Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 4. Человек и педагогическая практика
Тема 17. Семья как социокультурная среда формирования личности
Семинарские занятия

Семинар 9

Тема: Психология семейных отношений

Задачи:

  • формирование основных понятий в сфере семейных отношений: супружеских и детско-родительских
  • развитие и закрепление навыков эффективного поведения в конфликтных семейных ситуациях
  • определение личностных параметров, влияющих на семейные отношения

Вопросы для обсуждения:

  1. Сформулируйте определение семьи исходя из понятий «социальная группа» и «общественный институт»?
  2. Дайте характеристику семьи с точки зрения понятия «групповой динамики» в социальной психологии?
  3. Назовите основные функции семьи и дайте им свою оценку.
  4. В чем состоит различие между «аномальной», «нормальной» и «псевдосемьей»?
  5. Нетрадиционные, альтернативные семьи – это хорошо или плохо? Ваша точка зрения.
  6. Какие задачи должна решить молодая семья для нормального функционирования, и какие проблемы могут изначально явиться причиной дисгармонии?
  7. В чем заключается проблема «отцов и детей»?
  8. Какие внутрисемейные психологические факторы, имеют воспитательное значение для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка? Продолжите этот ряд факторов, которые Вы считаете, тоже являются значимыми.

План:

I. Теоретическая часть

А. Актуализация знаний

В жизни мы очень большое внимание уделяем построению бизнеса, работе, делам, в основном строим себя, карьеру, а над отношениями «мужчина-женщина» работаем мало.

Представьте, что противоположный пол улетел с планеты. Ваши потомки не знают, что такое противоположный пол. Вам надо их предупредить: как им надо общаться, если вдруг встретятся. Атлас по физиологии прилагается, нужны психологические рекомендации.

Задание: Напишите письмо потомкам.

Обсуждение: В чем разница в психологии между мужчиной и женщиной?

Б. Дискуссия «Семья лучше, чем свободная жизнь (или наоборот)».

Работа в командах «адвокатов», защищающих разные точки зрения – плюсы семьи и минусы свободной жизни, и наоборот.

1 позиция – за семью

2 позиция – за свободную жизнь

Прием обсуждения: аргумент – контраргумент.

Выводы.

В. Дискуссия:

«Можно ли построить партнерские отношения без любви?»

«Что разрушает отношения?»

«Что такое измена?» (ситуации для обсуждения в Приложении 29)

Обсуждение.

Выводы.

Г. Работа со схемой (Приложение 30) «Потребности, которые должны удовлетворяться в семье» (экспресс-диагностика с дальнейшей индивидуальной проработкой).

II. Практическая часть

  1. Упражнение. Написать 10 определений «Какая я женщина (мужчина)»
  2. Упражнение. Работа с образом «идеальная семья» (мозговой штурм).
  3. Упражнение. Составление психограммы семьи
  4. Упражнение. Почему люди начинают жить вместе, т.е. строят проект «Семья»?
  5. Упражнение. Построение модели семьи (мозговой штурм).

III. Подведение итогов

Литература

  1. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб., Питер, 1999.
  2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб., 2001
  3. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.
  4. Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения