры. Образовательная политика в меняющемся мире
1.1 Культура и образование. Общеобразовательные парадигмы. 7 2 2 3
1.2 Эволюция образования. 7 2 2 3
1.3 Философия образования. Приоритеты в теории и практике образования. Проблема идеала. 7 2 2 3
Итого по 1 модулю 21 6 6 9
Модуль 2. Проблема управления качеством образования.
2.1 Вхождение России в Болонский процесс. 7 2 2 3
2.2 Вопрос образовательных услуг. 7 2 2 3
2.3 Современный Вуз как открытая образовательная система. 5 1 1 3
2.4 Современные психолого-педагогические технологии обучения. 7 2 2 3
2.5 Проблема оценки качества профессионального образования специалиста. Критерии и диагностика. 7 2 2 3
2.6 Модульная технология обучения. 6 2 2 2
  Итого по 2 модулю 39 11 11 17
  Всего по курсу: 17Л+17П+26СРС=60ч +0, 9 Консуль+3, 3 Зач 60 17 17 26

 

2 . СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Модуль 1. Образование в системе культуры. Образовательная политика в меняющемся мире.

Тема 1.1 Культура и образование.

Культурные ценности. Культурные формы. Культурные универсалии: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду. Этноцентризм. Язык- главный элемент культуры.

Общеобразовательные парадигмы: парадигмы «сотрудничества», «авторитаризм развивающего обучения», «обучения, ориентированного на ЗУНы», «личностно-ориентированного обучения. Креативная педагогика. Отличия новой парадигмы образования и классической.

Тема 1.2 Эволюция образования

Античность, Греция, Средние века, Религиозно-нравственное воспитание в целомудрии, бедности и послушании. Возрождение и Реформация. Новое время. Соединенные штаты. Европа. Наше время.

Судьба образовательной программы ЮНЕСКО. К концу ХХ века функционально грамотны 15% населения арабского мира, 60% населения Южной Азии.

Тема 1.3 Философия образования. Приоритеты в теории и практике образования. Проблема идеала.

Философия образования как самостоятельная область научных знаний, фундаментом которых являются общефилософские уче­ния, обращенные к образованию и объективные закономерности развития образовательной сферы во всех аспектах ее функционирования.

Приоритеты в теории и практике образования. Амонашвили. Загвязинский. Сагатовский. Ильенков. Лихачев. Видгоф. Гершунский. Бим-Бад. Идеал человека- история вопроса, национальный аспект. Профессионализм специалиста.



Модуль 2. Проблема управления качеством образования.

Тема 2.1 Вхождение России в Болонский процесс.

1994 год - система высшего профессионального образования, основана на двух основных циклах: бакалавриат и магистратура с традиционно готовящимися специалистами. Внедрение системы кредитов по типу ECTS -европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости. Присоединение России к Болонской декларации. Болонская конвенция. Переход к многоуровневой системе подготовки кадров. Моделью образования стал человек-фактор, человек-функция. Основные цели Болонского процесса. Положения Болонской декларации. Мнения о Болонском процессе.

Тема 2.2 Вопрос образовательных услуг

Образовательные услуги: система знаний, информации, умений и навыков, используемые в целях удовлетворения потребностей человека, общества, государства. Состав участников рыночных отношений в этой сфере. Классификация образовательных услуг. Россия постиндустриальная: коммерциализация образования. Рост платного образования - мировая тенденция. Рост стоимости обучения. Прогнозные оценки масштаба коммерциализации. Связь университетов и научно-исследовательских учреждений. Риски коммерциализации. Максимально приемлемые затраты на ежемесячное обучение студента.

Тема 2.3 Современный ВУЗ как открытая образовательная система

Структура высшего учебного заведения. Понятие открытой системы, ее свойства. Внутренняя структура ВУЗа. Внешняя структура ВУЗа. Информационные технологии в открытых образовательных системах.

Тема 2.4 Современные психолого-педагогические технологии обучения

Технологии: различающихся по целям, задачам, структуре - методики ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Большое распространение получили тренинги на предприятиях. Становление системы дистанционного образования - обучения через сеть Интернет. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды. Обучающая деловая игра. Психологический тренинг. Дистанционное обучение.

Два типа технологий: информационные и обучающие - могут (и должны) успешно сочетаться.

Тема 2.5 Проблема оценки качества профессионального образования специалиста.

Оценка качества образования: имеется ряд противоречий: 1. Отсутствие тезауруса. 2. Стабильность и изменчивость образования. 3. Выделение качества профессионального образования.4. Теоретическое и практическое обучение. 5. Стандарты оценки преподавателя и квалификационные требования к специалисту. 6. Обучение профессиональным дисциплинам и практика решения стандартных профессиональных задач. 7. Декларируемый гуманистический и фактический технологический подходы к оценке качества образования студента. 8. Владение выпускником фундаментальными знаниями и слабая готовность выполнять профессиональные обязанности.

Выделение качества профессионального образования. Теоретическое и практическое обучение.

Стандарты оценки преподавателя и квалификационные требования к специалисту. Критерии и диагностика качества. Инструментарий. Качество обучения. Диагностический инструментарий качества обучения. Соотношение открытого образования и дистанционного обучения. Электронные учебные средства. Мониторинг образовательных услуг.

Тема 2.6 Модульная технология обучения.

Теоретические основы технологии. Подготовительный этап. Организационный этап.

Теоретические характеристики современных педагогических технологий. Классификация педагогических технологий. Технологии модульного обучения. Понятие «обучающий модуль». Принципы модульного обучения. Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении. Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении. Мониторинг. Преимущества модульного обучения.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Место и роль практических занятий: определяется тем, что содержание курса «Организационные основы системы образования» требует от студента понимания проблем высшего образования, необходимости поиска новых форм организации образовательного процесса, владение современными технологиями. Программа практических занятий включает основные вопросы, которые выделены в учебной рабочей программе дисциплины.

Практические занятия предполагают: систематическое овладение, применение и рефлексию освоенных на лекционных занятиях знаний; анализ научных подходов, концепций качества образования, применения полученных знаний в деятельности.

Цель: сформировать достаточную для будущего специалиста компетентность в области проблем высшего образования, качества системы образования, качества обучения, управления качеством образования.

Задачи: помочь в самостоятельной рефлексии процесса модернизации профессионального образования; расширить и углубить представления студентов, отражающие специфику и особенности системы высшего образования, управления качеством образования, качеством обучения; формировать компетентность в области данных культурных феноменов, помочь в организации планирования образовательно-организационной деятельности

Особенности проведения практических занятий. В соответствии с целями и задачами практических занятий подбираются основные формы работы: индивидуальные и групповые, в парах сменного и постоянного состава.

Методы и приемы: «мозговой штурм», деловые ситуации, дискуссии, творческие диспуты.

Предполагается, что непосредственно на занятиях формы и методы работы модифицируются, расширяются, конкретизируются и наполняются конкретным содержанием в зависимости от проблематики. Главное назначение: практическое освоение теоретических положений изучаемого курса. Вопросы, выносимые на практическую работу, связаны также с рекомендациями по самостоятельной работе студентов, так как при подготовке к таким занятиям необходимо прорабатывать дополнительный материал, который не всегда подробно обсуждался на лекции. Кроме того, необходимо выполнять индивидуальные задания, решать деловые ситуации, которые требуются для культуры организованной деятельности в процессе практических занятий.

 

2.2 ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль и тема практических занятий Форма выполнения и отчета Кол-во часов
Модуль 1. Образование в системе культуры. Образовательная политика в меняющемся мире.
1.1.Культура и образование. Общеобразовательные парадигмы.
Практическое занятие 1. Образовательные концепции.
Креативный диспут 2
1.2 Эволюция образования.
Практическое занятие 2. Методологическая идея национального образования в России.
Диспут-дискуссия 2
1.3. Философия образования. Приоритеты в теории и практике образования. Проблема идеала.
Практическое занятие 3. Нравственный облик современного лидера.
Интеллектуальные штудии 2
Модуль 2. Проблема управления качеством образования.
2.1 Вхождение России в Болонский процесс.
Практическое занятие 4. Мировые стандарты и классические традиции.
Обсуждение 2
2.2 Вопрос образовательных услуг.
Практическое занятие 5. Элитное? Элитарное? Массовое?
Проблемная дискуссия 2
2.3 Современный Вуз как открытая образовательная система.
Практическое занятие 6. Матрица управления временем- (Гёте - «Большее поглощает меньшее»).
Полемика 1
2.4 Современные психолого-педагогические технологии обучения.
Практическое занятие 7.
Доклады по различным технологиям. 2
2.5 Проблема оценки качества профессионального образования специалиста. Критерии и диагностика
Практическое занятие 8. Менеджмент качества образовательной организации.
Самостоятельная диагностика 2
2.6 Модульная технология обучения.
Практическое занятие 10. Эффективность интеллектуального труда.
Разработка образовательного модуля 2
ИТОГО: 17 час.    

 

2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

(подбор материала для мини-докладов, сообщений, практических работ, выполнения творческих самостоятельных заданий по рекомендуемым вопросам). В процессе самостоятельной работы студенты обогащают знания в области образования, его качества и управленческих функций, расширяются межпредметные связи, овладевают  компетенцией для эффективной будущей профессиональной деятельности.

При выполнении творческих самостоятельных заданий студент должен усвоить и закрепить  следующие основные умения: быть компетентным в области проблем высшего образования; ориентироваться в проблемах управления качеством образования, его диагностики, мониторинга образовательного процесса; понимать сущность культурных  феноменов - системы образования, качество образования, качество обучения, управления качеством образования; анализировать классические образовательные традиции, парадигмы;  понимать и характеризовать системы качества образования; применять полученные знания основ культурной образовательно-организационной деятельности в профессиональной сфере.

Рекомендуемые задания для самостоятельной работы студентов
(учитывается креативный подход при выполнении)

  1. Составить библиографию по курсу;
  2. Составить глоссарий с расшифровкой;
  3. Составить персоналии по курсу;
  4. Подготовить выступление, доклад;
  5. Прочитать монографию (из библиографического списка), сделать доклад по ней;
  6. Составить 10-15проверочных вопросов, отражающих тематику курса;
  7. Составление реферативных обзоров;
  8. Подобрать 10-15 афоризмов, касающихся образования, культуры, профессионализма.


Вопросы для выступлений и докладов:

  1. Качество образования и критерии его оценки. Измерения, мониторинг
  2. Духовные основы образования
  3. Внутренние системы управления качеством образования.
  4. («Матрица управления временем»- (Гете- «большее поглощает меньшее»)
  5. Понятийный аппарат в системе менеджмента качества образования
  6. Использование потенциала преподавателей и студентов
  7. Подходы к управлению качеством образования
  8. Система менеджмента качества. Документация, положения. Планирование.
  9. Модель модульно-иерархической системы менеджмента качества образовательной организации.

Выполнение вышеперечисленного является основанием и критерием для оценки работы студента преподавателем. 

 

Заключение

В настоящий курс лекций вошли наиболее  важные по содержанию вопросы организационных основ системы образования, которые могут быть углублены при необходимости студентами за счет изучения основной и дополнительной литературы, предлагаемый в заключительной части настоящего курса. Настоящий курс лекций предназначен для студентов специальностей 110200.68; 560001.68; 110201м; 080100.68; 560806; 030501.68; 110400.68 агропромышленного комплекса.

В данный курс лекций вошли материалы, которые дают общее представление о проблемах высшего образования, образовательной политике на современном этапе,  качестве системы образования, качестве образования, научных подходах и концепциях, образовательных услугах, современном процессном подходе, диагностике и мониторинге образовательного процесса, технологиях обучения, эффективном планировании образовательно-организационной деятельности студента.

Полученные в процессе изучения данного курса общекультурные профессиональные знания, осмысленные в их прикладном, практическом значении позволят будущим специалистам овладевать общей образовательно-организационной культурой,  применять их в процессе профессионального роста, развития. Предложенный вниманию настоящий курс лекций включает общие подходы  организационных основ системы образования в контексте менеджмента качества образования.

 

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  3.1 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (ОСНОВНОЙ)

  1. ЭУМКД
  2. Менеджмент качества в вузе [Текст] / [Б.Л. Агранович]; под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. - М.: Логос, 2005. - 206 с.: рис. - (Актуальные вопросы развития образования).  
  3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования  [Текст]: учеб. пособие / Левина, М.М. - М.: Академия, 2001. - 272 с.; (Высшее образование).
  4. Коваленок, Т.П. Психология профессионального образования [Text]: учеб.-практич.пособие / Коваленок, Т.П. - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2001. - 100 с.; - (Профессиональное обучение).
  5. Марченко, А.И. Общая и профессиональная педагогика [Text] : учеб.пособие / Марченко, А.И. - М. : МГУП, 2001 - Кн.1. - 180 с. ; (Профессиональное обучение).
  6. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Text]. - М. : Инфра-М, 2003 -  Вып.90 (165). - 44 с.; (Федеральный закон).
  7. Федеральный закон Российской Федерации "о высшем и послевузовском профессиональном образовании" [Текст]. - М.: Инфра-М, 2001. - 43 с.; (Федеральный закон).
  8. Красноярье [Текст]: пять веков истории: уч. пособ. по краеведению / [Н. И. Дроздов и др.]. - Красноярск: Платина, 2006 - Ч. 2: [Край с 1917 по 2006 год]. - 2006. - 253 с. : фото. рек. УМО по специальностям педагогического образования при Мин. образования м науки РФ. доп. Агентством образования Красноярского края.
  9. Тимофеева, С.В. Ориентирование студента на духовно-творческие ценности  [Текст] / С.В. Тимофеева, В.В. Игнатова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2008. - 132 с.
  10. Тимофеева, С.В. Проблема ценностей и формирования ценностных ориентаций личности [Текст] / С.В. Тимофеева; Краснояр.гос.аграр.ун-т. - Красноярск. - 2009. - 300 с.
  11. Вестник КрасГАУ.

 

3.2 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (дополнительный)

  1. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 1994.
  2. Дендерина В.И. Педагогические теории, системы, технологии. - Ставрополь: СГУ, 1999. - 138 с.
  3. Вроейнстийн А. И. Оценка качества высшего образования. М., 2000.
  4. Гребнев Л. С. Управление содержанием гуманитарного образования в России: Правовой, целевой и технологический аспекты. М., 2000.
  5. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование. Традиции и перспективы. - М., 1993.
  6. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX - 90-ые г.г. XX в.в.). Под редакцией З.И. Равкина. - М., 1997.
  7. Новейший философский словарь /Сост. А.А. Грицанов. - Мн., 1998.
  8. Некрасов С. Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста / С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - N 1(24). С. 42-45
  9. Савин М.В. Развитие гуманитарного образования в России середины XIX - начала XX в.в. // Педагогика и политика в образовании России конца XIX - начала XX в.в.: Материалы конференции молодых ученых. - М., 1997.
  10. Сенашенко В., Сенаторова Н., Солнцева Н. Рынок образования нуждается в профессиональных менеджерах // Платное образование. - 2002. - № 2. - С.14-16.
  11. Соколова И.Ю. Основы управления педагогическими системами: Курс лекций. - Ставрополь: СГУ, 2000. - 83 с.
  12. Солдаткин В.И. Проблемы создания информационно-образовательной среды открытого образования // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 4. - С.14-17.
  13. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
  14. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960.
  15. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (утверждена приказом Минобразования России от 18.12.2002 № 4452).
  16. Солдаткин В.И. Создание информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития : Материалы междунар. интернет-конф. проходившей 15.01-29.03.2002 на портале www . auditorium . ru - М.: Логос, 2003. - С.161-179.
  17. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л. Открытое образование - объективная парадигма XXI века // МЭСИ, М.: 2000.
  18. Лобачев С.Л., Поляков А.А. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации. Лекция-доклад // Третья Всеросс. Школа-семинар "Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства". - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 40 с.
  19. Кревский И.Г. О структуре учебных курсов для дистанционного образования //Новые информационные технологии обучения в региональной инфраструктуре: Тезисы дистанционное обучение. II межрегион. науч.-методич. конф. (г.Пенза, 24-25 марта 1999 г.). - Пенза: ПТИ, 1999. - С.73-74.
  20. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Выбор оптимальных способов доставки образовательной информации в дистанционном образовании // "Телематика'99": Тезисы докл. Всеросс. науч.-методич.конф. 7-10 июня 1999 г. - Санкт-Петербург, 1999. - С.161-162.
  21. Кревский И.Г. К проблеме лабораторных практикумов в дистанционном обучении // Информационные технологии и системы в образовании, науке, бизнесе: Сборник материалов II Междунар. науч.-технич. конф. - Пенза, ПДЗ, 2000. - С.24-26.
  22. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий: Учеб.пособие. - Пенза: Изд-во Пенз.гос.техн.ун-та, 1997. - 56 с.
  23. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект // Дистанционное образование. - 1998. - N 1. - С.37-41.
  24. Андреев А.Н., Бождай А.С., Бершадский А.М., Кревский И.Г. Геоинформационные системы - перспективное средство мониторинга систем дистанционного образования // Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы: Материалы 6-й Междунар. конф. по дистанционному образованию - М.: МЭСИ, 1998. - С.67-71.
  25. И.Е.Никулина, О.Н.Римская. Студент, преподаватель и работодатель в системе управления качеством образовательных услуг // Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 46-52.
  26. Г.И.Лазарев. Новому содержанию образования - новые рейтинги // Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 40-45.
  27. Е.Ю.Игнатьева. Самооценка в обучающейся организации // Университетское управление. 2006.  № 6(46). С. 32-39. 


 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ,
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

  В процессе изучения курса студенты должны усвоить: основной понятийно-категориальный аппарат курса; современное состояние проблемы высшего образования; образовательные традиции, парадигмы; особенности российской системы образования; научные подходы, концепции качества образования, тенденции его развития.

Студенты должны уметь: быть компетентным в области проблем высшего образования; ориентироваться в проблемах управления качеством образования, его диагностики, мониторинга образовательного процесса; понимать сущность культурных  феноменов - системы образования, качество образования, качество обучения, управления качеством образования; анализировать классические образовательные традиции, парадигмы;  понимать и характеризовать системы качества образования; применять полученные знания основ культурной образовательно-организационной деятельности в профессиональной сфере.

Формы текущего контроля: опрос, выступления по темам для самостоятельного изучения.

Формы итогового контроля: зачёт.

4.1 Зачетные вопросы курса по выбору

«Организационные основы системы образования»

  1. Гуманистически ориентированное образование.
  2. Образование как формирование «человека культуры».
  3. Научные и культурные традиции российского образования. Классическое образование.
  4. Актуальность теории «высокого профессионализма» в кризисное (переходное) время.
  5. Педагогическое пространство как пространство диалога. Диалог культур в образовании.
  6. Общеобразовательные парадигмы. Педагогические парадигмы. Смысл воспитания.
  7. Гуманитарное образование в информационном обществе. Национальное образование в России.
  8. Приоритеты в теории и практике образования: идеи, концепции. Проблема идеала.
  9. Инновации. Качество образования в вузе, его принципы; основные показатели;  критерии.
  10. Тенденции в области оценки качества образования, их характеристика. 
  11. Алгоритм создания системы менеджмента качества. Документация, планирование.
  12. Информационно-технологическая среда вуза. Модель системы менеджмента качества.
  13. Обеспечивающие процессы системы менеджмента качества образовательной организации.
  14. Аккредитация: критерии, эксперты, принципы, законодательное и нормативное обеспечение.
  15. Диагностика качества. Мониторинг. Тестирование.
  16. Лицензирование. Внутренний аудит. Внешняя экспертная оценка.
  17. Потенциал преподавателей и студентов в системе менеджмента качества образования.
  18. Профессиональный рост специалиста. Переподготовка. Конкурентоспособность.  Профессионализм.
  19. Блочно-модульные технологии обучения.
  20. Процессный подход: основа формирования системы менеджмента качества и ее оценки.
  21. Эволюция образования.
  22. Болонский процесс.
  23. Образовательные  услуги.
  24. Критерии и диагностика. Инструментарий. Качество обучения.
  25. Оценка качества профессионального образования специалиста.

 

Ключевые слова курса:

Образование, культура, философия образования, гуманизация образования, экологизация образования, качество образования, образовательные парадигмы, управление качеством образования, образовательные концепции, образовательный процесс, образовательная деятельность, образовательная услуга, информационно-образовательная среда, коммерциализация образования, стандарты образования. Новое педагогическое мышление, воспитание, обучение,  развитие. Управление, качество, инновация, стандарты, модернизация. Болонский процесс. Консалтинговые услуги. Потребитель. Производитель. Процессный подход. Модульно-иерархическая система, конкурентоспособность, новейшие тех средства обучения, новейшие педагогические технологии, профессионализм. Диагностика качества обучения, мониторинг, менеджмент качества, система менеджмента качества, тестирование, блочно-модульные технологии, рейтинг, внешняя экспертная оценка, аккредитация, лицензирование, планирование, потенциал, валидация, проектирование.

На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2010
© Отдел информационных образовательных технологий 2010