Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 4. Человек и педагогическая практика
Тема 16. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Тема 16. Воспитание в целостном
педагогическом процессе

16.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе

16.1.1. Задачи воспитания

16.1.2. Принципы воспитания

16.1.3. Общие закономерности воспитательного процесса

16.1.4. Подходы к определению сущности воспитания

16.1.5. Воспитание как процесс

16.1.6. Виды воспитания

16.1.7. Методы воспитания

16.2. Современные подходы к воспитанию

16.1. Воспитание в целостном
педагогическом процессе

Воспитание как часть социализирующего образования может быть определено как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, т.е. процесс приобщения человека к общему и к должному.

Воспитание – есть суть и стержень педагогики. Реализуется оно в различных деятельностных формах, в том числе и в обучении знаниям. Но само обучение, может быть воспитанием, может быть антивоспитанием, а может быть нейтральным по отношению к воспитанию.

Воспитанию принадлежит задача пробудить и сформировать в человеке потребность в культуре, стремление действовать, умение понимать и оценивать окружающее, себя, желание достигать целей и реализовывать личностную позицию.

Важнейшая задача воспитания в вузе – так организовать жизнедеятельность студента, чтобы помочь ему научиться принимать ответственные решения, делать выбор в любой жизненной ситуации, чтобы воспитывать совесть; создать благоприятные условия для гуманного самовыражения, самоутверждения, персонификации. «Смыслу не учат – смысл воспитывается», часто повторял А.Н. Леонтьев, подчеркивая кардинальное различие между обучением и воспитанием. Можно многое знать о мире, людях, себе, утверждает А.Г. Асмолов, но эти научные знания не обусловят поведение до тех пор, пока «не превратятся в путеводный ориентир в ситуации выбора. Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, делах, поступках, а не усваиваются посредством самых правильных поучений».

Целостный подход предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы.

16.1.1. Задачи воспитания

Реальные задачи воспитания можно условно объединить в три группы:

  • задачи, направленные на социализацию личности, освоение ею основ культуры;
  • задачи, связанные с развитием конкретной личности, индивидуальности;
  • задачи, касающиеся средств и способов воспитания.

Вместе с тем наметились и особые, более узкие, задачи:

  • воспитание осознанного отношения личности к своему здоровью, саморегуляция деятельности и поведения;
  • развитие системно-ролевого подхода к воспитанию, который предполагает концентрацию внимания на освоении различных социальных ролей: в коллективе, в обществе, в мире, в Я-сфере;
  • воспитание свободной личности (свободный выбор жизнедеятельности);
  • воспитание практичной личности, способной решать реальные жизненные проблемы.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на развитие у себя определённых личностных качеств и системы отношений к миру. Это важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных и волевых качеств человека.

16.1.2. Принципы воспитания

Принципы воспитания – совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для успешного протекания воспитательного процесса, исходные положения, определяющие возможность реализации цели и задач воспитания.

М.И. Рожкова и Л.В. Байбородова выделяют следующие принципы:

  1. Принцип гуманистической ориентации воспитания определяет ребёнка как главную ценность в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания, мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребёнка.
  2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания должны быть ориентированны на реальные социально-экономические условия и предполагать формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
  3. Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач и включение в виды деятельности, соответствующие его самореализации и самораскрытия.
  4. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления возможного негативного воздействия социума, выработки определённых способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребёнка. Прежде всего, здесь важно принятие идей о единстве коллектива школы, педагогов, учащихся, сплочение этого коллектива.

16.1.3. Общие закономерности
воспитательного процесса

Общие закономерности воспитательного процесса – это существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.

К общим закономерностям воспитательного процесса относятся следующие закономерности (М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова):

  • Воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей средой. При этом, решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
  • Единство образования и воспитания: образование направленно на формирование общей культуры человека – формируя знания, человек развивается – развиваясь, человек стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые в свою очередь, требуют новых знаний и умений. Воспитание является важнейшей задачей образования.
  • Целостность воспитательного процесса заключается в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека, развитию индивидуальности и социализации личности.

16.1.4. Подходы к определению
сущности воспитания

Социально-экономические и государственно-политические преобразования, начавшиеся в конце 80 – начале 90-х годов ушедшего века, оказали существенное влияние на идеологию, содержание, способы и средства воспитания молодого поколения. Это нашло отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», а также в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

В 90-х годах пришла пора переосмысления сущности самого феномена «воспитание» и обозначилось основное направление этого переосмысления – обращение к человеку в его целостности как био-социокультурному, исторически конкретному духовно активному существу.

Некоторые авторы ограничивают процесс воспитания социализацией (И. Кон), другие сводят воспитание к формированию потребностей личности и социально-приемлемых способов поведения (П. Симонов, П. Ершов), третьи видят в воспитании восхождение к субъектности (М. Каган).

Педагог – практик действует так, как понимает свою задачу. Для одного воспитание – это управление развитием личности (Л. Новикова), для других – поддержка (или противодействие) опыта, развития личности и организация событий для реализации наметившихся тенденций (Л. Левшин), для третьих – воздействие – взаимодействие – сотрудничество, сотворчество.

Не случайно в связи с таким разнообразием подходов важно подчеркнуть, что в системе образования «Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».

Термин «воспитание» происходит от сочетания приставки вос-, означающей восхождение, и слова питание, т.е снабжение организма ребенка как материальной, так и духовной пищей. Другими словами, воспитание означает взращивание человеческой личности, забота о ее росте и развитии.

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление: воздействие общества на личность (социализация).

Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Определение воспитания исследователи формулирует по-разному, но суть остается схожей.

Воспитание – важнейшая функция общества, процесс, складывающийся из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека, всех воспитательных институтов общества, воздействие среды и активности самой личности, как субъекта воспитательного процесса (Б.П. Битинас).

Воспитание – целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности, формируемой личности по овладению общественным опытом, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями (И.Ф. Харламов).

Воспитание – целенаправленная подготовка подрастающих поколений к жизни.

Воспитание – педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека, как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности (З.И. Малькова).

Воспитание – специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу (И.П. Подласый).

Воспитание – организация деятельности школьников, как активной формы проявления их отношений к окружающему миру (Н.Е. Щуркова).

16.1.5. Воспитание как процесс

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов:

  • целей,
  • содержания,
  • методов и средств,
  • достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей, семья, школа и вуз, детские и молодежные организации, повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

  • генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
  • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на непосредственное окружение;
  • обстоятельства биографии;
  • культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
  • особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

  • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
  • система отношений с социумом;
  • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определении его специфики, а именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации, специфике средств и видов воспитания.

Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы, общества) к личности воспитуемого.

Средство воспитания – это целесообразно организованный методический путь решения определенных воспитательных задач; всё то, что используется в воспитательном процессе для его большей эффективности (например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, СМИ, педагогические техники и др.).

Форма воспитания – это педагогически целесообразно организованная коллективная и индивидуальная деятельность, система её организации. Так как воспитательный процесс включает две системы (воспитатель и воспитанник), необходимо, чтобы обе эти системы были готовы к активному взаимодействию. Для этого педагог стремится поставить ребенка в условия, способствующее его активной деятельности. Это достигается с помощью определенных организационных форм (классный час, викторина, экскурсия, клуб и др.).

В качестве критериев воспитанности (результат воспитания) человека принимают:

  • «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
  • «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
  • «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями:

  • широтой и высотой восхождения человека к выше обозначенным ценностям (добро, истина, красота);
  • степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в своих поступках и действиях;
  • уровнем приобретенных на основе правил, норм, идеалов и ценностей общества личностных качеств и их иерархией в структуре личности.

16.1.6. Виды воспитания

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя:

  • умственное,
  • нравственное,
  • трудовое,
  • физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют:

  • гражданское,
  • политическое,
  • интернациональное,
  • нравственное,
  • эстетическое,
  • трудовое,
  • физическое,
  • правовое,
  • патриотическое,
  • экологическое,
  • экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют:

  • семейное,
  • школьное,
  • внешкольное,
  • конфессиональное (религиозное),
  • воспитание по месту жительства (например, общинное в американской педагогике),
  • воспитание в детских, молодежных организациях,
  • воспитание в специальных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают:

  • авторитарное,
  • демократическое,
  • либеральное,
  • свободное воспитание.

В зависимости от той или иной философской концепции различают:

  • прагматическое,
  • аксиологическое,
  • коллективистское,
  • индивидуалистическое и др.

Основными противоречиями, осложняющими организацию воспитательного процесса являются противоречия:

  1. между целями и задачами, выдвигаемыми педагогом и реальным стремлением к их осуществлению.
  2. между отбором содержания воспитания и личным опытом воспитанников.
  3. между избранными педагогом формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися.
  4. между сутью воспитательного процесса в семье и в образовательном учреждении.
  5. между оценкой уровня воспитанности учащихся и их самооценкой.

16.1.7. Методы воспитания

Метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия. С их помощью осуществляется реализации целей и содержания процесса формирования личности.

Метод воспитания – это способ взаимодействия педагога и учащихся, в процессе которого формируется сознание, чувства, поведение и система отношений к окружающему миру.

Прием воспитания – это элемент метода, его составляющая, способствующая эффективности воспитательных взаимодействий.

Классификация методов воспитания – это выстроенная по определенному признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах специфические и общее особенности, способствует их осознанному выбору и эффективному применению на практике (см. Тема 12, Приложение 29).

Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.

Методы формирования сознания личности

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Этическая беседа – метод, главная функция которого является привлечение самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям. Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут – это столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Пример, как метод педагогического воздействия, основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога – воспитателя.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками), режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника), специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Методы стимулирования поведения и деятельности

Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.

Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.

Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

  • нельзя наказывать за неумышленные поступки;
  • нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
  • сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
  • строго соблюдать педагогический такт;
  • опираться на понимание и поддержку общественного мнения;
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

16.2. Современные подходы к воспитанию

Воспитательная система – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на реализацию выделенных в соответствии с определенной концепцией взаимосвязанных элементов целостного педагогического процесса.

Гуманно-личностный подход к воспитанию. Личность проявляется в детстве, ребенок в школе – полноценная личность. Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе. Личность – цель воспитательной системы, а не средство достижения каких-либо целей.

Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы. Приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, достоинство, гражданственность и др.). Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь к детям, оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, демократизацию отношений «воспитатель-воспитанник».

Деятельный подход в воспитании. Становление личности происходит в деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Следовательно, воспитание можно трактовать как целенаправленную организацию многообразной по видам деятельности школьников как активной формы проявления их отношений к окружающему миру.

Ориентация на реализацию трех сфер деятельности:

  1. мотивационно-потребностной (установки, ценности, интересы, мотивы);
  2. содержательной (цели и задачи, проблемы, ориентация в ситуации, программа действий и ее исполнение, результат);
  3. процессуальной (логические, эвристические методы, методы самоорганизации, методы контроля и самоконтроля).

Культурологический подход в воспитании. Воспитание будет тем эффективнее, чем более оно вписано в контекст мировой культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие достижения культуры нации, страны, мировой цивилизации.

Приоритетная цель воспитания – развитие личности как человека культуры. Именно в культуре сосредоточены все смыслы человеческого бытия: социального, духовного, логического, эмоционального, нравственного. Содержанием воспитательного процесса является богатство национальной и мировой культуры. Сохранение, воспроизводство и развитие культуры.

Концепция социального воспитания. Воспитание – важнейшая функция общества, процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных социальных институтов, воздействия среды, активности самой личности как субъекта воспитательного процесса.

Приоритетная цель воспитания – становление личности, способной полноценно выполнять систему социальных ролей: функции семейные, профессионально – трудовые, гражданские, геосоциальные и интерсоциальные, саморегулятивные.

Ценностный подход в воспитании. Школа, и особенно воспитание, призваны выстроить перед саморазвивающейся личностью тот спектр ценностей, который был бы достоин человек XXI века.

Приоритеты: гармония в человеке духовных и материальных ценностей; значимость общечеловеческих ценностей; осознание российскими школьниками ценности здорового образа жизни, образованности, культуры общения и поведения; стремление к истине, социальная справедливость, честность и достоинство, доброжелательность и гуманность, уважение к таланту и инакомыслию, миролюбие и способность к самодисциплине, любовь к Отечеству.

В эпицентре ценностей – Человек: «Поистине в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира через него и для него» (Н.А. Бердяев).

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения