Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Сборник дополнительных текстов
Текст 4.6

Основные оппозиции бихевиоризма
и психоаналитического направления.
Их основания и следствия
для научной психологии

В период кризиса психологии сознания в спорах по поводу метода интроспекции возникли два самостоятельных психологических направления, с разными взглядами на методы и предмет психологии: бихевиоризм и психоанализ.

В отличие от бихевиористов, которые за предмет психологии взяли поведение и считали, что не следует изучать сознание, т.к. объективными методами оно не изучаемо, радикально «выбросив за борт» все понятия субъективной психологии сознания, психоанализ признавал сознание в качестве предмета изучения, но в большей степени считая, что поведение человека определяется бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются, забываются.

Бихевиоризм считал поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Психоанализ же не отвергал активную роль сознания в поведении. Отношение сознания к бессознательной психике мыслилось неизбывно конфликтным. В то же время считалось, что только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности. Открыв объективные психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытые «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнаружила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных и, стало быть, независимых от того, что нашептывает «голос самосознания», регуляторов поведения. Фрейда окружало множество учеников. Нововведением К. Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если, по Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет «нащупать» этот дар, образуемый несколькими потаенными психическими структурами, которые Юнг назвал архетипами. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертный и интравертный, которыми он, вслед за Фрейдом, дал имя «либидо», считая, однако, неправомерным отождествлять их с сексуальным инстинктом. Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов. Психоаналитическое движение широко распространилось в разных странах. Возникали новые варианты объяснения и лечения неврозов, неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Итак, некое целое, обычно понимаемое под человеческим «Я», психоанализ расщепил на три части (Я, Оно, Сверх-Я), оставив на долю собственно Я только некоторые психические процессы – память, мышление и др. Дочь Фрейда Анна Фрейд, подвергла критике этот взгляд, считая, что на долю самого Я (эго) здесь остается очень мало, что «бедное Я» оказывается зажатым между двумя мощными силами: Оно и Сверх-Я. По ее мнению, которое развили другие сторонники психоанализа и ее последователи (прежде всего Э. Эриксон), Я имеет самостоятельное значение и способно активно противостоять влечениям (инстинктам) и тирании Сверх-Я. Особые механизмы защиты, присущие Я, спасают человека от чувства тревоги, ограждают его сознание от травмирующих переживаний; благодаря им человек, вовлеченный в конфликт, способен успешно разрешить его, добиться согласия с окружающими и с самим собой. Психоанализ строился на постулате, согласно которому человек и социальный мир находятся в состоянии тайной, извечной вражды. Иное понимание отношений между индивидом и обществом утвердились во французской психологии. Личность, ее действия и функции объяснялись социальным контекстом, взаимодействием людей. В этом тигле выплавляется внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психология сознания принимала за изначально данное. Наиболее последовательно эту линию развивал Пьер Жане (1859-1947). Его первые работы по психиатрии касались болезней личности, возникающих при разрыве связей между идеями и стремлениями личности из-за падения «психического напряжения» (Жане предложил называть этот феномен «психастенией»). В результате ткань психической жизни расщепляется; в одном организме начинают жить как бы несколько личностей. В дальнейшем Жане принял в качестве ключевого объяснительного принципа человеческого поведения общение как сотрудничество. Именно в его глубинах рождаются различные психические функции: воля, память, мышление и др. В целостном процессе сотрудничества происходит разделение актов: один индивид выполняет первую часть действия, второй – другую его часть: один командует, другой подчиняется. Затем субъект совершает по отношению к самому себе действие, к которому прежде принуждал другого. Он научается сотрудничать с собой, подчиняться собственным командам, выступая как автор действия, как лицо, обладающее собственной волей.

Приведенные в данном описании некоторые понятия психоанализа, как и многие другие, используются теоретиками и практиками и в настоящее время – и в этом, безусловно, прослеживается его важность для сегодняшнего дня.

Личность с точки зрения научения, – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда, не считается нужным задумываться над психическими структурами и процессами «скрытыми в разуме». И принципиально рассматривает внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует поведение. Фрейд тоже подчеркивал значение влияния окружения на особенности развития человека в раннем возрасте. Он подчеркивал абсолютное, непреложное влияние родителей в ранние детские годы. Более того, эго развивается и вступает в действие только тогда, когда ид не в состоянии справиться с требованиями среды или окружения, а супер-эго является исключительно продуктом социального окружения. Тем не менее, связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

Как радикальный бихевиорист, Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов( например, неосознаваемых импульсов, архетипов, черт личности и др.). для того чтобы объяснить, почему компетентную студентку исключают из колледжа, мы могли бы с легкостью сказать: «потому что она очень боится неудачи», «потому что у нее нет мотивации» или «потому что она стала меньше заниматься из-за того, что бессознательно боялась успеха». Такие гипотезы об исключении студентки из колледжа могут звучать как объяснение, но Скиннер предупреждал, что они ничего не объясняют, если ясно не определены все мотивы и если не установлено все то, что предшествовало ее исключению. Если компетентная студентка отсеивается из колледжа, не лучше ли проверить, какие условия окружения предшествовали этому событию, чем предполагать для объяснения какую-то психическую реальность, которую нельзя объективно идентифицировать? Например, мешал ей спать шум в общежитии настолько, что она не могла успешно заниматься? Финансовые трудности заставляли ее работать 40 часов в неделю и таким образом ограничили время для учебы? Или она играла в студенческой баскетбольной команде, расписание которой заставляло ее пропускать много занятий и экзаменов? Эти вопросы ясно показывают, что Скиннер возлагал ответственность за действия человека на обстоятельства окружения, а не на сферу автономного человека. Для Скиннера окружение – все и объясняет все. Однако Скиннер не отвергал категорически изучение внутренних явлений или того, что иногда называют «высшими психическими процессами». Действительно, он полагал, что психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям, но необходимо, чтобы эти изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить. Именно этот акцент на объективность характеризует попытку Скиннера признать законность внутренних состояний и явлений.

В сегодняшней практике (особенно в педагогике) признаются оба этих фактора.

Если Фрейд утверждал, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека, то Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением.

Предпосылка, лежащая в основе бихевиоральной терапии, на практике относительно проста – психические расстройства приобретены в результате ошибочного прошлого научения. Неважно, насколько саморазрушительным или патологическим может быть поведение человека, бихевиоральный терапевт верит в то, что оно есть результат влияния окружения, которое подкрепляет и упрочивает его. Следовательно, задача, стоящая перед терапевтом, – точно определить то неподходящее поведение (симптомы), от которого следует избавиться, уточнить желаемое новое поведение и определить режимы подкрепления, которые требуются, чтобы сформировать желаемое поведение. Эти задачи выполнимы при условии создания окружения, в котором достижение человеком «хорошей жизни» делается возможным при соблюдении адаптивного или социально желаемого поведения. Таким образом, бихевиоральная терапия – это логическое расширение принципов классического и оперантного обусловливания, с помощью которых можно эффективно устранить многие виды плохо адаптированного поведения (пример: жетонная система вознаграждения).

Психоанализ рождался как метод психотерапии неврозов, в частности, истерии – заболевания, при котором именно психологические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушений (параличи, слепота, боли и др.). Все люди, согласно Фрейду, неизбежно внутренне конфликтны (он даже использовал термин «нормальный невротик»). За многими проявлениями фантазии, творчества и др. лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это – как бы символическое воплощение нереализованных желаний. (Вопреки распространенному среди непсихологов мнению, Фрейд не предлагал ожидать за каждым образом непременно сексуальную подоплеку – ее может и не быть – но в общем случае она несомненна). Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознаваемым – а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю – задача психоанализа как терапевтического метода.

В контексте теории научения практика детского воспитания определяет природу детского развития. Сирс сделал попытку выявить корреляцию между формами зависимого поведения и практикой ухода за ребенком его родителями. Основыаясь на результатах своих исследований, он выступает за просвещение родителей: каждый родитель естественно, будет лучше воспитывать своих детей, если он больше будет знать; важно, как и насколько родители понимают практику воспитания. Скиннер отдает предпочтение использованию положительного подкрепления. Он считает, что дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями. Положительное подкрепление, в отличие от наказания, не имеет мгновенного эффекта, но оно оказывает более длительное влияние и практически не вызывает отрицательных эмоциональных состояний. Что же может заменить наказание в воспитании? Игнорирование не желаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять. Но процесс угасания длится долго, требует большого терпения и может способствовать развитию агрессивного поведения. Поэтому, не обращая внимания на плохое поведение, необходимо акцентировать его на хорошем и тем самым закреплять его. Однако, следовать такому совету, как отмечает комментатор Скиннера Р. Ной, легче на словах, чем на деле. И все же намного полезнее, по Скиннеру, найти средства использования положительного подкрепления хорошего поведения, чем ждать, когда плохое поведение разовьется, а затем полагаться на наказание. По его мнению, все социальные институты должны быть организованы таким образом, чтобы человек систематически получал положительное подкрепление за желаемое поведение. Это исключит необходимость широкого применения наказания, так как обстоятельства будут побуждать людей вести себя достойным образом с пользой для себя и для общества.

Современное применение принципов оперантного научения широко. Две основные области такого применения – обучение навыкам общения и биологическая обратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основанная на методах репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобы люди вели себя более успешно в различных социальных интеракциях. Оказалось, что тренинг с биологической обратной связью эффективен в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Остается, однако, неясным, как биологическая обратная связь фактически позволяет производить контроль над непроизвольными функциями тела. Области применения: психофармакология или изучение влияния лекарственных препаратов на поведение; образовательные технологии, включающие приборы программированного обучания и системы управления в классе: психолингвистика и формирование вербального поведения; промышленный менеджмент, включая удовлетворение работой и отношениями на производстве у служащих; терапевтическое лечение психологических проблем (например, алкоголизм, наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, расстройства питания).

Важными заслугами бихевиоризма явились следующие.

Во-первых, он внес в психологию сильный материалистический дух, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития.

Во-вторых, он ввел объективный метод – метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, до речевых младенцев и т.п. Наконец, в работах бихевиористов были значительно продвинуты проблемы научения, образования навыков (Гиппенрейтер Ю.Б.).

И концепции психоанализа имеют очень много приложений в повседневной жизни. Одно из наиболее значительных – психоаналитическая терапия – использует достаточно хорошо апробированные методы: метод свободных ассоциаций, интерпретация сопротивления и анализ переноса. Все они нацелены на изучение бессознательного, что обеспечивает возможность более глубокого понимания пациентом своей личности. Эти новые знания о себе затем переносятся в повседневную жизнь с помощью метода эмоционального переучивания.

Библиография:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
  3. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. – М., 1995.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения