Тема 16. Воспитание в целостном  педагогическом процессе
16.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе 
	16.1.1. Задачи воспитания 
	16.1.2. Принципы воспитания 
	16.1.3. Общие закономерности воспитательного процесса 
	16.1.4. Подходы к определению сущности воспитания 
	16.1.5. Воспитание как процесс 
	16.1.6. Виды воспитания 
	16.1.7. Методы воспитания 
16.2. Современные подходы к воспитанию 
16.1. Воспитание в целостном  педагогическом процессе
Воспитание как часть социализирующего образования может быть определено как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, т.е. процесс приобщения человека к общему и к должному.
 Воспитание  есть суть и стержень педагогики. Реализуется оно в различных деятельностных формах, в том числе и в обучении знаниям. Но само обучение, может быть воспитанием, может быть антивоспитанием, а может быть нейтральным по отношению к воспитанию.  
 Воспитанию принадлежит задача пробудить и сформировать в человеке потребность в культуре, стремление действовать, умение понимать и оценивать окружающее, себя, желание достигать целей и реализовывать личностную позицию.
 Важнейшая задача воспитания в вузе  так организовать жизнедеятельность студента, чтобы помочь ему научиться принимать ответственные решения, делать выбор в любой жизненной ситуации, чтобы воспитывать совесть; создать благоприятные условия для гуманного самовыражения, самоутверждения, персонификации. «Смыслу не учат  смысл воспитывается», часто повторял А.Н. Леонтьев, подчеркивая кардинальное различие между обучением и воспитанием. Можно многое знать о мире, людях, себе, утверждает А.Г. Асмолов, но эти научные знания не обусловят поведение до тех пор, пока «не превратятся в путеводный ориентир в ситуации выбора. Вера, совесть, честь, бессовестность  все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, делах, поступках, а не усваиваются посредством самых правильных поучений».
 Целостный подход предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы.
 16.1.1. Задачи воспитания
Реальные задачи воспитания можно условно объединить в три группы:
 
- задачи, направленные на социализацию личности, освоение ею основ культуры;
 - задачи, связанные с развитием конкретной личности, индивидуальности;
 - задачи, касающиеся средств и способов воспитания.
  
Вместе с тем наметились и особые, более узкие, задачи:
 
- воспитание осознанного отношения личности к своему здоровью, саморегуляция деятельности и поведения;
 - развитие системно-ролевого подхода к воспитанию, который предполагает концентрацию внимания на освоении различных социальных ролей: в коллективе, в обществе, в мире, в Я-сфере;
 - воспитание свободной личности (свободный выбор жизнедеятельности);
 - воспитание практичной личности, способной решать реальные жизненные проблемы.
  
Самовоспитание  деятельность человека, направленная на развитие у себя определённых личностных качеств и системы отношений к миру. Это важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных и волевых качеств человека. 
 16.1.2. Принципы воспитания
Принципы воспитания  совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для успешного протекания воспитательного процесса, исходные положения, определяющие возможность реализации цели и задач воспитания. 
 М.И. Рожкова и Л.В. Байбородова выделяют следующие принципы:
 
- Принцип гуманистической ориентации воспитания определяет ребёнка как главную ценность в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания, мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребёнка.
 - Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания должны быть ориентированны на реальные социально-экономические условия и предполагать формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
 - Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач и включение в виды деятельности, соответствующие его самореализации и самораскрытия.
 - Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления возможного негативного воздействия  социума, выработки определённых способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
 - Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали  социальность ребёнка. Прежде всего, здесь важно принятие идей о единстве коллектива школы, педагогов, учащихся, сплочение этого коллектива. 
  
16.1.3. Общие закономерности  воспитательного процесса
Общие закономерности воспитательного процесса  это существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. 
 К общим закономерностям воспитательного процесса относятся следующие закономерности (М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова): 
 
- Воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей средой. При этом, решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
 - Единство образования и воспитания: образование направленно на формирование общей культуры человека  формируя знания, человек развивается  развиваясь, человек стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые в свою очередь, требуют новых знаний и умений. Воспитание является важнейшей задачей образования.
 - Целостность воспитательного процесса заключается в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека, развитию индивидуальности и социализации личности.
  
16.1.4. Подходы к определению  сущности воспитания
Социально-экономические и государственно-политические преобразования, начавшиеся в конце 80  начале 90-х годов ушедшего века, оказали существенное влияние на идеологию, содержание, способы и средства воспитания молодого поколения. Это нашло отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», а также в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
 В 90-х годах пришла пора переосмысления сущности самого феномена «воспитание» и обозначилось основное направление этого переосмысления  обращение к человеку в его целостности как био-социокультурному, исторически конкретному духовно активному существу. 
 Некоторые авторы ограничивают процесс воспитания социализацией (И. Кон), другие сводят воспитание к формированию потребностей личности и социально-приемлемых способов поведения (П. Симонов, П. Ершов), третьи видят в воспитании восхождение к субъектности (М. Каган). 
 Педагог  практик действует так, как понимает свою задачу. Для одного воспитание  это управление развитием личности (Л. Новикова), для других  поддержка (или противодействие) опыта, развития личности и организация событий для реализации наметившихся тенденций (Л. Левшин), для третьих  воздействие  взаимодействие  сотрудничество, сотворчество.
 Не случайно в связи с таким разнообразием подходов важно подчеркнуть, что в системе образования «Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении».
 Термин «воспитание» происходит от сочетания приставки вос-, означающей восхождение, и слова питание, т.е снабжение организма ребенка как материальной, так и духовной пищей. Другими словами, воспитание означает взращивание человеческой личности, забота о ее росте и развитии.
 Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление: воздействие общества на личность (социализация).
 Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
 Определение воспитания исследователи формулирует по-разному, но суть остается схожей.
 Воспитание  важнейшая функция общества, процесс, складывающийся из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека, всех воспитательных институтов общества, воздействие среды и активности самой личности, как субъекта воспитательного процесса (Б.П. Битинас).
 Воспитание  целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности, формируемой личности по овладению общественным опытом, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями (И.Ф. Харламов).
 Воспитание  целенаправленная подготовка подрастающих поколений к жизни.
 Воспитание  педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека, как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности (З.И. Малькова).
 Воспитание  специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу (И.П. Подласый).
 Воспитание  организация деятельности школьников, как активной формы проявления их отношений к окружающему миру (Н.Е. Щуркова). 
 16.1.5. Воспитание как процесс
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов:
 
- целей,
 - содержания,
 - методов и средств,
 - достигнутых результатов.
  
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей, семья, школа и вуз, детские и молодежные организации, повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
 Среди многообразия факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
 К группе объективных факторов относятся:
 
- генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
 - социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на непосредственное окружение;
 - обстоятельства биографии;
 - культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
 - особенности страны и исторической эпохи.
  
Группу субъективных факторов составляют:
 
- психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
 - система отношений с социумом;
 - организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
  
В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определении его специфики, а именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации, специфике средств и видов воспитания.
 Цель воспитания  это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы, общества) к личности воспитуемого.
 Средство воспитания  это целесообразно организованный методический путь решения определенных воспитательных задач; всё то, что используется в воспитательном  процессе для его большей эффективности (например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, СМИ, педагогические техники и др.).
 Форма воспитания  это педагогически целесообразно организованная коллективная и индивидуальная деятельность, система её организации. Так как воспитательный процесс включает две системы (воспитатель и воспитанник), необходимо, чтобы обе эти системы были готовы к активному взаимодействию. Для этого педагог стремится поставить ребенка в условия, способствующее его активной деятельности. Это достигается с помощью определенных организационных форм (классный час, викторина, экскурсия, клуб и др.).
 В качестве критериев воспитанности (результат воспитания) человека принимают:
 
- «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
 - «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
 - «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
  
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями:
 
- широтой и высотой восхождения человека к выше обозначенным ценностям (добро, истина, красота);
 - степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в своих поступках и действиях;
 - уровнем приобретенных на основе правил, норм, идеалов и ценностей общества личностных качеств и их иерархией в структуре личности.
  
16.1.6. Виды воспитания
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя:
 
- умственное,
 - нравственное,
 - трудовое,
 - физическое воспитание.
  
В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют:
 
- гражданское, 
 - политическое, 
 - интернациональное, 
 - нравственное, 
 - эстетическое, 
 - трудовое, 
 - физическое, 
 - правовое, 
 - патриотическое, 
 - экологическое, 
 - экономическое воспитание.
  
По институциональному признаку выделяют:
 
- семейное,
 - школьное,
 - внешкольное,
 - конфессиональное (религиозное),
 - воспитание по месту жительства (например, общинное в американской педагогике),
 - воспитание в детских, молодежных организациях,
 - воспитание в специальных учреждениях.
  
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают:
 
- авторитарное,
 - демократическое,
 - либеральное,
 - свободное воспитание.
  
В зависимости от той или иной философской концепции различают:
 
- прагматическое,
 - аксиологическое,
 - коллективистское,
 - индивидуалистическое и др.
  
Основными противоречиями, осложняющими организацию воспитательного процесса являются противоречия:
 
- между целями и задачами, выдвигаемыми педагогом и реальным стремлением к их осуществлению.
 -  между отбором содержания воспитания и личным опытом воспитанников.
 - между избранными педагогом формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися.
 - между сутью воспитательного процесса в семье и в образовательном учреждении.
 - между оценкой уровня воспитанности учащихся и их самооценкой.
  
16.1.7. Методы воспитания
Метод воспитания является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия. С их помощью осуществляется реализации целей и содержания процесса формирования личности.
 Метод воспитания  это способ взаимодействия педагога и учащихся, в процессе которого формируется сознание, чувства, поведение и система отношений к окружающему миру. 
 Прием воспитания  это элемент метода, его составляющая, способствующая эффективности воспитательных взаимодействий.
 Классификация методов воспитания  это выстроенная по определенному признаку система методов. Она помогает обнаружить в методах специфические и общее  особенности, способствует их осознанному выбору и эффективному применению на практике (см. Тема 12, Приложение 29).
 Приведем примеры методов воспитания, уточняя их отличительные особенности.
 Методы формирования сознания личности
Убеждение  это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.
 Этическая беседа  метод, главная функция которого является привлечение самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям. Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.
 Лекция  это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции  теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом. 
 Диспут  это столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.
 Пример, как метод педагогического воздействия, основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога  воспитателя.
 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Упражнение  это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. 
 Приучение  это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками), режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника), специальные упражнения  это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. 
 В учебном процессе все упражнения  специальные, а в воспитательной работе  это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.
 Методы стимулирования поведения и деятельности
Стимулирование  это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию. 
 Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога  не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы. 
 Поощрение  это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения  возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения  принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 
 Наказание  один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
 
- нельзя наказывать за неумышленные поступки;
 - нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
 - сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
 - строго соблюдать педагогический такт;
 - опираться на понимание и поддержку общественного мнения;
 - учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
  
16.2. Современные подходы к воспитанию
Воспитательная система  специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на реализацию выделенных в соответствии  с определенной концепцией взаимосвязанных элементов целостного педагогического процесса. 
 Гуманно-личностный подход к воспитанию. Личность проявляется  в детстве, ребенок в школе  полноценная личность. Личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе. Личность  цель воспитательной системы, а не средство достижения каких-либо целей.
 Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы. Приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, достоинство, гражданственность и др.). Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь к детям, оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, демократизацию отношений «воспитатель-воспитанник».
 Деятельный подход в воспитании. Становление личности происходит в деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Следовательно, воспитание можно трактовать как целенаправленную организацию многообразной по видам деятельности школьников как активной формы проявления их отношений к окружающему миру.
 Ориентация на реализацию трех сфер деятельности:
 
- мотивационно-потребностной (установки, ценности, интересы, мотивы);
 - содержательной (цели и задачи, проблемы, ориентация в ситуации, программа действий и ее исполнение, результат);
 - процессуальной (логические, эвристические методы, методы самоорганизации, методы контроля и самоконтроля).
  
Культурологический подход в воспитании. Воспитание будет тем эффективнее, чем более оно вписано в контекст мировой культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие достижения культуры нации, страны, мировой цивилизации.
 Приоритетная цель воспитания  развитие личности как человека культуры. Именно в культуре сосредоточены все смыслы человеческого бытия: социального, духовного, логического, эмоционального, нравственного. Содержанием воспитательного процесса является богатство национальной и мировой культуры. Сохранение, воспроизводство и развитие культуры.
 Концепция социального воспитания. Воспитание  важнейшая функция общества, процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных социальных институтов, воздействия среды, активности самой личности как субъекта воспитательного процесса.
 Приоритетная цель воспитания  становление личности, способной полноценно выполнять систему социальных ролей: функции семейные, профессионально  трудовые, гражданские, геосоциальные и интерсоциальные, саморегулятивные.
 Ценностный подход в воспитании. Школа, и особенно воспитание, призваны выстроить перед саморазвивающейся личностью тот спектр ценностей, который был бы достоин человек XXI века.
 Приоритеты: гармония в человеке духовных и материальных ценностей; значимость общечеловеческих ценностей; осознание российскими школьниками ценности здорового образа жизни, образованности, культуры общения и поведения; стремление к истине, социальная справедливость, честность и достоинство, доброжелательность и гуманность, уважение к таланту и инакомыслию, миролюбие и способность к самодисциплине, любовь к Отечеству.
 В эпицентре ценностей  Человек: «Поистине в центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира через него и для него» (Н.А. Бердяев).
  
  |