Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 3. Человек среди людей
Тема 11. Конфликт
Тесты самоконтроля

Тест самоконтроля

Время выполнения – 20 минут. На каждый вопрос может один, два или более правильных ответов.

  1. По форме проявления выделяют конфликты…
    явные;
    затяжные;
    религиозные;
    вялотекущие;
    кратковременные;
    латентные;
    стабилизирующие;
    деструктивные.
  2. С учетом последствий для личности, группы или ее членов и выделяют конфликты…
    явные;
    затяжные;
    этнические;
    производственные;
    кратковременные;
    латентные;
    стабилизирующие;
    деструктивные;
    конструктивные.
  3. По характеру протекания конфликты могут быть…
    явные;
    вялотекущие;
    этнические;
    производственные;
    кратковременные;
    латентные;
    острые;
    деструктивные;
    конструктивные.
  4. Обычно к конфликтам приводят следующие причины:
    наличие противоречий между интересами людей;
    присутствие противоборства между различными людьми;
    негативные эмоции и чувства;
    стресс;
    агрессивное поведение;
    наличие противоречий между ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы.
  5. Агрессивное поведение присутствует в следующих ситуациях:
    ревнивый муж, застав у себя дома жену с любовником, хватает пистолет и убивает обоих;
    коллега по работе произносит несколько язвительных реплик в адрес сослуживицы и настолько выводит ее из себя, что та выбегает из комнаты в слезах;
    во время боя солдат стреляет из орудия по противнику, но у него сбит прицел и снаряды пролетают мимо, не причиняя вреда;
    несмотря на то, что пациент кричит от боли, стоматолог все равно захватывает зуб щипцами и быстро его вырывает;
    руководитель говорит новому сотруднику, что надо действовать более профессионально, и указывает конкретные направления желательных изменений.
  6. Агрессивное поведение отсутствует в следующих ситуациях:
    Нетрезвый водитель, вылетает на встречную полосу и врезается в другой автомобиль, в результате чего имеются жертвы. Впоследствии он испытывает угрызения совести по поводу трагедии;
    волк ловит зайца;
    охотник стреляет уток или рыбак ловит рыбу;
    собака выгоняет со двора незнакомого человека;
    человек в ответ на лающую на него собаку, бросает в нее камень;
    огромный самец лебедя шипением отгоняет от своего гнезда мелких водоплавающих птиц.
  7. Из перечисленных признаков выберите те, которые являются обязательными признаками конфликта:
    наличие противоречия;
    активность, направленная на преодоление противоречия;
    наличие субъектов, выразителей конфликта;
    наличие участников конфликта;
    давление;
    представительство;
    наличие третьей стороны.
  8. Позитивными функциями конфликта являются:
    генерация внутренней энергии субъектов конфликта;
    выбор стиля поведения и его демонстрация;
    сигнализация о том или ином неблагополучии в отношениях;
    стимулирование принятия решений и творческого потенциала человека;
    интеграция людей или группы;
    проверка людей в контексте «друзья-враги».
  9. В структуре конфликта выделяют следующие элементы:
    предмет конфликта;
    участники конфликта;
    цели участников конфликта;
    субъекты конфликта;
    мотивы поведения участников конфликта;
    конфликтная ситуация;
    последствия конфликта;
    инцидент;
    конфликтные действия.
  10. Конфликты, которые приводят к позитивным результатам, но не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего, называются…
    деструктивными;
    конструктивными;
    стабилизирующими.
  11. Роль посредника в конфликте заключается в следующем:
    использовать всевозможные средства, чтобы участники конфликта слушали друг друга;
    занимает принципиально самостоятельную позицию;
    не солидаризируется с одной из сторон;
    выступает как интеллектуальный ресурс одной из сторон;
    замещает собой одну из сторон конфликта;
    разрабатывает формальную сторону взаимодействия участников конфликта, вводит правила взаимодействия;
    обеспечивает разворачивание коммуникации;
    следит за нормами взаимодействия.
  12. Для эго-состояния «Родитель» характерны следующие суждения:
    «Ты должен»;
    «Вот мое мнение…»;
    «В чем заключаются факты?»;
    «Это тебе нельзя»;
    «Я хочу»;
    «Прекрати сейчас же!»;
    «Оставьте меня в покое».
  13. Стиль конкуренции может быть эффективным стилем поведения в конфликте в том случае, когда…
    исход очень важен для вас, и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;
    решение необходимо принять быстро и у вас есть достаточно власти;
    вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
    проблема и ее исход не столь важны для вас;
    вы хотите выиграть время;
    пытаться решить проблему немедленно опасно, т.к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;
    вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, т.к. для вас хорошие отношения гораздо важнее;
    вы способны воспринимать партнера без предубеждений и готовы изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
    у вас длительные отношения с оппонентом и вы планируете совместную работу с этим участником конфликта и в дальнейшем.
  14. Стиль уклонения может быть эффективным стилем поведения в конфликте в следующих ситуациях:
    исход ситуации очень важен для вас;
    решение необходимо принять быстро и у вас есть достаточно власти;
    вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
    проблема и ее исход не столь важны для вас;
    вы хотите выиграть время;
    пытаться решить проблему немедленно опасно, т.к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;
    вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, т.к. для вас хорошие отношения гораздо важнее;
    вы способны воспринимать партнера без предубеждений и готовы изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
    у вас длительные отношения с оппонентом и вы планируете совместную работу с этим участником конфликта и в дальнейшем.
  15. Стиль приспособления может быть эффективным стилем поведения в конфликте в том случае, когда…
    исход очень важен для вас, и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;
    решение необходимо принять быстро и у вас есть достаточно власти;
    вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
    проблема и ее исход не столь важны для вас;
    вы хотите выиграть время;
    пытаться решить проблему немедленно опасно, т.к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;
    вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, т.к. для вас хорошие отношения гораздо важнее;
    вы способны воспринимать партнера без предубеждений и готовы изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
    у вас длительные отношения с оппонентом и вы планируете совместную работу с этим участником конфликта и в дальнейшем.
  16. Стиль сотрудничества является эффективным стилем поведения в конфликте в том случае, когда…
    исход очень важен для вас, и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;
    решение необходимо принять быстро и у вас есть достаточно власти;
    вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
    проблема и ее исход не столь важны для вас;
    вы хотите выиграть время;
    пытаться решить проблему немедленно опасно, т.к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;
    вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, т.к. для вас хорошие отношения гораздо важнее;
    вы способны воспринимать партнера без предубеждений и готовы изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
    у вас длительные отношения с оппонентом и вы планируете совместную работу с этим участником конфликта и в дальнейшем.
  17. Агрессивное поведение соответствует следующим стратегиям поведения в конфликте:
    сотрудничество;
    конкуренция;
    избегание;
    приспособление;
    компромисс.
  18. Пассивное поведение характеризует в большей степени такие стратегии поведения в конфликте как:
    сотрудничество;
    конкуренция;
    избегание;
    приспособление;
    компромисс.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения