Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 1. Человек и его познание
Тема 3. Методы психологии

Задания для самостоятельной работы

Задание 3.1. В течение недели регулярно выполняйте упражнения 1,2 «Сосредоточение» на саморегуляцию из практики Р. Ассаджоли. Сделайте письменный самоотчет.

Задание 3.2. Выполните упражнение «Свободный рисунок».

  1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры и несколько листов бумаги. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.
  2. Теперь пусть рука начнет рисовать. С умеренным любопытством следите за тем, что появляется на бумаге.
  3. Позвольте руке рисовать все, что ей заблагорассудится, абстрактное или конкретное. Качество рисунка значения не имеет, даже если он не соответствует вашим нынешним представлениям о себе. И пусть рука движется, как хочет – плавно или отрывисто, быстро или медленно и т.д.
  4. Когда вы почувствуете, что закончили, изучите свой рисунок. Действительно ли он закончен, или же ему недостает последнего штриха? Если да, то добавьте все, что хотите.

Вместо того чтобы оценивать свой рисунок, нужно прислушаться к тому, что он рассказывает. Он может сообщить нам нечто новое, отличное, от того, что известно нашему поверхностному уму. Мы пытаемся войти в резонанс со своим рисунком, интуитивно почувствовать, что он нам о нас рассказывает. Затем мы снова смотрим на рисунок, на этот раз, анализируя его. В какой манере он выполнен (по-детски, неровно, механично и т.д.)? Как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах и т.д.)? Как использовано пространство листа (не хватило места, осталось незаполненным, организовано или использовано беспорядочно)? Статичный или динамичный рисунок (если есть движение, плавное оно или прерывистое, сдержанное или стремительное и т.д.)? Каковы взаимоотношения между элементами (противостоят друг другу, теснятся, танцуют вместе или нарисованы отдельно)? Каково общее настроение (мрачное, напряженное, радостное и т.д.)? Через некоторое время мы откладываем рисунок и пишем, что приходит на ум. Интерпретация – нечто большее, нежели просто интеллектуальная операция, для нее не требуется специального кода расшифровки рисунка – это озарение, а не рассуждение. Она может обогатить наше восприятие рисунка. И даже бессмысленные иероглифы удовлетворяют частично одну из жизненных потребностей – потребность в самовыражении. Сделав несколько свободных рисунков, можно заметить проявление множества форм. Можно обнаружить изображения цветов рядом с демонами, НЛО, безголовых людей, гигантских муравьев, незнакомые лица и т.д. Благодаря этому, мы сознаем невероятное разнообразие заключенных внутри нас энергий. Каждую из них можно рассматривать как самое настоящее существо, как обитателя нашей психики, живущего своей собственной жизнью. И тот факт, что в обычном состоянии мы этой жизни не видим, не означает, что ее нет. Действительно ценные результаты можно получить, лишь сделав серию свободных рисунков. Главные темы будут появляться опять и опять в разных формах. И, наконец, может случиться, что во время серии рисунков, выполненных за короткое время, произойдет истинная трансформация, что на бумаге воплотится некое новое чувство, которое позволит выйти на свет сознания ранее скрытым уровням нашего существа.

Обретя некоторый опыт рисования, мы можем продолжить исследовать себя в трех направлениях: телодвижения, воображение и письмо. Скажем, мы работаем со страхом. Какого он цвета? Какого он размера и каковы его очертания? Как он реагирует на наше прикосновение? Как он пахнет? Как он звучит, и если у него есть голос, то, что он нам сообщает? Если вы встретились с осьминогами, монстрами, колдунами и всякой другой нечистью, нужно просто смотреть в лицо этим устрашающим созданиям, привыкнуть к ним, понять их, послушать их увещевания. Секрет в том, чтобы иметь мужество встретиться с отрицательным образом лицом к лицу и терпение остаться с ним.

Очень часто после достаточно продолжительного контакта с отрицательным образом и свободного проявления соответствующих чувств, происходит его преобразование. Если образ продолжает наводить страх можно его нарисовать. Письмо может быть гораздо более эффективным методом. Мы начинаем писать о том, что нам интересно и увидим. Что выражаем вещи не так, как думали о них раньше. Нам приходится излагать на бумаге то, что ранее предполагалось, и вследствие этого пояснять для себя извлеченное на свет содержание своего сознания. Благодаря этому, мы можем прийти к новым заключениям и идеям.

Задание 3.3. (Приложение 1)

Тест 3.1. Придумайте и нарисуйте «Несуществующее животное» и дайте ему несуществующее название, название напишите под рисунком.

Задание 3.4. Выполните тест.

Тест 3.2. Диагностика готовности к саморазвитию.

Инструкция: Прочитайте каждое утверждение, напишите только его номер и оцените, насколько это утверждение верно для Вас. Если верно, то напротив номера поставьте знак «+», если неверно, то знак «–». Если не знаете, как ответить, поставьте знак «?». Знак вопроса допускается только в крайних случаях.

Опросник.

  1. У меня появляется желание знать о себе.
  2. Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.
  3. Я уверен (а) в своих силах.
  4. Я верю, что все задуманное мною осуществится.
  5. У меня нет желания знать свои положительные и отрицательные стороны.
  6. В своих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.
  7. Я хочу лучше и эффективнее работать.
  8. Когда нужно, я умею заставить изменить себя.
  9. Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать.
  10. Меня интересуют мнения других о моих качествах и возможностях.
  11. Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.
  12. В любом деле я не боюсь неудачи и ошибок.
  13. Мои способности и умения соответствуют требованиям моей профессии.
  14. Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что-то сделать.

Обработка и интерпретация результатов.

Готовые ответы во время обработки не исправляйте. Напротив каждого из 14 номеров опросника поставьте значение ключа.

Ключ: «+» 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12; «-» 2, 5, 6, 11, 13, 14.

Подсчитайте Ваши результаты. Количество совпадений может изменяться от 0 до 14. Чтобы определить значение Вашей готовности знать себя (ГЗС), нужно подсчитать количество совпадений по утверждениям 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13. Максимальное значение ГЗС – 7 баллов. Чтобы определить значение Вашей готовности «могу совершенствоваться» (ГМС), необходимо подсчитать количество совпадений по утверждениям 3, 4, 6, 8, 11, 12, 14. Максимум - 7 баллов.

Анализ результатов:

Полученные значения перенесите на график: по горизонтали – ГЗС, по вертикали – ГМС.

По двум координатам отметьте на графике точку, которая попадает в один из квадратов: А, Б, В, Г. попадание в квадрат на графике характеризует Ваше состояние в настоящее время:

А – могу совершенствоваться, но не хочу знать себя;

Б – хочу знать себя и могу измениться;

В – не хочу знать себя и не хочу изменяться;

Г – хочу знать себя, но не могу себя изменить.

Квадрат А. Вы имеете больше возможностей для саморазвития, чем желания познать себя. В этом случае надо поразмышлять о необходимости начинать в освоении профессии с себя. Профессионализм в любой сфере, а особенно в педагогической, достигается через нахождение своего индивидуального стиля деятельности, а это без самопознания невозможно.

Квадрат Б. Вы гармонично сочетаете желание познать себя с актуализацией потенциальных ресурсов саморазвития, это очень перспективное сочетание. Так держать.

Квадрат В. Самое неудачное сочетание: «не хочу знать себя», и «не хочу измениться». Обратитесь еще раз к вопросам методики. Чем они Вас насторожили? Подумайте о своем эмоциональном состоянии. Может быть, Вы переживаете кризисное состояние, спад?

Квадрат Г. Вы желаете знать о себе больше, но еще не владеете навыками самосовершенствования. Трудности в самовосприятии не должны вызывать у Вас реакцию: не получается, значит не буду делать. Посмотрите внимательно на утверждения по шкале ГМС, которые не совпали с ключом. Анализ покажет, где и над чем Вам предстоит поработать.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения