электронный учебно-методический комплекс

Организационные основы системы образования

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее


Тема 1.2 Эволюция образования



Развитие образования имеет давнюю мировую традицию.

Два канала трансляции культуры: детский игровой и взрослый "делай, как я". Детство завершал обряд инициации. Взрослые имели "тайные общества" со строгой дисциплиной.

Античность, Греция

В Спарте дети оставались в семье до 7 лет - в холоде и в голоде. Далее дети поступали в государственную "семью", где основным занятием были физические упражнения, старшие управляли младшими под надзором взрослых. Юноши (эфебы) с 18 до 30 лет учились военному делу и подчинению дисциплине. Далее - жизнь в казарме в состоянии постоянной боевой готовности. Девушки обучались в гимнасиях.

Воспитание: нравственные устои. Умения: лаконичная речь, чтение, письмо, танец, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах.

В Афинах дети оставались в семье до 7 лет, затем поступали в мусическую школу (девяти муз). Следующей была гимнастическая школа. С 16 до 18 лет - изучение законов в гимнасии: раздельно для афинян и "метисов". После гимнасии - двухлетняя эфебия. Обучение завершали год в военных лагерях и еще два года гарнизонной службы.

Эвпатриды составляли элиту, геоморы - средний класс, ниже располагались демиурги (ремесленники); метеки (ремесленники и торговцы) и рабы не имели избирательных прав.

Рим

"В Риме не было установленного законами воспитания, ни общественного, ни частного" (Цицерон). Дети учились на примерах родителей. Военному делу юные патриции учились сначала на Марсовом поле, затем в лагере. После лагеря их ждала армия - когорта военачальников, где их учили "повелевать, повинуясь". Кроме того, они сидели около дверей на заседаниях сената, учась политике. Разным премудростям подрастающих аристократов учили купленные для этого ученые рабы.

Дети среднего класса поступали в школу, где litterator учил их читать, писать, считать и "сглаживал шероховатости ума". Очень немногие продолжали образование у грамматика (цена грамматика - около 1,5 млн. евро), далее - у ритора. Грамматическая школа давала учащимся тривиум (грамматику, риторику и диалектику) и квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию, музыку). Тривиум и квадривиум образуют семь свободных искусств (семь - священное число). В риторической школе (с 15 лет) учили искусству участия в диспутах, музыке, математике, астрономии и философии. Во втором веке до нашей эры появилась высшая школа с преподаванием юриспруденции, медицины, архитектуры, математики и механики. Телесные наказания были в большом ходу.

Общественная школа - среда конкурентов и соперников, форум. Частные, муниципальные и государственные (ко времени падения Империи) школы обеспечили преподавателей постоянным доходом, Цезарь дал им гражданство с обычными привилегиями, но освободил от всех обязанностей. Веспасиан назначил римским риторам государственное содержание, но в провинциях учителей содержали муниципии (зачастую на грани голода). Профессоров на многие кафедры назначал император, иногда по конкурсу; в Константинополе профессорам запрещали преподавание вне стен Капитолия. Бедные учащиеся стали получать стипендии - там, где ценили образование.

Слушателей набиралось до 50, за учеников боролись. Ученики собирались в общества: одни для овладения знаниями, другие - "разрушители" - для драк, срыва занятий, закрытия школы.

В школах преподавали латинский и греческий языки, но философию - очень редко. Риторика стала главным предметом, школа превратилась в школу глупости и бесстыдства, стала победным оружием в политической и культурной борьбе с варварами.

Средние века

Религиозно-нравственное воспитание в целомудрии, бедности и послушании не сразу вытеснило римское и греческое наследие. Церковные школы поначалу ограничивались наставлениями в вере и обучением чтению, письму и пению псалмов. Вершиной премудрости был календарь с датами постов и праздников. В VII веке Карл Великий издал указ о школах при монастырях.

"Первые христиане" призывали к безбрачию, к отказу от рождения детей в ожидании конца света и Страшного суда. С течением времени этому призыву подчинились только "избранные" - священники. Не имея детей, деятели церкви нашли себе наследников и преемников в кафедральных школах, обеспечив горизонтальную (а затем и вертикальную) трансляцию генов христианской культуры. Клирики не только решили проблему воспроизведения своего клана, но и дали приют избыточному мужскому населению и младшим сыновьям в условиях майората.

Образование институализировалось двояким образом: от арабов заимствовали университеты, греко-римское наследие представляли академии. В VI веке Боэций перевел Платона и Аристотеля. Дидактический стиль Аристотеля обеспечил ему неоспоримое первенство в христианском образовании.

Стадии образования: до 15 лет - школа, выпускающая абитуриентов; два года обучения на общеобразовательном (низшем, вроде ПТУ) факультете доставляли степень бакалавра; обучение и работа в качестве помощника магистра еще через два года доставляли степень лиценциата; лиценциат после двух лет работы в качестве магистра на общеобразовательном факультете и успешного прохождения курса на одном из высших факультетов получал степень магистра (права, медицины или теологии). Высшую степень magister regens имел профессор, возглавлявший кафедру.

"Военщина" проходила два этапа обучения: пажа (от 7 до 14 лет) и оруженосца (от 14 лет до 21 года).

"Образованщина" была освобождена от телесных наказаний, имела судебный иммунитет и освобождение от несения военной службы и от налогов.

Схоласты выработали культуру текста - они ввели членение текста на части, главы, параграфы, рубрики, абзацы. Структуризация знания как дидактический прием освоения (непосильных для варваров) античных текстов закрепила в западной культуре классификацию. Схоласты ввели в школу систему вопросов и обсуждений (экзамены пришли в Европу из Китая).

Публичная защита диссертации на заседании ученого совета проходила так: в первой половине заседания диссертант формулировал тезис, предложенный к защите, аргументировал его и защищал от возражений и лукавых вопросов из аудитории; после перерыва действо повторялось, но тезис заменяли противоположным. Решение о присуждении искомой степени принимали члены ученого совета.

Возрождение и Реформация

Идей было много. Агрикола (Германия) предложил триаду понять > запомнить > сделать самому. Рабле ратовал за индивидуальное воспитание, Монтень - за отмену наказаний, за изучение родного языка (Франция).

На практике Лютер перевел Библию на немецкий язык, предложил народные школы с всеобщим и (частично) обязательным образованием, написал первую азбуку. Благодаря Лютеру появились латинские школы (впоследствии - гимназии) - одна школа на 10 000 чел. - и учебники (греческая грамматика, диалектика, физика, этика, история, психология). В гимназиях учились 10 лет. В немецких университетах основой обучения стали (и остались) классические языки и литература. Иезуиты ввели школы пансионного типа (каникулы: одна неделя для младших, три недели для старших) с числом учащихся до 1000 и даже до 2000.

Новое время

Ян Амос Коменский в XVII веке предложил и реализовал (Чехия, Польша, Швеция, Венгрия, Нидерланды) новый подход к школе и учебникам, сохранивший влияние до сих пор. Естественный метод: самостоятельное наблюдение > практическое осуществление > применение усвоенного в новых обстоятельствах > умение самостоятельно рассказать о результатах. Ввел в педагогику принципы наглядности и возрастной доступности. Предложил четыре школы: материнскую (от рождения до 6 лет), родного языка (от 6 до 12 лет), гимназию (от 12 до 18 лет с классами грамматики, физики, математики, морали, диалектики, риторики), академию (с изучением всех достижений науки и философии - от 18 до 24 лет). Предложил действующую с тех пор систему классов и уроков.

Посмотрим подробнее на уникальную фигуру просветителя. Ян Амос Коменский по праву считается родоначальником той системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие. Изменялись формы правления, сходили со сцены политические режимы, умирали сами собой педагогические эксперименты или педагогическое шарлатанство, - а школа продолжала и продолжает учить детей в рамках все той же классно-урочной системы, которую великий педагог создавал в XVII веке, руководствуясь тем же принципом природосообразности. В отечественной и зарубежной литературе о тайных обществах Европы имя Коменского часто фигурирует среди потаенных адептов загадочного ордена розенкрейцеров, ему приписывают нерасшифрованные алхимические формулы. Высказывалось предположение, что в конце жизни Коменский стоял у истоков нарождающегося масонства (А. Амфитеатров, М.П. Холл, Е. Черняк). В педагогической литературе обычно упоминается его принадлежность к общине чешских или моравских братьев, протестантов, последователей учения Яна Гуса. Но и "братья" отнюдь не были божьими овечками и успешно пользуясь конспиратологией, тайно занимались распространением тайных доктрин. Эзотерические увлечения не мешали его искренней христианской религиозности, что было частым делом в ту эпоху. Впрочем, как и в нашу. Во всяком случае незря сегодня главным сочинением Я.А. Коменского нередко называют "Лабиринт света и рай сердца" (переиздание: М., МИК, 2000), - книгу явно мистическую и, как предполагают, до сих пор не разгаданную. С большой долей вероятности можно говорить, что педагогическая деятельность Коменского была экзотерическим прикрытием распространения учения тайных эзотерических обществ. Их идеи, как правило, сводились к главной цели - установить духовную власть над миром (под "миром" мог представляться любой географический, политический, религиозный регион Европы). Своим учителем автор "Великой дидактики" называл германского теолога И.В. Андреа, которого современники и потомки считали высоким эмиссаром Розы и Креста. Андреа считается автором "Признания Братства", объясняющем цели и деятельность ордена. Коменский безусловно проникся его духовной иррадиацией. В "Признании" доминирует идея о людях, жаждущих знания, и о необходимости дать его им, согласно их способности к пониманию. И тогда господство ложной теологии (папизм) будет преодолено, и Бог утвердит свою волю через избранных Им философов.

Прочитаем вдумчиво полное название главного педагогического труда чешского учителя.    "Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всему всех, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни:

КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО, где для всего, что предлагается,

ОСНОВАНИЯ почерпываются из самой природы вещей;

ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств;

ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике.

   Не слишком ли глобальную задачу поставил перед собой скромный, с небольшим опытом, учитель в 1627 году? Так мог бы мыслить, скорее, проповедник, пророк, посвященный, знающий, какая тайная сила стоит за его спиной, и одержимый желанием служить этой силе. Текст названия первого издания фигуративно изображает чашу, что вряд ли случайно: с одной стороны, это чаша евхаристии, главный символ гуситов, требовавших причастия под обоими видами - и хлебом и вином. Ради этого и пролились реки крови во время гуситских войн, чтобы в конце концов умеренные "чашники", порвавшие с радикальными таборитами, нанесли им решающее поражение в битве при Липанах. Коменский несомненно принадлежал к наследникам чашников. С другой стороны, это важнейший эмблематический символ всех тайных мистерий: чаша Святого Грааля. Не случайно книга была окончательно написана в 1632 г. на чешском языке. Обычно это объясняется заботой учителя о своем народе. Напротив. Там, где жил в это время Коменский, написать такую книгу на латыни, как было принято, значило навлечь на себя смертельную опасность. Однако и на чешском языке она издается только в 1649 г., но тем временем автор уже выполнил латинский перевод (1638), однако, издает его в безопасном Амстердаме только в 1657 г. объяснения этого долгого процесса прихода книги к читателям общеизвестны, и, в принципе, уместны. Но глубинная причина, кроме соображений безопасности, крылась в другом: "посвященный" автор и его "могущественные покровители" выжидали время, когда европейское общество будет готово принять идеи Коменского. Это время наступило во второй половине XVII века. Тем более, на землях Восточной Европы уже практиковали школы с образовательной системой близкой "Великой дидактике". Что ж, если все вышеизложенное приближается к истине, то следует признать, что предложенная задача была решена Коменским настолько блестяще, насколько же блестяще главные идеи Сократа утвердились в античном мире: на века.

Последние годы жизни Я.А. Коменский проведет в Амстердаме - самом веротерпимом городе тогдашней Европы, настоящем религиозно-философском Вавилоне, до которого не дотягивались руки Ватикана. Здесь он завершает огромный труд "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" в семи книгах. Две первые будут изданы, а рукописи пяти других окажутся утерянными (или сознательно спрятанными его учениками), их обнаружат в 30-е гг. XX века в Германии. Полностью эта гигантская работа объемом в 1500 стр. самого крупного формата была издана в 1966 г. в Чехословакии. Четвертая книга "Всеобщего совета…" только что вышла в свет под названием "Панпедия: Искусство обучения мудрости". М., из-во УРАО, 2003 (обычно в литературе о Коменском ее называли "Пампедия" - "Всеобщее воспитание"); считается, что она представляет наибольший интерес для педагогов, т.к. посвящена всем аспектам воспитания, синтезируя все педагогические идеи мыслителя. Дело в том, что остальные шесть книг вовсе не педагогические, но содержат опять же глобальные проблемы: понимание всех дел человеческих; предмет человеческого познания; проблему создания всеобщего языка; идею создания международных организаций из ученых, судей, духовенства; и, наконец, в последней - "Паннутесии" - излагаются соображения, каким образом можно заставить всех людей принять участие в реализации его плана переустройства человеческого общества. Что остается добавить? Только то, что "Великая дидактика" была в полном смысле слова совершенной системой философии образования, логически обосновавшей метод природосообразного обучения, содержащий в себе все основные понятия, принципы, категории, которыми пользовалась и еще долго будет пользоваться мировая педагогика (материал дается по Д. Корнющенко).

 

Соединенные штаты

Там действовали прагматичные и образованные президенты. Франклин объявил целью образования научить самостоятельно учиться (!) и ввел в открытой им академии (на выбор) три школы: классическую, математическую и английскую. Джефферсон "Биллем о всеобщем распространении знаний" ввел всеобщее обязательное бесплатное образование в трехступенчатой школе: на первой ступени - чтение, письмо, арифметика и ремесленные навыки для дома; на второй ступени - прикладная математика, земледелие и т.п. для ориентированных на ремесло и сельское хозяйство, научные дисциплины для желающих продолжить образование с ориентацией на занятия наукой; на третьей ступени - завершение образования по выбранной специальности.

В Европе блеск идей в проектах, неизменно отвергаемых властью, особенно ярок на фоне убогих школ, всегда находившихся в руках церквей. Образование могли получить только аристократы - в учебных заведениях с "дедовщиной" и с казарменным "пансионом". Песталоцци выработал свои принципы воспитания на сиротах (весьма популярный материал в Европе). Фребель разработал систему использования шаров, кубов, цилиндров и других конструктивов, бумаги, вышивки и других средств для развития детской самодеятельности в "дошкольном" возрасте; ему мы обязаны "детским садом". Педагогику как научную дисциплину учредил Гербарт (Кенигсберг, Геттинген).

В конце XVIII - начале XIX века в Германии, а затем во Франции, в Англии и в США школьное образование стало областью государственного интереса и управления. Бесплатная начальная школа появилась в Пруссии в 1794 году, в США в 1855 году, в Англии в 1870 году, во Франции в 1880 году.

Взаимозависимость философии и образования

По мнению А.П. Огурцова влияние системы образования и философии всегда было взаимным. Нельзя отождествлять классическую парадигму образования с просветительской идеей универсального, единого Разума, с нормативизмом философии Просвещения.

Система образования всегда предполагает определенное влияние науки всегда основывается на определенной концепции науки.

Еще в начале 19 века возникает новая философская концепция образования, делающая акцент на становлении самосознания личности, на самоформировании личности в актах самосознания культуры. Этот подход, в немецкой классической философии (Гербер, Гумбольдт, Гегель) привел к гуманитаризации образования и к утверждению права личности на образование: личность, понятая как самосознание, формирует себя как субъект культуры. Эта философская концепция образования, противостоявшая просветительской концепции, послужила основой для поиска новых форм образования, ряда педагогических реформ, ориентировавшихся на культурно-гуманитарные идеалы. Можно вспомнить, в частности, реформу высшего образования в соответствии с программой В. Гумбольдта. Однако, уже в середине 19 века это направление столкнулось с серьезными проблемами. В частности, в Англии подобная система образования вошла в противоречие с социальной потребностью в специализированном обучении и развитии естественнонаучного образования. В эти годы прошла дискуссия, в которой приняли участие выдающиеся английские естествоиспытатели (Фарадей, Тиндаль, Гершель) о необходимости развития в стране естественнонауного образования.

В нашей стране мы сталкиваемся сейчас с аналогичными трудностями. Существуют разрывы, во-первых, между уровнем школьного и высшего образования и, во-вторых, между уровнем высшего образования и системой науки, в том числе академической наукой, которая вынуждена заниматься переподготовкой рекрутируемых в нее кадров, "подтягивать" их до нужного уровня.

Образование российское - (см. приложение 2 и 3- ломоносовский период в образовании).

Наше время

В начале ХХ века сторонники "новой школы" создали объединение, распавшееся через три года. "Лига нового воспитания" (53 страны) работала с 1921 по 1933 год. Через 20 лет эта деятельность возобновилась под эгидой ЮНЕСКО. Теорий и проектов скоро станет больше, чем действующих систем образования.

В последние десятилетия традиционалисты в Европе и США продолжают отделять базовое (начальное) образование (чтение, письмо, арифметика) от дисциплинарного (среднего) образования. Рационалисты видят школу как предприятие по переработке сырья в готовую продукцию. Феноменологическое направление (Маслоу) рассчитывает помочь учащемуся проявить свои индивидуальные способности "изнутри", а не обрабатывать его методами индустриальной педагогики.

Практика (США) создала базовую школу первой ступени (1 - 6 классы). Далее подросток выбирает: вторая ступень (общее или профессиональное обучение в объединенной школе) или выход в жизнь на работу.

Объединенная школа состоит из младшей школы (7 - 9 классы) и старшей школы (10 - 12 классы). Эту структуру заимствуют в Европе (увеличение времени обучения на 1 год повышает валовый национальный продукт на 5%.). Распад отживших свое время образовательных структур сопровождается внедрением в школу возможностей свободного формирования индивидуальных альтернативных учебных планов.

Предпринимаются попытки обеспечить образовательные каналы для одаренных детей.

На фоне развития школы нарастает волна уклонения от образования, даже начального. Родители многих иммигрантов рассчитывают на то, что их дети (и внуки) проживут на пособия, не учась и не работая.

Судьба образовательной программы ЮНЕСКО

После окончания второй мировой войны силами Запада проводилась в жизнь всемирная программа по ликвидации неграмотности и созданию в странах третьего мира систем образования.

В основе программы: "Весь мир - школа, вся жизнь - школа, обучение есть цель жизни" (Ян Амос Коменский).

Базовые образовательные потребности должно обеспечить базовое образование, дающее функциональную грамотность - знания и навыки чтения/письма, позволяющие эффективно принимать участие в "грамотной" деятельности на уровне культуры социальной группы.

За 50 лет программа удалось создать островки начального образования. Даже полное среднее образование, не говоря о высшем, не привлекло молодых людей. Получившие образование отправились учиться и работать в страны "первого мира". В 2000 году ЮНЕСКО пришлось признать свое поражение в борьбе с несокрушимым невежеством человечества.

К концу ХХ века функционально грамотны 15% населения арабского мира, 60% населения Южной Азии.

Актуальность и ценность образования

Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс-это процесс передачи и получения знания и умения. А добыча знания, создание нового знания и умения - это процесс фундаментального исследования, причем безотносительно к тому - прикладного или абстрактного. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая атмосфера, атмосфера интеллектуального личного общения и не только в цепочке ученик-учитель, но и во взаимодействии учитель - учитель, ученик - ученик. Для этого нужен университет.

Развивая информационные технологии, мир, по крайней мере, мир обработки и передачи знания уходит от идеи кампус - центрированного университета. К сожалению, все большую притягательность приобретает идея виртуального университета. Но надо понять, что образование не может быть реальным в виртуальном мире виртуальных реальностей.

А для чего же нужно реальное образование? Для того чтобы соответствовать известной максиме Вольтера, что «только человек образованный, человек просвещенный свободен»? Или потом, что, по Бэкону, - «знание - сила»? Или, возвращаясь на землю, потому, что человеческому обществу нужна хорошо выполненная сложная работа, требующая, в свою очередь, хорошо образованных работников?

Хорошо образованные работники могут быть получены только с помощью системы настоящего высшего образования. Давать высшее образование, - значит готовить молодых людей к будущей достаточно сложной работе. При этом работа, получаемая по завершении образования, должна удовлетворять как работодателя, так и работника.

Работа идет успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство удовлетворения, если молодые работники проявляют творческое отношение к делу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командный дух. Эти качества очень важны. Ими должен обладать любой человек. Но они не могут быть по заказу или приказу вложены в молодого человека. Они должны быть развиты в процессе обучения, должно быть развито то доброе, что в зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это - вопрос не образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности.

Но этого мало. Для успешности работы и удовлетворенности работодателя и работника молодые люди, приступая к работе, должны иметь полную информацию обо всех, в том числе новейших достижениях в своей области и обладать достаточно глубокими знаниями соответствующих фундаментальных наук, умея все это применить к делу. Такая постановка вопроса традиционна для академической общественности.

Задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применять весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся условиям.

Решена эта задача может быть только на базе прочного фундаментального образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии, технологии современных материалов показывают, - что для того чтобы в наше время стать, скажем, хорошим инженером, необходимо получить хорошее фундаментальное образование. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.

Вопросы для самостоятельной проверки данной темы 1.2:
самоконтроль.

  1. Развитие образования имеет давнюю мировую традицию, расскажите о постановке образования в античности- Греция, Рим.
  2. Образование в Средние века, эпоху Возрождения и Реформации.
  3. Личность Яна Амоса Коменского и его труд «Великая дидактика».
  4. Постановка образования в Соединенных штатах.
  5. Расскажите о взаимозависимости философии и образования.
  6. Образование российское. Научные и культурные традиции российского образования. Классическое образование.
  7. 7.Образование как формирование «человека культуры».
  8. Судьба образовательной программы ЮНЕСКО.
  9. В чем актуальность и ценность образования?
  10. Гуманистически ориентированное образование.


На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2010
© Отдел информационных образовательных технологий 2010