электронный учебно-методический комплекс

Организационные основы системы образования

Назад | На главную | Содержание | Поиск на странице | Печать | E-mail | Далее


Модуль 1. «Образование в системе культуры.
Образовательная политика в меняющемся мире».

Тема 1.1 Культура и ОБРАЗОВАНИЕ

Одной из современных проблем высшего образования на современном этапе является качество образования, т.е. качество тех образовательных услуг, которые получает потребитель (абитуриент, а в дальнейшем студент высшего учебного заведения) и оказывает поставщик - производитель (ВУЗ).

Сегодня категория «качество» прочно вошла в область образования как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и его отличие от других. В настоящее время пристальное внимание исследователей занимает феномен «качества образования», при этом существуют несколько научных подходов и концепций его понимания. Качество образования - это синтетическая категория, отражающая все аспекты и компоненты развития образования как системы.

Главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом оценивается по конечным результатам (получение студентом диплома специалиста). Современный процессный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании его оценки по отдельным специально выделенным критериям для всех компонентов самого процесса, а также факторов оказывающих влияние на результат. Качество образования рассматривается на различных уровнях:

  • с позиции субъектов образовательного процесса с учетом иерархии социально-значимых характеристик, параметров;
  • с позиции самого образовательного учреждения (поставщика), предоставляющего комплекс услуг, адекватных требованиям государственного образовательного стандарта, запросам личности и общества (потребителей) с учетом прогноза его деятельности в будущем.
    В мониторинговых исследованиях качество образования в узком смысле рассматривается как категория, характеризующая результат образовательного процесса, отражающего:
  • уровень сформировавшихся теоретических знаний, практических умений и навыков выпускников;
  • уровень интеллектуального развития, нравственных качеств личности;
  • особенность ценностных ориентаций определяющих мировоззрение;
  • активность и ответственное творческое отношение к действительности, проявляющееся в деятельности.

Качество образования в широком смысле предполагает подход к образованию как социально-педагогическому процессу и рассматривается как совокупность характеристик этого процесса (реализация его целей, современных технологий, а также условий, необходимых для достижения динамики положительных результатов).

Проблема качества образования комплексная. Существуют различные факторы, препятствующие качественной подготовки выпускников в соответствии с требованиями работодателей. Обратимся к понятиям «культура» и «образование».

Культура

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку, она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке», шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей.

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти (приложение 2- Культура Московского государства).

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают »мистические видения» как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различий между культурами.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающие эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности возможны разные варианты.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить, «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют «английским языком», некоторые группы употребляют «более правильный» английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами (приложение 1).

ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Слово "образование" специфично не только для привычного употребления, связанного с педагогикой, детьми и т.п. Язык позволяет говорить об образовании понятий, горообразовании, новообразованиях в организме, муниципальных образованиях и т.п. Это слово а) выделяет нечто из остального мира и, в этом смысле, сродни "организованности" ("муниципальное образование") и б) указывает на возникновение-становление-формирование: не было, а вот - образовалось.
  2. Обратившись к этому расширительному контексту, вернемся к вопросам, связанным с традиционным "педагогическим" пониманием образования. Образование здесь будет выглядеть как образование человека: вот его не было, а вот он уже есть, образовался.
  3. Начало этого процесса (оставляю в стороне сюжеты с замыслами родителей и т.п.) лежит в точке зачатия, в моменте слияния мужского сперматозоида и женской яйцеклетки. В этот момент появляется (образуется) новая сущность, которой до этого момента не существовало. Затем следует развитие этой сущности с периодическими новообразованиями: многоклеточность, дифференциация тканей, формирование (образование) органов и т.д. Наконец, - рождение, выход ребенка из утробы матери.
  4. Физиологическое развитие и соответствующие ему новообразования с рождением не заканчиваются, но на первый план все в большей степени выходит развитие (с новообразованиями принципиально иного типа) культурное и социальное: освоение собственно человеческих (не биологических только) форм организации жизни, пространства культуры (через эти самые формы, язык, взаимодействия с другими людьми и т.д.), социальных взаимоотношений и др. Эта линия параллельна линии физиологического развития, сложным образом с ней взаимодействует, используя и надстраиваясь или, наоборот, противодействуя и вытесняя…
  5. Еще позже появляется третья линия - самостоятельности, - в которой человек формируется (образуется) как сущность волящая, принимающая решения, способная противостоять окружающему, формируя свой собственный мир и втягивая окружающее, в соответствии с его (собственного мира) законами и т.д. Так образуется "Я".
  6. Смысл педагогического отношения в содействии этому процессу и его оформлении. Процесс образования, таким образом содержит как естественные (на них я, в основном, и акцентировался), так и искусственные (именно здесь появляется возможность и необходимость говорить о педагогике и педагогическом) составляющие. Это нужно далее разбирать подробнее.
  7. Еще два вопроса, которые представляются мне здесь интересными - это вопросы, откуда взялось все вышеизложенное и что с ним делать дальше. Предлагаю это чисто феноменально: так сложилось. (образовалось). Представленное суть одно из возможных пониманий, которое (вроде бы) не противоречит основаниям моего мироотношения. С ним можно и нужно работать, понимая при этом, что реальное осуществление этой работы потребует задания для нее определенных ограничивающих-организующих-определяющих ориентиров: рамок, целей, контекстов и т.п. Это должно выстраиваться постепенно в дальнейших работах.


Идеал образованности и цели образования

Поиск новых форм организации научного знания - важнейший путь реформирования системы образования. Сейчас складывается новый образ науки, чуждый нормативизму и унитаризму просветительской концепции.

Вместе с тем изменяются и подходы к пониманию образованности. Наряду с традиционными, сегодня в педагогике складываются новые представления о человека и образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек - это не столько "человек знающий", даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека.

Нужно, чтобы образованный человек был готов и к испытаниям, иначе как он может способствовать преодолению кризиса культуры.

"В настоящее время образу "человека знающего" нередко противопоставляется "личность", говорят, что цель образования сформировать полноценную творческую личность. Действительно, человек знающий другими словами, специалист - только часть человека, но и личность - часть человека, хотя и существенная часть, есть и другие "части" - тело (телесное существо), психика (психическое существо), дух (духовное существо), социальный индивид (родовое существо) и т.д.

Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем.

Другое требование, важное для нашего времени, - понимание и принятие чужой культуры. По М.Бахтину, культура лежит на границах. Это можно понимать в том смысле, что внутри самой себя она не осознается; лишь при взаимодействии, встрече, диалоге, различных культур становятся взаимными или понятными основания и особенности собственной культуры. Это означает, что образованный человек является культурным и в том смысле понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только собственной независимости, но и чужой.

Можно указать еще несколько требований, предъявляемых современной жизнью человеку, это, например, задача преодоления раскола культуры на гуманитарную и техническую: эти две сферы все дальше отходят друг от друга, так, что иной раз кажется, что уже сформировались два разных вида человечества - "гуманитарии" и "техники" (ученые, инженеры, вообще люди с рациональной технической ориентацией и образом жизни).

Вероятно, если обособление технической и гуманитарной культур становится нетерпимым, способствует углублению кризиса нашей цивилизации, то нужно работать на их сближение, стремиться к целостной гуманитарно-технической личности. Идеал - целостный, органичный человек, ориентирующийся в обеих культурах, в котором видны "ростки" новой культуры, где уже не будет самой этой оппозиции - "гуманитарно-техническое".

Еще одно настоятельное требование - формировать нравственного ответственного человека. Сегодня оно становится в плане осмысления человеком нравственных реалий, добра и зла, своего места в жизни, познания, ответственности за природу, за судьбу культуры, близких и т.п. Другими словами, прежде всего в гуманитарном ключе. Естественнонаучное мировоззрение, можно сказать, вменяется современной культурой и образованием едва ли не каждому второму, но все более ощущается недостаток гуманитарного мироощущения, оно чаще осознается как насущный идеал.

