Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 4. Человек и педагогическая практика
Тема 16. Воспитание в целостном педагогическом процессе
Тесты самоконтроля

Тест самоконтроля

Время выполнения – 40 минут. На каждый вопрос может один, два или более правильных ответов.

  1. Кому принадлежит выражение «Смыслу не учат – смысл воспитывается»?
    А.Н. Леонтьеву;
    А.С. Макаренко;
    Н.К. Крупской.
  2. Основными (базовыми) категориями педагогики являются:
    личность, субъект, индивид;
    среда, наследственность, воспитание;
    воспитание, обучение, образование;
    созревание, формирование, социализация.
  3. Структура воспитательного процесса характеризуется последовательностью компонентов:
    содержание, методы и средства, цель и достигнутые результаты;
    цель, содержание, методы и средства, достигнутые результаты;
    цель, содержание, средства;
    содержание, цель, средства, методы, результаты.
  4. Основными функциями педагогического процесса являются:
    формирующая, коррекционная, организационная;
    управления, организации, контроля;
    образовательная, развивающая, воспитательная;
    проектировочная, прогнозирования, коррекционная, воспитательная.
  5. Целостный подход в воспитании предполагает:
    соответствие деятельности каждого педагога общей цели воспитания;
    единство воспитания и самовоспитания;
    единство образования и самообразования;
    установление связей между элементами педагогической системы.
  6. К собственно задачам воспитания относятся задачи:
    приучение к аккуратности при обучении письму;
    связанные с развитием осознанного отношения личности к своему здоровью;
    формирования знаний;
    саморегуляции деятельности и поведения;
    развитие памяти, мышления, воображения.
  7. Деятельность человека, направленная на развитие у себя определëнных личностных качеств и системы отношений к миру, называется…
    самообразованием;
    самовоспитанием;
    самообучением;
    воспитанием.
  8. Совместная с детьми деятельность взрослых, связанная с презентацией ими норм культуры, ценностей, идеалов и переработкой их на основе имеющихся смыслов и мотивов в поступки и поведение, называется…
    развитием;
    обучением;
    общением;
    воспитанием.
  9. Социализация – это процесс и результат включения индивида…
    в группу;
    в развитие;
    в социальные отношения;
    в воспитание.
  10. Специфическими особенностями первобытного воспитания являются:
    коллективное начало;
    индивидуальный подход;
    передача жизненного опыта;
    наличие школ.
  11. Принцип воспитания, определяющий ребëнка как главную ценность в системе человеческих отношений, требующий уважительного отношения к каждому человеку, называется…
    принципом гуманистической ориентации воспитания;
    принципом социальной адекватности воспитания;
    принципом индивидуализации воспитания;
    принципом социального закаливания детей;
    принципом создания воспитывающей среды.
  12. Принцип воспитания, требующий обеспечения свободы совести, вероисповедания, мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребëнка, называется…
    принципом гуманистической ориентации воспитания;
    принципом социальной адекватности воспитания;
    принципом индивидуализации воспитания;
    принципом социального закаливания детей;
    принципом создания воспитывающей среды.
  13. Принцип воспитания, требующий соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс, называется…
    принципом гуманистической ориентации воспитания;
    принципом социальной адекватности воспитания;
    принципом индивидуализации воспитания;
    принципом социального закаливания детей;
    принципом создания воспитывающей среды.
  14. Принцип воспитания, предполагающий определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, называется…
    принципом гуманистической ориентации воспитания;
    принципом социальной адекватности воспитания;
    принципом индивидуализации воспитания;
    принципом социального закаливания детей;
    принципом создания воспитывающей среды.
  15. Принцип воспитания, предполагающий включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления возможного негативного воздействия социума, называется…
    принципом гуманистической ориентации воспитания;
    принципом социальной адекватности воспитания;
    принципом индивидуализации воспитания;
    принципом социального закаливания детей;
    принципом создания воспитывающей среды.
  16. Принцип воспитания, предполагающий создание в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребëнка, называется…
    принципом гуманистической ориентации воспитания;
    принципом социальной адекватности воспитания;
    принципом индивидуализации воспитания;
    принципом социального закаливания детей;
    принципом создания воспитывающей среды.
  17. Воспитание – это…
    важнейшая функция общества, процесс, складывающийся из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека, всех воспитательных институтов общества, среды и активности самой личности;
    целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности, формируемой личности по овладению общественным опытом;
    целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков;
    деятельность педагога (преподавателя, учителя) по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
    целенаправленная подготовка подрастающих поколений к жизни;
    специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
  18. К группе объективных факторов, влияющих на процесс воспитания, относятся:
    генетическая наследственность;
    состояние здоровья человека;
    психические особенности, внутренние потребности и интересы воспитателя и воспитуемого;
    социальная и культурная принадлежность семьи;
    организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп.
  19. К группе субъективных факторов, влияющих на процесс воспитания, относятся:
    генетическая наследственность;
    состояние здоровья человека;
    психические особенности, внутренние потребности и интересы воспитателя и воспитуемого;
    социальная и культурная принадлежность семьи;
    организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп;
    особенности страны и исторической эпохи;
    культурные традиции, профессиональный и социальный статус.
  20. Закономерность воспитательного процесса, заключающаяся в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека, развитию индивидуальности и социализации личности, называется принципом…
    единства образования и воспитания;
    активности;
    целостности воспитательного процесса;
    природосообразности.
  21. Ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий, – это…
    цель воспитания;
    средство воспитания;
    формы воспитания.
  22. Наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, СМИ, педагогические техники – это…
    цель воспитания;
    средство воспитания;
    формы воспитания.
  23. Классный час, викторина, экскурсия, клуб – это…
    цель воспитания;
    средство воспитания;
    формы воспитания.
  24. Способ взаимодействия педагога и учащихся, в процессе которого формируется сознание, чувства, поведение и система отношений к окружающему миру, – это…
    цель воспитания;
    метод воспитания;
    средство воспитания;
    форма воспитания;
    прием воспитания.
  25. Элемент метода, его составляющая, способствующая эффективности воспитательных взаимодействий, – это…
    цель воспитания;
    метод воспитания;
    средство воспитания;
    форма воспитания;
    прием воспитания.
  26. По институциональному признаку выделяют воспитание:
    семейное;
    авторитарное;
    школьное;
    демократическое;
    внешкольное;
    либеральное;
    религиозное;
    воспитание в специальных учреждениях.
  27. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками выделяют воспитание:
    семейное;
    авторитарное;
    школьное;
    демократическое;
    внешкольное;
    либеральное;
    религиозное;
    воспитание в специальных учреждениях.
  28. Основными противоречиями, осложняющими организацию воспитательного процесса, являются противоречия:
    между сложностью учебного материала и способностью учащегося его усвоить;
    между отбором содержания воспитания и личным опытом воспитанников;
    между психофизиологическими особенностями мальчиков и девочек;
    между избранными педагогом формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися;
    между средствами и формами воспитания;
    между требованиями к ребенку в семье и в образовательном учреждении.
  29. Метод педагогического воздействия, основанный на стремлении воспитанников к подражанию, называется…
    убеждение;
    пример;
    беседа;
    диспут;
    лекция.
  30. Метод педагогического воздействия, основанный на развернутом, продолжительном и систематическом изложении сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы, называется…
    убеждение;
    пример;
    беседа;
    диспут;
    лекция.
  31. Метод педагогического воздействия, основанный на столкновении мнений с целью формирования суждений, оценок, называется…
    убеждение;
    пример;
    беседа;
    диспут;
    лекция.
  32. Специально организованная деятельность педагогов и учащихся, основанная на определенной концепции и направленная на реализацию взаимосвязанных элементов целостного педагогического процесса, называется…
    педагогика;
    воспитательная система;
    учебно-воспитательный процесс;
    образовательный процесс;
    воспитание.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения