Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 1. Человек и его познание
Тема 4. Становление предмета психологии:
основные направления в психологии

Семинарские занятия

Семинар 2

Тема: Взгляд на природу человека: сравнительный анализ точек зрения ведущих теоретиков личности

Задачи:

  • развитие критического мышления;
  • совершенствование навыков полемико-дискутивной речи;
  • изучение содержания ведущих теорий личности и научных взглядов их авторов;
  • формирование собственной позиции относительно природы человека.

Методическое обеспечение (раздаточный материал)

  1. Файлы с кратким комментарием положений (критериев) для сравнительного анализа теорий личности.
  2. Таблица – образец схемы работы.
  3. Набор ситуационных задач.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные положения, касающиеся природы человека. Какую позицию занимаете вы по каждому из 9 основных положений? Дайте объяснения.
  2. З. Фрейд: психодинамическая теория личности. Основные положения З. Фрейда относительно природы человека.
  3. А. Маслоу: гуманистическая теория личности. Основные положения Маслоу относительно природы человека.
  4. Беррес Фредерик Скиннер, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Ганс Айзенк, Карл Роджерс: теория личности, взгляд на природу человека (на выбор).
  5. Какое из трех основных направлений психологии XX века – психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология – наиболее адекватно отвечает вашей точке зрения на личность и поведение человека? Видите ли вы связь между вашим теоретическим предпочтением и вашими основными положениями относительно природы человека? Объясните.
  6. В чем вы видите принципиальное отличие в зарубежной и отечественной психологии?
  7. Возможно ли создание универсальной психологической теории?
  8. Психоанализ – одно из наиболее популярных и «громких» направлений в психологии. Как вы полагаете, почему трудно выработать объективную беспристрастную точку зрения на эту теорию?

План:

  1. Теоретическая часть

    Рассмотрение основных положений, относительно природы человека:

    Свобода – детерминизм,

    Рациональность – иррациональность,

    Холизм – элементаризм,

    Конституционализм – инвайронментализм,

    Изменяемость – неизменность,

    Субъективность – объективность,

    Проактивность – реактивность,

    Гомеостаз – гетеростаз,

    Познаваемость – непознаваемость.

  2. Практическая часть
    1. Самостоятельная работа: Построение профиля личности в соответствие предложенных критериев (Собственная точка зрения студентов на природу человека) – работа со схемой.
Основные положения З. Фрейда и А. Маслоу
относительно природы человека
  Сильная Уме-
ренная
Слабая Средняя Слабая Уме-
ренная
Сильная  
Сво-
бода
              Детер-
минизм
Рацио-
нальность
              Иррацио-
нальность
Холизм               Элемен-
таризм
Конститу-
ционализм
              Инвайрон-
ментализм
Изменя-
емость
              Неиз-
менность
Субъек-
тивность
              Объек-
тивность
Проак-
тивность
              Реак-
тивность
Гоме-
остаз
              Гете-
ростаз
Позна-
ваемость
              Непозна-
ваемость
    1. Обсуждение разных точек зрения.
    2. Выступления студентов по 2 и 3 вопросам. Построение профиля личности по теориям З. Фрейда и А. Маслоу – работа со схемой. Сравнительный анализ.
    3. Дополнительные сообщения по 4 вопросу – работа со схемой.
    4. Выводы.
  1. Работа в группах

    Решение ситуационных задач

  2. Контроль отработки
  3. Рефлексия

Литература

  1. Хьелл, Л. Теории личности. /Л. Хьелл, Д.Зиглер. – СПб., 1997.
  2. Холл, К. Теории личности. /К. Холл, Г. Линдсей. – М., 1999.
  3. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения. /Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. – М., 2001.
  4. Гиппенрейтер, Ю.Б. введение в общую психологию. /Ю. Гиппенрейтер. – М., 2000.
  5. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию. /И.Б. Гриншпун. – М., 1994.
  6. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. /Под. ред. А.А. Реана. – СПб., 2000.
  7. Психология: Учебник. /Под. ред. А.А. Крылова. – М., 1999.
  8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д., 1999.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения