Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Сборник дополнительных текстов
Текст 4.1

Взгляд З. Фрейда на природу человека

З. Фрейд был убежденным биологическим детерминистом. Он полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальными и агрессивными инстинктами.

Фрейд отчетливо понимал, что у человека над всем главенствует иллюзия свободы, но все же он настаивал, что люди в действительности не способны «выбирать» между альтернативными направлениями в поведении и действиях и что их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать.

Он полагал, что простейшими проявлениями детерминизма являются случаи, когда человек забывает, куда положил вещь, хорошо знакомое имя или адрес, а также описки и оговорки (так называемый «парапраксис»). Он интерпретировал подобные явления как признаки присутствия неосознаваемых мотивов.

Фрейд считал, что люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами, которые в значительной степени находятся вне сферы сознания.

Являясь в определенной степени рациональным, эго как компонент структуры личности, в конце концов, служит средством для реализации ид.

Несмотря на наличие тезиса, что посредством психоанализа можно достичь высокой степени рациональности (где было ид, там будет эго – выражает оптимизм Фрейда, что силы разума смогут приручить примитивные и иррациональные побуждения), теория личности Фрейда прочно цементирована представлениями о важности иррациональных элементов в поведении человека.

С позиций этой теории идея о том, что разумный человек держит под контролем ход событий своей жизни не больше, чем миф.

З. Фрейд опирался на клинический метод, где упор делается на целостность личности. Понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого (холизм). Центральное в теории – описание человека на языке соотношения ид, эго, суперэго.

Ид составляет врожденную конституциональную основу личностной структуры и развития. Фрейд рассматривал психосексуальное развитие как биологически обусловленный процесс, характерный для любого человека, независимо от культурных влияний. То, чем являются люди, в значительной степени представляет собой результат врожденных, генетически наследуемых факторов. В вопросах понимания поведения Фрейд, напротив, подчеркивал значение влияния окружения на особенности развития человека в раннем возрасте. Он подчеркивал непреложное, абсолютное влияние родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Более того, эго развивается и вступает в действие только тогда, когда ид не в состоянии справиться с требованиями среды или окружения, а суперэго является исключительно продуктом социального окружения. Тем не менее, связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

Фрейд больше, чем другие был привержен положению неизменности. Вся его теория о развитии человека основана на посылке, что личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Он описывал индивидуума, продвигающимся в процессе развития через ряд самостоятельных психосексуальных стадий. Структура личности взрослого может быть описана в терминах психосексуальной стадии, которой человек достиг или на которой произошла фиксация. Т.о., структура характера формируется в раннем возрасте и остается неизменной в зрелые годы.

Но он считал психоаналитическую терапию полезной для тех людей, которые стремятся понять истоки своих настоящих проблем. «Соприкасаясь» со своим прошлым опытом и узнавая о нем нечто новое, эти люди учатся более адекватно справляться с настоящими и будущими проблемами. В то же время Фрейд признавал, что аналитические терапевты имеют дело с личностью и поведенческими моделями, которые повторяются и упрочиваются на протяжении жизни их пациентов.

Пациенты, избравшие для себя психоанализ, должны не только оставить свои несостоятельные стили поведения, но также выработать новые стили поведения, что само по себе похоже на освоение новых навыков. Достижение этих целей если не невозможно вообще, то чрезвычайно трудно и болезненно, особенно, если пациенты по причинам, которые они сами почти не понимают, сопротивляются на каждом этапе данного пути. При этом они используют то же оружие, что и в детстве, когда сопротивлялись родителям, пытавшимся их социализировать (например, негативизм, доминирование, беспомощность, враждебность и отчаяние). Поэтому даже в аналитической терапии мало оптимизма по поводу достижения реальных и устойчивых личностных изменений в зрелости.

Для Фрейда наблюдаемые изменения в поведении являются более часто и едва ли не всегда неглубокими модификациями, не затрагивающими глубинной структуры личности.

Согласно Фрейду, люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, ощущений и смыслов. Рассматривая «внутренний мир» индивидуума как важную часть личности, он считал его также и причиной других явлений – объективных состояний типа психических травм, случаев подавления или вытеснения, а также универсальных человеческих побуждений.

Уникальность индивидуума частично обусловлена внешними реалиями (например, родительскими установками и поведением, отношениями с братьями и сестрами, социальными нормами). Появившись однажды, эти объективные условия упорно продолжают и далее формировать уникальный внутренний мир человека, имеющий для него исключительно субъективный смысл.

Хотя Фрейд склоняется к субъективности, это положение не является стержневым в его теории.

Изучая вопрос о причинности в объяснении человеческого поведения, Скиннер заметил, что Фрейд в объяснении причин поведения следовал традиционной модели изучения внутреннего мира человека. Следовательно, только в этом смысле Фрейд может быть понят как теоретик личности, придерживающийся проактивного взгляда на природу человека. Проактивность Фрейда не похожа на проактивность гуманистического и феноменологического направлений.

Суть проактивной позиции Фрейда отражена в концепции мотивации: причинность в отношении всех форм поведения заключается в потоке энергии, поступающей от ид и его инстинктов. Люди не выстраивают свое поведение осознанно; скорее психическую энергию генерируют сексуальные и агрессивные инстинкты, что и определяет разнообразие человеческих поступков. Однако индивиды не являются проактивными в полном смысле. Они реактивны в той степени, в какой их инстинкты направляются на внешние объекты, последние действуют в качестве стимулов окружающей среды, вызывающих то или иное поведение. Например, сексуальные «объекты» в окружении человека инициируют проявление сексуального инстинкта, и это наводит на мысль об оттенке реактивности в теории Фрейда.

Все человеческое поведение регулируется стремлением уменьшить возбуждение, вызываемое неприятными напряжениями на уровне организма. Инстинкты ид постоянно требуют внешнего выражения, и люди организуют свое поведение таким образом, чтобы снизить уровень этого напряжения.

С точки зрения психодинамической теории, человек в основе своей предстает побуждаемым ид «удовлетворителем инстинктов», никогда не ищущим условий, которые могли бы нарушить гомеостатический баланс.

Фрейд придерживался убеждения о научной познаваемости сущности человека. Люди подчиняются тем же законам природы, что и любой живой организм.

Разгадка природы человека доступна только научному знанию.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения