Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Приложения
Приложение 19

Психология харизматического вождя

 

Лир:
– Ты узнаешь меня, приятель?

Кент:
– Нет, господин, но в вашей наружности есть нечто, что заставляет меня назвать вас господином.

Лир:
– Что же?

Кент:
– Власть.

 В. Шекспир

В социальном мире существует тип власти, который позволяет представить себе, что в психическом мире есть господство, осуществляемое не столько на основе физической, анонимной силы, сколько на основе духовного, личного влияния: это харизматическая власть. В традиционном смысле, слово «харизма» относится к священной личности. Оно определяет догмы религии и связано с благодатью, той, которая облегчает страдание; со светом, который нисходит на измученное сознание верующего; с живым словом пророка, которое трогает сердца; наконец, с внутренней гармонией учителя и его учеников.

В наше время, по мысли немецкого социолога Макса Вебера, эта благодать присуща вождям, которые очаровывают массы и становятся объектами их обожания. Черчиль обладал ею так же, как и Мао Цзе Дун, Сталин, Де Голь, Тито. Она свойственна и папе Иоанну Павлу II, влияние которого на миллионы верующих, ждущих его и слушавших его с восхищением, поражала наблюдателей.

Сегодня слово «харизма» стало популярным. Этот успех во многом обязан его неясности и неточности. Идеи М. Вебера, его создателя, гораздо яснее: этот тип власти «особым образом отличен от экономической. Он представляет собой там, где он появляется, «призвание свыше», в высоком смысле слова, как миссию или внутреннюю «работу». Другими словами, воздействие харизматического лидера на массы не зависит ни от богатства, ни от промышленности, ни от армии – они представляются всего лишь как вспомогательными средствами повседневного управления, с этой точки зрения. Собственно говоря, харизма означает дар, некое качество отношения между верующими или последователями и учителем, в которого они верят, которому подчиняются. Этот дар, это качество – способность излечивать, которую раньше приписывали королям, например, – определяется верой, обыденными представлениями. Будучи однажды признанным, этот дар действует как символическое плацебо. Он производит желаемый эффект на того, кто входит в контакт с его носителем. Несомненно, харизма основывается в большей степени на верованиях массы, нежели на личных талантах человека. Не всякий может быть шаманом или вождем! Ведь почему так много призванных и так мало избранных? Харизма придает ее обладателю знак чрезвычайной значимости и отметину исключительности, неистовой силы. Но и вызывает противоречивые чувства любви и ненависти, поклонения и неприятия. С незапамятных времен она порождает эмоциональный подъем. Она пробуждает толпы от спячки, возбуждает их и приводит в движение.

Считается, что харизматический вождь обладает особыми качествами. Но отношения, которые устанавливаются с ним, личного порядка, отношения субъективные и, разумеется, основанные на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе представить себе, что он находится в непосредственном контакте с человеком, которым он восхищается, чтобы убедиться в этом, ему достаточно однажды увидеть его, приблизиться, дотронуться до него. «В своей истинной форме харизматическая власть является крайне необычным свойством и представляет собой чисто личное социальное отношение, связанное с харизматической ценностью личных качеств и их подтверждением». (М. Вебер)

Другими словами власть вождя распространяется поверх всех промежуточных образований, организаций, партий, масс-медиа и всех учреждений, которые в каждом государстве превращают это государство в холодное и безличное чудовище. Вокруг личности вождя создается некая общность верности и надежды, неподвластная иерархии. Каждый может объявить себя учеником, приверженцем, сторонником, не чувствуя себя униженным или ущемленным. «Властное объединение – это эмоциональная общность». Кажется, что вождь и его последователи выбирают друг друга взаимно. «Признание теми, над которыми властвуют, свободное, гарантированное подтверждением (в начале, всегда предзнаменованием), созданное самозабвением в откровении, в почитании героя, в доверии к личности вождя, определяет достоверность харизмы». Подчиненное существо не ждет ни награды, ни оплаты. Дар вождя распространяется еще дальше: на возможность располагать личностью, на ее отказ от собственной воли в пользу воли другого, что делает из того настоящего властелина.

Обстоятельства, в которых рождается такая власть, тоже исключительны. Ей предшествуют явный слом существующего социального уклада, значительное разрушение верований, разочарование. Общественная жизнь не течет в обычном русле – не мир, не война, а нечто среднее. Люди готовы отдаться волне энтузиазма, ярости. Абсолютно ясно, что это кризис, скрытое или явное неблагополучие. Массы ищут, сами того не понимая, человека, способного оказать влияние на ход вещей, связать идеальное и реальное, невозможное и возможное. В общем, перевернуть существующий порядок, ощущаемый как беспорядок, и привести все общество к настоящей цели. тогда и возникает необходимость в таком типе власти, которая способна изменить ситуацию изнутри. И лидеры, обладающие харизмой, отвечают этой необходимости. Кто же они? Узурпаторы с отклонениями в поведении, иностранцы или приехавшие с периферии – Наполеон с Корсики, Гитлер из Австрии, Сталин из Грузии. Часто это узурпация власти, сопровождающаяся цареубийством – Робеспьер, Кромвель, Ленин, великие деятели Сопротивления, Де Голь или Тито, принуждающего законного властелина уйти в изгнание, отправляющие его на гильотину, в тюрьму. Или папа, который был избран вопреки традиции, согласно которой папа должен быть итальянцем. Итак, условием харизмы является брешь в ткани общества и признание авторитета вождя теми, кто ему подчиняется.

По Веберу, харизма, в самом прямом смысле слова, – это власть пророка. Пророки создают новые правила для общества. Их почитают и им подчиняются, признавая их исключительные заслуги. Каждый клянется в верноподданических чувствах к этим историческим личностям, о которых Гегель писал: «Можно всех их назвать героями, поскольку они нашли свою цель и призвание не в обычном ходе вещей, не в существующем порядке, но в источнике, в этом внутреннем духе, всегда спрятанном, который всегда сталкивается с внешним миром и разбивает его на куски, как цыпленок скорлупу. Такими были Александр, Цезарь, Наполеон».

Между авторитетом и харизмой нет большой разницы, разве что у харизмы больше выражена пророческая сторона, а у авторитета – эмоциональная, что помещает его в основу всякой формы власти.

Многие ученые считали и продолжают считать, что харизматический вождь появляется только в период no man's land (безвременья) между стабильными социальными фазами, в узкие исторические периоды кризисов, когда царят стихийная вера и безграничное восхищение. И что распространение демократии, особенно массовых партий, имеющих очень близкую связь с экономической жизнью, влекут за собой его исчезновение.

Харизма обладает свойствами воскрешения прошлого, пробуждения чувств и образов, погребенных в памяти, авторитетом традиций. Благодаря этому сговору с миром воспоминаний вождь вызывает немедленную реакцию повиновения. Можно сказать, что достаточно ему появиться, чтобы масса признала в нем другого вождя, который играл роль на другой сцене, в других обстоятельствах. Кажется, что он будит в ней своего рода внутреннего демона, как гипнотизер пробуждает в своем подопечном наследие архаического прошлого. Единственного настоящего демона людей – память.

«Прошлое, более или менее фантастическое, -как очень верно сказал Поль Валери, – воздействует на будущее с мощью, сравнимой с самим настоящим».

«Отдаленные эпохи, – констатирует Фрейд, – окутаны в воображении живым и таинственным очарованием. Как только люди становятся недовольны настоящим, что бывает достаточно часто, они обращаются к прошлому и в очередной раз надеются найти никогда не забываемую мечту о золотом веке. Без сомнения, они продолжают испытывать магическое очарование их детства, которое пристрастное воспоминание представляет как эпоху безмятежного блаженства».

«Обладание магической харизмой, – пишет Вебер, – всегда предполагает возрождение. Возрождение образа, который масса узнает».

Носителем какого свойства является человек, привязывающий к себе других людей? Самая большая сила исходит от его двойственности. Он одновременно производит впечатление того, кто «над другими», и того, кто «как другие». Харизма характеризует единство противоположностей в личности одного человека (С. Московичи. Век толп. – М., 1998).

Диапазон качеств, входящих в понятие «харизма» достаточно широк. Ответ на вопрос о том, кого можно считать харизматической личностью, во многом зависит от субъективного восприятия. Не каждый видит в Герхарде Шредере харизматического политика, а в леди Диане – женщину, наделенную харизматическими качествами, в Борисе Беккере или Ральфе Шумахере – спортсменов, обладающих харизмой. Удачливость притягательной личности не является врожденной и не может быть объяснена счастливой судьбой. Просто удачливый человек лучше других умеет использовать свое дарование, свои способности. Благодаря этому он испытывает радость от выполняемой работы, успешные результаты вдохновляют его на новые свершения. Для этого складываются благоприятные условия, являющиеся следствием его оптимистического отношения к жизни. Харизматическая личность запрограммирована на достижение успеха – мысленный настрой на достижение успеха становится привычкой!

К харизматическим качествам относятся:

  • личная магическая притягательная сила,
  • воодушевление, испытываемое от выполняемой жизненной задачи,
  • отождествление себя с выполняемой работой (это производит впечатление, что человек находится на своем месте),
  • раскрытие собственных способностей,
  • уверенность в своих силах и душевное равновесие, умение сосредотачивать свое внимание на самом главном,
  • коммуникабельность и умение устанавливать долговременные и прочные межличностные отношения,
  • умение мотивировать себя и других,
  • способность находить правильный подход к людям,
  • умение ставить перед собой и другими четкие цели,
  • обаяние,
  • активность и энергичность,
  • умение принимать решения,
  • умение служить образцом для подражания,
  • положительное восприятие жизни.

(Энкельман, Николаус Б. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной жизни. – М., 2000)

Личные соображения:

Сегодня модно использовать красиво звучащие термины в повседневной жизни. Харизма – как способность «притягивать к себе внимание» других людей, на мой взгляд, прочно связана с понятием власти, как политического термина. Она или есть изначально или ее нет. Так что развивать в себе харизматические способности, для достижения успеха на работе, в личной жизни и т.д. имеет смысл, но достаточно проблематично. Стремление к самосовершенствованию, превосходству, обладание всевозможными ценными качествами организатора и руководителя, умение увлечь людей своими идеями на производстве и т.д. и т.д. – не всегда означает обладание харизмой.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения