электронный учебно-методический комплекс

Организационные основы системы образования

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее


«Проблема управления качеством образования».

Тема 2.1 Вхождение России в Болонский процесс.

В начале 90-х годов Россия предприняла шаги для введения системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных циклах: бакалавриата и магистратуры. В 1994 году было утверждено введение в России системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров наряду с традиционно готовящимися специалистами.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год), расширена автономия высших учебных заведений, которая позволяет внедрить систему кредитов по типу ECTS -европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. В 2002 году Министерство образования Российской Федерации начало крупный эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах. Эксперимент проводится на добровольной основе и к маю 2003 года число вузов, использующих (полностью или частично) систему зачетных единиц, составило более двадцати.

19 сентября 2003 г. в Берлине министр образования Российской Федерации В. М. Филиппов подписал соглашение о присоединении нашей страны к Болонской декларации, предполагающей создание единой общеевропейской системы высшего образования. На сегодняшний день действие Болонского процесса, который должен завершиться к 2010 г., в разной степени охватывает 40 стран. В границах общеевропейского образовательного пространства студенты и преподаватели смогут свободно переходить из университета в университет, а полученный документ об образовании будет признан во всей Европе, что значительно расширит для каждого рынок труда.

Идея подключения нашей страны к европейскому соглашению принадлежит ректорскому сообществу Санкт-Петербурга. Эта инициатива была поддержана Комитетом Государственной Думы РФ по образованию и науке. Нижняя палата парламента направила обращение главе Правительства РФ о необходимости подписания Россией Болонской конвенции. Такова внешняя схема включения нашей страны в Болонский процесс.

В связи с этим в сфере российского высшего образования предстоят сложные организационные преобразования: переход к многоуровневой системе подготовки кадров (бакалавр - магистр); внедрение зачетных единиц, необходимое количество которых студент должен набрать для получения квалификации; практическая реализация мобильности студентов, преподавателей, исследователей, администрации и др. Ясно, что эти трансформации не могут быть простым механическим действием на основе управленческих циркуляров. Признание диплома никому не гарантирует рабочее место в избранной стране, вместе с тем в случае профессиональной необходимости компетентный специалист может получить работу за рубежом и при нынешнем дипломе. Можно предположить, что при существующей сейчас в нашей стране оплате педагогического труда немецкие или английские профессора скорее поедут не к нам, а в Андорру (из чего вовсе не следует, что они там нужнее, чем в России).

Однако при всей значимости организационной стороны Болонского процесса прежде всего необходимо постижение его внутреннего содержания, осознание смысла тех социокультурных целей образования, которые и определили необходимость объединения европейского образовательного пространства.

Специальное высшее образование обеспечивает подготовку кадров для той или иной сферы профессиональной деятельности, но первоочередные его цели связаны с удовлетворением культурно-творческих потребностей человека, с формированием целостного миропонимания и миропереживания, обусловлены воспитанием гражданских качеств, сохранением исторической преемственности поколений и развитием национальной культуры. Любопытная поправка внесена во вторую редакцию Закона РФ "Об образовании": в определении содержания образования как "процесса обучения и воспитания" слова поменяли местами. В такой редакции это определение вошло и в "Национальную доктрину образования". Воспитание понимается как первооснова педагогической деятельности.

Таким образом, любое образование (в том числе естественнонаучное, инженерно-техническое) есть гуманитарная проблема. Речь идет не о "гуманитарной составляющей", а о гуманитарном смысле образования. Образованность, конечно, означает информированность и профессиональную компетентность, но - в первую очередь! - характеризует личностные качества человека как субъекта исторического процесса и индивидуальной жизни.

Как знак вступления страны в принципиально новую полосу социального осмысления жизни был воспринят нами Указ № 1 первого Президента России - он был посвящен образованию. Даже пятый или восьмой по счету означали бы приоритетность образования в сфере государственных интересов. Но это был Указ № 1!

К сожалению, дальше последовало то, что по сей день происходит с образованием, начиная с его финансирования. Зарплата вузовского профессора много ниже заработка практически в любой сфере труда. В Москве и Петербурге не хватает учителей, а выпускники педагогических вузов приходят в школу практически в исключительных случаях. Больная тема. Однако предмет нашего разговора иной -содержание образования. Какие бы слова о приоритетах образования ни произносились с высоких трибун, реалии нашей жизни складываются не в его пользу. В первую очередь страдает образование в гуманитарном его понимании. Разговор о качестве образования, в конечном счете, сводится к уровню обучения профессиональным навыкам и овладению специальными знаниями.

Моделью образования стал человек-фактор, человек-функция, быстро достигающий, часто с завидным профессионализмом, практических целей, принципиально не связанных с гуманистическим смысловым контекстом деятельности.

Основные принципы, определяющие содержание и смысл Болонского процесса:

  • будущее человечества зависит от культурного, научного и технического развития, которое формируется в университетах;
  • университет служит всему обществу в целом;
  • образование должно стать непрерывным и сопровождать человека всю его жизнь;
  • образование должно быть таким, чтобы человек мог "внести свой вклад в соблюдение великого равновесия окружающей среды и самой жизни";
  • университет призван реагировать на изменения современного мира и быть морально и интеллектуально независимым но отношению к политической и экономической области;
  • необходимо развивать единство образовательной и исследовательской деятельности;
  • университет призван сохранять традиции европейского гуманизма, стремиться к взаимодействию и взаимопознанию разных культур.

Болонская декларация (1999), а также все предшествующие и последующие документы развивают и укрепляют взаимоответственность друг перед другом общества и образования: "Мы должны строить и усиливать интеллектуальную, культурную, социальную и техническую базу нашего континента" (Париж, 1998); добиваться через образование "улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни" (Прага, 2001); "сделать высшее образование доступным для всех, используя все возможности и соответствующие средства" (Берлин, 2003).

Существуют и будут существовать виды деятельности, которые не требуют знаний в объеме высшего образования. Но в европейской традиции образование не замыкается рамками профессии. Оно ориентировано "на развитие личности и обучение в течение всей жизни", на формирование "гражданственности как краткосрочной, так и долгосрочной социальной направленности" (Саламанка, 2001), на "укрепление социальной сплоченности" (Берлин, 2003), "с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному, культурному пространству" (Болонья, 1999).

Вуз (университет - в первую очередь) отличается от ПТУ не только сроками обучения, но решением общецивилизационных задач. Расширяя зону прикладного знания за счет фундаментального, сокращая воспитательную направленность образования, можно получить специалиста-"прикладника" среднего уровня, но возможности самосозидания обеспечивает только фундаментальная подготовка и воспитание соответствующих личностных качеств, включая способности воображения, умение эстетически видеть и слышать мир, формирование сложного комплекса нравственных качеств.

Подчеркивая "важный вклад сферы высшего образования в процессе реализации обучения в течение всей жизни" (Берлин, 2003), Болонский процесс ориентирует вузы на целенаправленное решение ими задачи творческого развития человека (именно человека, владеющего профессией) и непременно - гражданина. "Центральная роль университетов в развитии европейских культурных ценностей в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная". Вряд ли эти фундаментальные положения Болонской декларации могут быть истолкованы каким-то иным образом.

Вместе с тем очевидна невозможность решения этих смысловых задач образования посредством инструментально-прагматической подготовки "экспертов-специалистов", владеющих "полезными знаниями и умениями", которые (кто спорит?), конечно, тоже необходимы в целостном комплексе качеств образованного, обученного, воспитанного и творчески развитого человека. В Болонском процессе отчетливо обозначена роль университетов в эпоху демократизации общества - как ее необходимое условие (открытость и доступность всем), акцентирована жизненно значимая функция образования (гармония природы и "самой жизни"), его гражданская предназначенность и ответственность, ценностно-цивилизующая роль (сохранение традиций европейского гуманизма, развитие культурных ценностей). Содержание этого процесса имеет универсальный характер, выходящий за пределы Европы, а потому его могут подписывать представители других регионов. Положено начало формированию мирового образовательного пространства, и в этом процессе Россия должна быть не объектом, отражающим и исполняющим извне поступающие установки, но активным субъектом, участвующим в их формировании. Без российского образования невозможно представить мировую культуру, так же как без русской литературы и музыки.

Опыт участия в проведении "болонских" реформ в России показывает, что существуют две доминирующих точки зрения по данному вопросу. Более многочисленная на сегодняшний день группа работников высшего образования полагает, что советское, а ныне российское высшее образование - a priori -лучшее в мире, что любые серьёзные реформы имеют целью "развалить" его. и важно сохранить его в как можно большей неприкосновенности. Вторая группа придерживается той точки зрения, что наше высшее образование "выстроено под пирамиду командной экономики", "архаично", "не соответствует новому облику общества" и подлежит тотальному реформированию.

Вступление России в Болонский процесс, несомненно, оттеняет проблемы российского высшего образования, требует практических действий, и тут возникает вопрос о масштабности грядущих перемен.

Вузы должны иметь право принимать самостоятельно максимально возможное число решений - зарегулированность сверху представляется европейским ректорам несомненным злом.

Если говорить о развитии российской системы высшего образования в контексте Болоньи, стоит попытаться выделить те потенциальные выгоды, которые присутствуют в нём для России.

В самых общих чертах, благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования.

В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования б современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт.

В русле ожидаемого роста конкурентоспособности европейского высшего образования возрастёт конкурентоспособность и российской высшей школы.

По мнению авторов Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Болонский процесс позволит на основе мягкого консенсуса "найти общий знаменатель европейского образования". Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.

Образовательные выгоды от введения трёх уровней высшего образования. Если говорить об общенациональных выгодах от реализации такого требования Болонского процесса, как трёхуровневая система высшего образования, можно констатировать следующее. Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр - магистр - доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Предположительно в Россию пойдут дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве. За счёт азиатских и африканских студентов будет создаваться потенциал притока мозгов.

Высшее образование в России станет более гибким, система двух уровней более демократична. Так как степень бакалавра – это самодостаточный диплом для определённого сегмента российских студентов по их желанию срок получения высшего образования сократится до трёх-четырёх лет. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь, в российскую экономику.

Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко сокрушаются критики Болонской системы в России.

Престижность высшего образования в стране будет расти в частности, под влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности - у молодёжи появится дополнительный стимул для обучения в вузе.

Улучшится состояние российской науки - через усиление исследовательского потенциала вузов, через их плановое участие в совместных с европейскими университетами программах исследований.

Заметно увеличатся масштабы и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками.

Студенты напрямую получат доступ к самому актуальному лексико-грамматическому пласту изучаемых иностранных языков.

Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры - значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности,

Улучшится организация финансирования высшего образования - участие в Болонском процессе будет стимулировать переход на западные стандарты финансирования, предопределит выход российских вузов из нынешнего режима выживания. Распространится европейский опыт эффективного финансирования вузов, в том числе эффективной организации финансирования научных исследований в вузах. В связи с однозначными установками болонских документов на обязанность правительств оказывать всемерную поддержку высшему образованию наметится перспектива поэтапного возврата страны к бесплатному обучению в вузах.

Студенты из Европы и других стран мира, приехавшие в Россию, даже если само обучение непосредственно по программам мобильности в строгом соответствии с болонскими рекомендациями будет бесплатным, привезут в Россию финансовые средства (по аналогии с туризмом), которые используют на оплату проживания, на питание, медицинское обслуживание, досуг. Возрастёт общий культурный уровень страны.

Вряд ли пока можно утверждать, что с точки зрения её восприятия в Европе Россия полностью избавилась от политико-идеологического шлейфа бывшего Советского Союза. На бытовом уровне многие европейцы по-прежнему относятся к России настороженно, не воспринимая её как стабильного и надёжного партнера в межгосударственных отношениях почти по всем направлениям сотрудничества. Хотелось бы допустить, что полноценное вхождение России в Болонский процесс позволит ей существенно изменить в лучшую сторону её восприятие европейцами.

Разумеется, не должно быть избыточного оптимизма по поводу участия страны в Болонском процессе. Болонья не является тем золотым ключиком, который одним поворотом откроет желанную дверцу к национальному педагогическому благоденствию. Но, как минимум, болонская реформа не станет препятствием на пути благоприятных перемен.

Переход на трёхуровневую систему высшего образования также требует решения, порой безотлагательного, сложных проблем.

Централизованное введение степени бакалавра в российском высшем образовании ставит вопрос о сроке обучения в бакалавриате. Те вузы России, которые относительно давно используют эти степени, уже привыкли к тому, что обучение бакалавра длится четыре года; между тем классический европейский бакалавр болонского образца - трёхгодичный. Конечно, четырёхлетний бакалавриат с точки зрения его узнаваемости вполне допустим, и европейское сообщество безоговорочно готово признавать его, однако, сказав "А", надо бы сказать "Б", то есть, согласившись на четырёхлетнего бакалавра, было бы последовательно согласиться и на одногодичного магистра, так как суммарный срок обучения магистра в Европе - всё-таки, чаще всего, пять лет, а определённое для этого уровня количество академических кредитов - не меньше 300.

Опять же, европейские болонские традиции не требуют строгого соблюдения и этой нормы (300 кредитов на магистра), однако, когда степень "специалист" станет анахронизмом, и основным носителем высшего образования станет магистр, выяснится, что срок получения высшего образования второго уровня в России увеличился на один год и составляет шесть лет. Правильно ли это? Соответствует ли современной тенденции интенсификация образовательного процесса? Не налагает ли это необоснованное дополнительное бремя на родителей студентов как в варианте платного, так и в варианте бюджетного образования, ибо и в последнем случае срок полноценного включения студента в экономическую жизнь страны будет затягиваться. Не праздный вопрос - насколько государство в лице Министерства образования и науки РФ готово финансировать шестилетнее образование?

Существующие на сегодняшний день планы Министерства образования и науки РФ предполагают оставить бесплатным четырёхлетний бакалавриат и сделать платной двухлетнюю магистратуру. В этом случае степень бакалавра, скорее всего, начнёт доминировать в стране, и на магистра предположительно будут учиться 20-30 процентов студентов. Но ведь именно эти планы - сделать бакалавриат четырёхлетним - и толкают страну к такому повороту событий. Между тем, сохранив оплачиваемый государством пятилетний цикл - три года бакалавр (как во многих странах Европы - эта степень в таком виде уже десятки лет там "работает"!) и два года магистр - мы с высокой вероятностью повернём ситуацию к тому, чтобы не менее 80 процентов бакалавров учились на магистров. Если уж говорить о неблагоприятном повороте в судьбах российского высшего образования, то именно такой подход (четыре года - бесплатный бакалавриат, а дальше - только за деньги) ему способствует.

Ещё одна связанная с этим проблема: при четырёхлетнем бакалавриате будет трудно организовывать мобильность с теми европейскими вузами, где студенты этого уровня учатся три года. Какие семестры в этих университетах будут соответствовать уровню студентов седьмого и восьмого семестров в наших вузах? А если одновременно с ними поедут и студенты пятого и шестого семестров?

Достаточно актуальный вопрос - повышение статуса степени бакалавра. Нужно, наконец, определить номенклатуру должностей, которые разрешено занимать бакалаврам; в средствах массовой информации не должна прекращаться кампания по разъяснению общественности полноценности степени бакалавра; табели о рангах должны предоставить бакалавру привилегии работника с высшим образованием.

Непростой и в меру болезненный вопрос - в какой степени бакалавр по одной специальности может продолжать обучение в магистратуре по другой специальности? А можно разрешить ему также менять и направление подготовки? Практический опыт показывает, что при смене специальности бакалавр должен по меньшей мере в полном объёме сдавать вступительный экзамен в магистратуру по профильным дисциплинам, даже если он поступает на платную форму обучения.

Проблемы существуют и применительно к уровню "магистр". Если признать законность степени "интегрированный магистр", не захотят ли российские вузы в массовом порядке пойти по упрощённому пути, объявить свои нынешние пятилетние курсы обучения по программам специалиста "интегрированной магистратурой" и таким путём без лишних хлопот "вступить" в Болонский процесс?

Существенный вопрос - в какой степени стоит регламентировать соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы? Ясно, что магистр должен работать самостоятельно гораздо больше учебного времени, чем бакалавр, не говоря уже о том периоде, когда он пишет магистерскую диссертацию. Различия в подходах представителей разных направлений подготовки и разных специальностей вызывают немало вопросов. Очевидно, до накопления достаточного опыта целесообразно не пускать данный процесс на самотёк.

Проблемы со степенью доктора наук, несмотря на то, что именно они приобрели повышенный общественный резонанс, представляются не столь сложными. Как уже указывалось в других главах, вполне можно и, наверное, нужно сохранить две степени доктора наук; вторая докторская степень, более высокая, которая будет иметь надболонский национальный статус, должна обеспечивать все те преимущества, которыми пользуется нынешний доктор наук, например, право возглавлять кафедру или аттестовывать новых докторов.

Однако очень опасно просто добавлять академические кредиты к специальным дисциплинам, не обеспечивая их увеличением учебной нагрузки. Кредит, как мы видели раньше, - это единица трудоёмкости. Нам придётся гораздо точнее контролировать эффективность самостоятельной работы студента и более объективно оценивать её трудоёмкость. Контроль качества в этом смысле - не допускать начисления кредитов просто за статусность дисциплин. Существует опасность вызвать инфляцию российских академических кредитов, как это бывает в экономике, когда необоснованно запускают печатный станок на монетных дворах.

Европейское приложение к диплому - важнейший документ, который документально увенчает подготовку бакалавра или магистра и сделает его диплом свободно конвертируемым. "Подводные камни" тут - неквалифицированное или недобросовестное его заполнение, девальвация его как универсального европейского документа. Важно решить, от чьего имени будет выдаваться Приложение: от имени государства, то есть Министерства образования и науки, либо же от имени конкретного вуза. Представляется, что государственный контроль за выдачей европейских Приложений необходим в любом случае. Очевидно, в отличие от типовых образцов в российский вариант Приложения следует вносить сведения об уровне владения иностранными языками, определённом по европейским критериям и сертифицированным едиными европейским испытаниями.

Ещё один "подводный камень" - бесплатность Приложения. С 2005 года мы должны в соответствии с принятыми на себя в Берлине обязательствами бесплатно выдать каждому российскому выпускнику вуза бесплатное европейское Приложение к диплому. Будут ли централизованно выпускаться бланки Приложения? Как будет финансироваться качественный перевод Приложения на английский язык и его массовое заполнение? На начало 2005 года средства на это уже должны быть выделены.

Ещё один "подводный камень" - выявившаяся неготовность европейских вузов безоговорочно признавать наши Приложения. При направлении российских студентов на обучение в магистратуры по программам двойных дипломов приходится сталкиваться с требованиями утверждать их бакалаврские дипломы в соответствии с ранее сложившейся практикой в консульствах стран, куда направляются студенты. Будет ли такая практика продолжаться, то есть станет ли именно работник консульства, не всегда глубоко осведомлённый в вопросах высшего образования человек, тем лицом, которое определит валидность европейского Приложения каждого конкретного студента? Все эти проблемы надо безотлагательно решать как на национальном, так и на европейском уровне.

Главный "подводный камень" единой европейской шестибалльной системы оценок - рекомендуемое процентное соотношение количества каждой из выставляемых оценок. По европейским рекомендациям, в академической группе не могут быть только отличники; как бы ни старались и какие бы знания ни демонстрировали студенты группы, кто-то из них по процентной норме обязательно получит самую низкую оценку "Е", причём в слабой группе, как бы неважно подготовлены не оказались её студенты к очередному испытанию, кто-то с такой же обязательностью несправедливо получит высшую оценку "А" ("отлично"). Преподаватель, работающий, скажем, на разных факультетах, при педантичном соблюдении европейских рекомендаций будет вынужден ставить студентам за одинаковые по качеству ответы по своей дисциплине совершенно разные оценки, которые будут иметь некоторый относительный вес; их абсолютная ценность окажется условной.

Для устранения этих и многих других "подводных камней" необходимо уже сейчас принимать организационные меры. Нужны национальный и региональные координаторы по Болонскому процессу, которые будут проводить в вопросах болонских преобразований согласованную политику. Встаёт вопрос о целенаправленном формировании у российской педагогической общественности так называемой "культуры Болонского процесса", которая будет предписывать неукоснительное соблюдение вузами, их преподавателями и студентами определенных принципов. Необходимо централизованное периодическое издание, посвященное Болонскому процессу, где будут прежде всего освещаться вновь возникающие проблемы и предлагаться способы их решения.

Вывод

  1. Болонский процесс - это системный и целенаправленный подход к повышению качества и международному признанию результатов интеллектуальной деятельности в области образовательных услуг и подготовки специалистов.
  2. Подписание Болонской декларации позволило России полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования. В законодательство Российской Федерации внесены коррективы в соответствии с Болонским соглашением.
  3. Основными результатами участия России в Болонском процессе в настоящее время являются:
    • введение бакалавриата и магистратуры с сохранением специалитета;
    • развитие академической мобильности студентов и преподавателей;
    • выдача выпускникам общеевропейского Приложения к диплому.
  4. Введение системы зачетных единиц в учебный процесс позволит, во-первых, выстроить индивидуальные образовательные траектории для каждого студента; во-вторых, более точно учитывать учебную нагрузку преподавателей и, соответственно, более точно оплачивать их труд; в-третьих, активно внедрять в учебный процесс современные электронные технологии обучения, способствующие развитию и улучшению качества самостоятельной работы студентов.

Основные цели Болонского процесса

Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.


Основные положения Болонской декларации

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
  6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.


Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

  • с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
  • до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.


Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования» являются: Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Черногория, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Македония, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Украина, Великобритания

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой же начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003) и Бергене (2005), Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 45 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

Мнения о Болонском процессе

  • Как сообщает Neue Zurcher Zeitung (апрель 2007 г.), в Санкт-Галленском университете, первым перешедшем на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывают, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе. Наиболее ощутимо стандартизация учебы и введение системы зачетных баллов ECTS (European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.

Какими бы благими намерениями ни руководствовались движители Болонского процесса, на практике вышло так, что познание сведено к охоте за баллами, которые признаны едва ли не основным мерилом знаний. Кроме того, заменяя образование профессиональной подготовкой, «Болонья» грозит ликвидацией основы основ - единства обучения и научных исследований. И неудивительно, что многие из тех, кто уже успел ощутить все «преимущества» Болонской системы, в открытую говорят о закате европейской университетской модели, складывавшейся веками.

Вопросы для самостоятельной проверки данной темы 2.1:

  1. В чем суть Болонской декларации 1999 года ?
  2. Болонский процесс и его основные цели.
  3. Основные положения Болонской декларации.
  4. Участники Болонского процесса.
  5. Мнения о Болонском процессе.


На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2010
© Отдел информационных образовательных технологий 2010