В числе главных в реформе образования - избавление от системы государственного диктата и монополизма. Если этого не произойдет, то невозможно будет уйти от единообразия в образовании, от несоответствия осваиваемых молодежью знаний жизненным реальностям. В конечном счете, это оборачивается большими социальными издержками.

Бюрократический централизм в образовании неизбежно приводит к тому, что итоговым продуктом обучения считается подготовка рабочей силы. Между тем, образование - это, прежде всего вложение в человеческий гуманитарный потенциал общества. Как наиболее рационально вкладывать средства в этот потенциал - это один из ключевых вопросов. Думается, что монополизированная система по своей сути обречена содержать избыточное число посредственно работающих ВУЗов, она не в состоянии преодолеть интересы администрации и преподавателей, отчаянно сопротивляющихся перепрофилированию или сокращению устаревших структур. Если же в ее рамках будет создаваться система непрерывного образования, в которой уже сегодня ощущается необходимость, то и здесь она, скорее всего, затратит вхолостую огромные ресурсы.

Определенные централизованные структуры и программы в образовании, конечно же, должны существовать. Однако в нынешней ситуации у них должны быть иные, не административно-распределительские функции. Весьма сомнительно стремление обучить в ВУЗе всему тому, что может понадобиться человеку в течение его дальнейшей деятельности. Но отстаивание достаточного инвестирования в образование, организация системы аттестации ВУЗов, аккредитации учебных программ, создание качественного задела учебной литературы - весьма насущные задачи, которые в полном объеме под силу только центральным структурам.

Нужно сказать, что отсутствие самостоятельности - следствие не только давления административных инстанций, но и укоренившихся особенностей мышления самих преподавателей и руководителей факультетов и ВУЗов. Они настолько привыкли к работе по стандартам, утвержденным "наверху" программам и планам, что сейчас бояться взять содержательные вопросы образования в свои руки и ждут очередного инструктивного письма. И, похоже, не напрасно ждут… При всех разговорах о реформах образования с большим трудом пробиваются идеи самостоятельности ВУЗов, многообразия типов учебных программ, многоступенчатого обучения. Думается, что решающий сдвиг здесь произойдет с появлением новых источников финансирования образования - частных, личных. Они станут лучшим индикатором того, какие программы нужны и какие ВУЗы и университеты конкурентоспособны.

Такая децентрализация была бы одновременно и способом объективной оценки в том или ином обучении, его качестве, она же способствовала бы, наконец, формированию отечественной личности, осознающей выбор определенного образования как важнейший жизненный шаг.

"Сейчас нередко высказываются опасения, что в условиях рыночных реформ теряется интерес к фундаментальному социальному и гуманитарному образованию. Как показывает опыт это не так. Тяга к фундаментальному образованию высокого уровня у студентов сохраняется, они, например, против уменьшения в программах удельного веса таких курсов, как общеэкономическая теория, история философии, социология и т.п. и вытеснения их прикладными дисциплинами наподобие основ маркетинга. Кстати, и новые коммерческие структуры, как крупные, так и небольшие, сознают, что широко образованный, способный к нестандартным решениям и быстрой переквалификации человек - для них весьма ценное приобретение. Вот только как обеспечить серьезное фундаментальное образование?

Представляется, что здесь велика и незаменима роль университетов. Что бы ни говорили о кризисе системы образования, значение университетов будет сохраняться и даже расти. У нас наличие университетов с хорошими научными и культурными традициями является залогом того, что в стране не исчезнет интеллектуальный слой, способный вывести страну из кризиса осмысления и решения не только коньюнктурых, но и стратегических задач.

Уникальное и устойчивое, исторически сложившееся совмещение в университете фундаментального и специализированного образования, научных исследований и общекультурных функций позволяет ему не замыкаться в профессиональном деле обучения молодых людей, но помимо этого постоянно взаимодействовать с окружающей социокультурной и политической средой, вносить в нее стабилизирующее и ориентированное на длительную перспективу начало.

Если судить по тому, какие задачи предстоит решать нашему обществу, ясно, что образованные люди очень нужны, и эта потребность будет только возрастать. И одновременно ситуация складывается так, что ныне люди с высоким уровнем образования оказываются невостребованными. Даже из крупных университетских центров происходит "утечка мозгов" за рубеж и в коммерческие структуры. "Это парадокс, но обучение студентов перестало быть главной задачей университета. Но если не заниматься этим делом сегодня, то в не столь отдаленном будущем, отсутствие высокообразованных людей не удастся восполнить ничем.

Университетский подход к образованию, проходящий нитью через всю историю европейской культуры, отличается такой основательностью, что способен даже в самых кризисных ситуациях сохранять и развивать интеллектуальные традиции. "Университетски образованный и университетски воспитанный человек - это человек, прежде всего обладающий широким интердисциплинарным кругозором, знающий фундаментальные науки и достаточно грамотно мыслящий".

Возрождение и развитие университетской идеи предполагает соответствующую модель "образованного человека". В 20-м веке высшее образование перестало быть элитарным в смысле его доступности для различных социальных слоев, но по существу ВУЗы, и особенно университеты, должны выращивать интеллектуальную элиту. "Образованный человек» должен быть и человеком высокой, в этом смысле элитарной культуры. Как отмечал Г. Федотов, "идеал культуры должен быть высок, труден, чтобы разбудить и напрячь все духовные силы". Эта задача может решаться созданием и поддержанием особой университетской атмосферы, особенно тут важно то культурное напряжение, которое должно существовать в отношении "учитель- ученик".

Актуальный вопрос

Кого должен воспитывать университет: образованного человека или профессионала?

Если вспомнить М. Мамардашвили - "человек не может добиться серьезных достижений в одной области, если он равен нулю в других". То же самое относится и к обществу в целом. Невозможно разработать или воспринять развитые технологии на фоне, скажем, убогой гуманитарной или политической культуры. И именно университеты могут закладывать основы инфраструктуры, внутри которой возможно существование современных высоких технологий.

Как считает доктор философии А.П. Огурцов, кризис университета, о котором столь много сейчас говоря, - это, прежде всего кризис универсального образования, и особенно философии, которая всегда выполняла функцию или универсального знания, или пропедевтики к универсальному знанию. Перестройка университетского образования неразрывным образом связана с перестройкой преподавания философия. По каким направлениям может пойти эта перестройка? Философия в системе образования выполняет по крайне мере двоякую функцию. Прежде всего, она должна давать методологическое введение в специальность, объяснять, что такое наука, какие существуют типы научного знания, каковы методы науки, как устроено научное сообщество и т.д. Это задача курса "Методологическое введение в специальность", который должен читаться на первых курсах обучения в ВУЗах. Естественно, что такого рода методологическое введение должно дифференцироваться и учитывать специфику инженерных, естественнонаучных и гуманитарных ВУЗов. У нас такого рода разработки пока отсутствуют. Помимо этого, на старших курсах преподавание философии должно ориентироваться на демонстрацию многообразия философии, которое отражает собой многообразие культур и личностей философов.

Говоря о кризисе образования в России, необходимо настраиваться на радикальное изменение форм, методов и содержания образования, на то, чтобы вместо унитарного подхода формировалось многообразие систем образования, в том числе преподавания философии и подготовки научных кадров.

В данной разделе темы лекции использованы работы:

  • Алексеев Н.Г. "Философия образования и технология образования"- "Вопросы философии" N11-1995г.
  • Фишер М.И. "Философия образования и комплексные исследования образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.
  • Зеленина Л.М. "Философия образования и определение целей образования" - "Вопросы философии" N11-1995г.


Государственная политика в области образования. Цели образования

Стратегические решения, которые принимаются сегодня в области развития образования, определят будущее России через десятилетия. Поэтому необходимо выяснить, какие концептуальные решения в управлении системой образования следует принять сегодня, чтобы с определенной вероятностью обеспечить свое желаемое будущее. Главное и самое трудное - это принятие политического решения о целях обучения и содержании образования в школе и вузе.

Сегодня главными целями обучения являются изучение основ наук и формирование научной картины мира. В результате изучения множества разрозненных предметов и огромной перегрузки выпускники имеют обрывочные, лоскутные, не связанные между собой знания и навыки, почти не имеющие отношения к реальному единому и системному миру, в котором мы живем. Вместе с тем очевидно, что любое явление или объект всегда существуют в какой-то системе. Изъятые из системы, они приобретают иные качества. В теории систем показано, что изучение какого-либо отдельного элемента системы, вне связи с другими элементами, означает потерю многих качеств, возникающих при взаимодействии элементов системы. Эта важнейшая компонента знаний и мировоззрения проходит мимо ученика. При этом многолетний труд детей по освоению суммы знаний и формированию научной картины мира - не просто неэффективная трата времени. У человека при «прохождении предметов» формируется ложное представление о всемогуществе разума как «властителя, преобразователя» мира и природы. Редкие индивиды самостоятельно поднимаются до понимания того, что каждый из нас частица сложной системы, в которой нельзя что-либо противоестественно и безнаказанно перестраивать. Экологический кризис, о котором мы так много говорим последние 20 лет, - это, прежде всего, кризис сознания, следствие того, что система образования отстала от развития технической цивилизации лет на 150-200! Отстала так страшно далеко, что даже многие крупные (по занимаемому руководящему креслу) деятели модернизацию образования видят лишь через внедрение компьютеров и INTERNETа в школу! Сознание, руководимое человеком и определяющее меру его счастья, все больше и необратимее вступает в противоречие с окружающей социальной и природной средой. Человек при этом становится все более несчастным, раздражительным, агрессивным и чужим в этой среде. Что надо изменить в системе образования и семейном воспитании, чтобы хотя бы приостановить это саморазрушение цивилизации и вал дискомфорта, накатывающийся на всех без исключения людей - бедных и богатых?

Система образования должна быть сконструирована таким образом, чтобы будущие родители, находящиеся еще в дошкольном и школьном возрасте, постепенно, с помощью Учителя осознали непременность и благость жития в полном согласии с природой и социумом, не нарушая гармонии того и другого. И воспитание этих качеств должно стать одной из главных целей будущей системы образования. Но это в принципе невозможно сделать без радикального изменения содержания и технологий образования.

Ради удобства исследования мы «расчленили» науку о природе на отдельные части. В школе же мы изучаем фрагменты этих частей вне связи друг с другом, зубрим, запоминаем некоторые схемы, модели, покушаясь при этом на изучение основ наук: физики, химии, биологии и т.д. В формирующемся сознании ученика возникает иллюзия познания основ наук. Так у человека, и без того обремененного гордыней, самоуверенностью, возникает гипертрофированное представление о могуществе своего разума и возможностей. Человек начинает мнить себя властелином Природы и еще дальше удаляется от нее, умножая свои будущие проблемы. В результате мы учим ребенка не тому, что ему будет нужно в жизни. Сегодня содержание образования не отвечает запросам человека. Главный же недостаток существующих технологий обучения в школе и вузе состоит в том, что и ученик, и студент являются де-факто объектами воздействия преподавателя. В них «вливают» объем знаний, определенный программой. И начинается этот процесс с первых шагов в школе. Осознание всего этого радикально изменяет концепцию целей, содержание и технологии обучения.

Уровень развития земной цивилизации определяет степень ее гомоцентричности. Проявление этого признака выражается в том, насколько социальные институты государства видят в человеке главную ценность, цель своей деятельности. Это предопределяет цели воспитания и обучения, диктует необходимость гуманизации всей системы образования. В рамках такого подхода ученик может выступать только как субъект обучения и воспитания. Это одно из фундаментальных оснований новой стратегии образования, которое позволит изменить представление человека о себе, своих целях, своем потенциале и возможностях его реализации.

При определении целей образования мы должны исходить из принципиального исключения любого насилия над мыслью и личностью ученика. Мы воспитывали борцов за счастье людей, которым навязывали модель счастья. Надо воспитать молодое поколение, научить его мудрости и терпимости к иному мнению. В противном случае нам не уйти от «правильных» целей, достижение которых будет оправдывать любые средства. Следует всегда помнить, что дьявол начинается с ангела, с пеной у рта доказывающего свою правоту.

Из сказанного вытекает, что главной целью всей системы образования должно стать развитие личности ребенка, воспитание человека.

Другая цель школы - научить ребенка наиболее полно раскрывать свои способности и реализовать свой потенциал, т.е. формировать его саморазвивающейся системой. Этого можно достичь только в процессе целенаправленного обучения саморазвитию, формирования навыков самообразования.

 

Экологизация образования в концепции устойчивого развития России

Во всем мире все более быстрыми темпами идет процесс информатизации всех сторон жизни общества, развитие и внедрение новых информационных технологий. Компьютерные технологии привели к впечатляющим результатам в сфере промышленного производства и бизнеса, социальной жизни и образования, науки и культуры. Информация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития, которую называют информационной.

В процессе информатизации общества коренным образом изменяются и сферы его жизни. Человек оказывается в совершенно новом информационном мире, и образование становится неотъемлемой частью его каждодневной жизни, его существования. Современная эпоха диктует необходимость глубинных изменений системы образования. Переход от техногенной к антропогенной цивилизации сопровождается пересмотром привычных представлений о человеке, о мире, сменой ценностных ориентаций. Однако, пока идет борьба тенденций технократизации и гуманитаризации образования, камуфлируется истинная цель образования - развитие человека. Пытаясь развивать социальные ипостаси человека, губится его биологическая сущность, без которой все остальное рискует оказаться мертвым.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Итак, если цель образования - развитие человека, то в сложившейся ситуации одним из направлений образования должно стать и обучение здоровью. Насколько реально российское общество волнуют вопросы будущего молодежи и охраны окружающей среды, может наглядно продемонстрировать социологическое исследование, проведенное в Северной Осетии и Москве доктором социологических наук В. Кузнецовым.

Какие проблемы беспокоят Вас, прежде всего в повседневной жизни?
(в % от числа опрошенных)

 

Северная Осетия - Алания, март 2002г. Москва, март 2002 г.
Страх за свое будущее, будущее своих детей 60 50
Загрязнение окружающей среды, плохая экология 32 11
Угроза болезни 29 22

Очень важно понять: от того, каким сложится российский экологический климат, во многом будет зависеть будущее России. Именно поэтому проблема здоровья (особенно детей и молодежи) должна стать частью государственной политики, направленное на прекращение и дальнейшее предупреждение деградации генофонда, повышение нравственных, физических, психических, и репродуктивных возможностей человека в будущем.

Конечно, данная проблема находит свое решение в таких науках как валеология, экология, и ряде других дисциплин. Однако необходимо формирование более глубокого и целостного понимания вопросов экологического характера и их влияние на формирование личности. Развитие такого подхода открывают широкие возможности новой парадигмы образовательного процесса. Экологизация образования привела бы к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы, включая характер самого знания, формы и методы организации образования, в конце концов, к созданию нового типа человека, умеющего жить в гармонии с природой, оставаясь при этом двигателем научно-технического прогресса.

Необходимо признать тот факт, что общество не в силах остановить научно-технический прогресс, человеку ничего не остается, как научиться жить в согласии с законами природы и не переступать допустимые пределы воздействий на природную среду. Эта важнейшая для будущего нашей цивилизации задача может быть решена только на основе перехода общества на концепцию устойчивого развития с использованием новых экологических технологий, с учетом корректировки стратегии природопользования, воспитания у людей разумного ограничения человеческих потребностей.

К сожалению, в России в настоящее время существуют проблемы в экологическом образовании, вызванные рядом причин:

1) слабая материально-техническая база экологического образования;

2) в обществе не возник необходимый уровень экологического мировоззрения, требующий выделять значительную долю национального продукта на решение экологических проблем, в том числе проблем экологического образования;

3) в силу экономических трудностей приоритеты государственной политики пока направлены не в сторону экологии, как это требует все более угрожающее состояние окружающей среды во многих регионах России.

Нельзя не отметить того факта, что повсеместно создаются общественные организации и объединения, деятельность которых направлена на выявление проблем экологической безопасности, охраны среды и здоровья людей; на распространение достоверной информации о состоянии природной среды и здоровья населения РФ; на проведение общественной экологической экспертизы и оценку экологического риска; защиту прав и интересов граждан, общественный контроль за соблюдением экологического законодательства.

Однако основным и наиболее комплексным универсальным инструментом призвано быть государство, которое должно стать во главе гражданских и общественных организаций в деле защиты каждого индивидуума, всех социальных групп и общества в целом. Следовательно, пропаганда здорового образа жизни, реализация на практике масштабного процесса экологизации образования и формирования нового мировоззрения молодого поколения должны стать одной из приоритетных задач системы образования.

 

Модели образования

  1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду отраслей народного хозяйства. Строится она по неведомственному принципу с жестким централизованным определением целей, содержания образования номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин в рамках того или иного типа образовательной системы. При этом учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.
  2. Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.). Эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает реальную возможность быть востребованным другими сферами - впрямую, без дополнительных согласований с государственной властью.
  3. Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель,Д, Равич, Ч. Финн и др.) - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, роль которого отводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и чередовать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации.
  4. Рационалистическая модель образования (П. Блум, Р. Ганье, К. Скиннер и др.) предполагает такую его организацию, которая, прежде всего, обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление не молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся.
  5. Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбос, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой, а не «отливать» в определенную форму, придуманную кем-то заранее, априори. Педагоги такой ориентации создают условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого ученика в соответствии с унаследованной им природой, представляют как можно больше свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциалов и самореализации. Сторонники данного направления отстаивают право индивида на автономию развития и образования.
  6. Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлед, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и др.

Цели образовательной системы - это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.

Система образования в России и других странах - открытая, непрерывно развивающаяся система, которая обладает рядом особых свойств.

  1. Система образования эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем.
  2. Система образования ориентирована на будущее. В тексте одной из реформ образования в Японии дано такое определение: «образование - столетнее растение».
  3. Система образования постоянно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления.

Тенденции развития системы образования и обучения

Сложившуюся в мире систему образования многие называют «поддерживающим обучением». Оно основано на подготовке человека к решению проблем и предназначено в основном для поддержания существующей системы образа жизни и деятельности человека.

Однако в мире обозначилась иная тенденция, связанная с переходом на другой тип обучения - «инновационный». Ему присущи две характерные особенности. Первая - это обучение предвидению, т. е. ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. Отсюда столь важно развитие воображения акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне (от локальных и частных до глобальных, с учетом развития мира, культуры и цивилизации).

Список использованной в данном разделе темы литературы:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. Ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр» Академия», 2003. - 272 с.
  2. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.

 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Прежде всего, определимся в понимании термина «парадигма». Этот термин в педагогической русской литературе стал употребляться последние десятилетия и пришел в педагогику из философии. В философском энциклопедическом словаре значение термина «парадигма» характеризуется как «совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе».

Парадигму в образовании можно понимать как совокупность ключевых педагогических концептуальных положений и идей, которые определяют педагогические научные исследования и признаны педагогической общественностью в конкретный период.

Таких педагогических идей и положений в современной педагогике существует несколько. Исследователи зачастую объединяют их в две основные парадигмы, одна из которых относится к прогрессивным, устремленным в будущее педагогическим предпосылкам и основам, а другая к уходящим в прошлое.

С середины прошлого века было принято различать парадигмы «сотрудничества» и «авторитаризма», к которой относится все, что «не сотрудничество», парадигмы «развивающего обучения» и «обучения, ориентированного на ЗУНы», «личностно-ориентированного обучения» и другие. Объединяя эти парадигмы, авторы монографии «Креативная педагогика» выделяют две парадигмы: «классическая» и «новая, неклассическая». Очевидно, что такое деление условно, но оно позволяет все предыдущие рассмотреть одновременно.

С названием «классическая» можно согласиться, так как «классическая» - обозначает устоявшаяся, традиционная, идеи которой достаточно долго были ведущими в образовании. Синонимом «новой, неклассической» парадигмы в настоящее время выступает «нетрадиционная», которая предлагает «иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет». Т.о., в условиях модернизации образования, смена образовательной парадигмы происходит на основе смены целевых приоритетов.

Отличия новой парадигмы образования и классической авторами  «Креативной педагогики» представлены в таблице (см. табл.).

Критерии Классическая парадигма Новая, неклассическая парадигма
Основная цель образования Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
Человек Простая система Сложная система
Знания Из прошлого («школа памяти») Из будущего («школа мышления»)
Образование Передача ученику известных образцов знаний, умений и навыков Создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры
Учащийся Объект педагогического воздействия, обучаемый Субъект познавательной деятельности, обучающийся
Отношения педагога и учащегося Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося
Вид деятельности учащегося «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого «Активная», творческая деятельность обучающегося

В настоящее время в России  наиболее признаны 3 школьные системы образования: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, в рамках которых действуют различные учебно-методические комплексы.

Как считают ряд исследователей, классическая парадигма, отражая интересы общества, представляет воспитание личности с заданными свойствами, т.к.  сложившись в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, она способствовала развитию у учащихся тех качеств, которые были необходимы в условиях ремесленного производства (повтор действий мастера, послушание). До настоящего времени к представителям российского общества предъявлялись те же требования, т.к. в течение жизни люди имели возможность заниматься профессией, в которой мало что менялось. Сегодня, по утверждению Селевко Г.К., «цели традиционного образования несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней». Традиционное образование ориентировано на усвоение ЗУНов, а не на развитие личности, хотя оно и было заявлено в целях. «Пытаясь навязать» всем одинаковые типы поведения через передачу уже установленных правил, требований общества, традиционное образование не дает возможности личности к самоопределению и самореализации, так как на первом месте оказывается не сама личность, а продукт, который от нее можно получить.

Вопросы для самостоятельной проверки усвоения темы 1.1
Самоконтроль.

  1. В чем заключается современное толкование понятия «качество образования»? (расскажите о традиционном и процессном подходах).
  2. Особенности усвоения культуры человеком.
  3. Расскажите о культурных ценностях общества и его культурных формах.
  4. Что такое культурные универсалии и почему они существуют?
  5. Какая тенденция называется «этноцентризмом»?
  6. В чем суть понятия «образование»?
  7. Поясните, что такое «идеал образованности» и в чем состоит цель образования.
  8. Приоритеты в теории и практике образования: идеи, концепции. Проблема идеала.
  9. Раскройте, в чем заключается университетский подход к образованию
  10. Кого должен воспитывать университет: образованного человека или профессионала?
  11. Какова государственная политика в области образования?
  12. В чем суть экологизации образования в концепции устойчивого развития России?
  13. Каковы тенденции развития системы образования и обучения?
  14. Какие модели образования существуют сегодня?
  15. Перечислите ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ. Педагогические парадигмы. Смысл воспитания.


На следующую страницу На предыдущую страницу

© Красноярский государственный аграрный университет 2010
© Отдел информационных образовательных технологий 2010