Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Приложения
Приложение 21

Методика «Q-сортировка»
(опросник В. Стефансона)

Данная методика используется для изучения представлений о себе. Она позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы.

Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Инструкция

Вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Прочтите последовательно каждое из них и ответьте «да», если оно соответствует вашему представлению о себе, или «нет», если не соответствует ему.

Текст опросника

  1. Критичен к окружающим товарищам.
  2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.
  3. Склонен следовать советам лидера.
  4. Не склонен к слишком близким отношениям с товарищами.
  5. Нравится дружественность в группе.
  6. Склонен противоречить лидеру.
  7. Испытывает симпатии одному или двум членам группы.
  8. Избегает встреч и собраний в группе.
  9. Нравится похвала лидера.
  10. Независим в суждениях и манере поведения.
  11. Готов встать на чью-либо сторону в споре
  12. Склонен руководить товарищами.
  13. Радуется общению с один-двумя друзьями.
  14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.
  15. Склонен поддерживать настроение своей группы.
  16. Не придает значения личным качествам членов группы.
  17. Склонен отвлекать группу от ее целей.
  18. Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.
  19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.
  20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.
  21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.
  22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.
  23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.
  24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.
  25. Недоволен слишком формальными отношениями.
  26. Когда обвиняют – теряется и молчит.
  27. Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.
  28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.
  29. Склонен затягивать и обострять спор.
  30. Стремится быть в центре внимания.
  31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.
  32. Склонен к компромиссам
  33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.
  34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.
  35. Может быть коварным и вкрадчивым.
  36. Склонен принять на себя руководство в группе.
  37. Откровенен в группе.
  38. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.
  39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.
  40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.
  41. Склонен сердиться на товарищей.
  42. Пытается вести других против лидера.
  43. Легко находит знакомства за пределами группы.
  44. Старается избегать быть втянутым в спор.
  45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.
  46. Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.
  47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.
  48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.
  49. Предпочитает меньшую, но более интимную в отношениях группу.
  50. Пытается не показывать свои истинные чувства.
  51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.
  52. Инициативен в установлении контактов, в общении с членами группы.
  53. Избегает критиковать товарищей.
  54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.
  55. Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.
  56. Любит затевать ссоры.
  57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе.
  58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.
  59. Склонен к перепалкам, задиристый.
  60. Склонен выражать недовольство лидером.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы согласно ключу распределяются по 6 тенденциям.

Ключ

1 Зависимость 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54  
2 Независимость 6, 12,18, 24, 30,36,42,48,57,60  
3 Общительность 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37,43, 49, 52  
4 Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58  
5 Принятие «борьбы» 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59  
6 Избегание «борьбы» 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53  

Подсчитывается частота проявления каждой тенденции, причем, количество ответов «да» по одной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале «зависимость» складывается с количеством отрицательных ответов по шкале «независимость».

Если число приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции.

Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям рассматривается как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако, в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности.

Нулевая тенденция, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают, может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.

Тенденция к принятию борьбы рассматривается как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, как стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений. Противоположная ей тенденция избегания борьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. они могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

С целью изучения «идеального Я» или представления о том, каким вас видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеупомянутому, инструкция соответственно корректируется.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения