Психология и педагогика

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 1. Человек и его познание
Тема 3. Методы психологии

Тема 3. Методы психологии

3.1. Понятие метода и методики

3.2. Классификация методов психологии

3.2.1. Организационные методы

3.2.2. Эмпирические методы

3.3. Методы психологической диагностики

3.3.1. Тестирование

3.3.2. Опрос

3.3.3. Беседа

3.4. Методы психологической коррекции и психотерапевтического воздействия

3.1. Понятие метода и методики

Метод (от греч. methodos – путь исследования) – способ организации собственной деятельности, направленный на достижение поставленной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методика – конкретное воплощение метода, выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры (например, тестирование – это метод, а тест Айзенка на определение коэффициента интеллекта (IQ) – методика).

Психологическое исследование, как любое научное исследование предполагает:

  1. формулировку проблемы
  2. выдвижение гипотезы (гипотез)
  3. осуществление проверки гипотезы
  4. интерпретацию результатов проверки
  5. выводы (опровержение гипотезы или ее подтверждение; если первое, то – формулирование новой гипотезы/гипотез).

То есть, невозможность объяснить данные в рамках имеющихся представлений порождает познавательный интерес, противоречие, составляющее проблему (фиксируется обычно в виде вопроса); далее формулируется гипотеза (предположительный ответ); и для проверки гипотезы организуется получение эмпирических данных, которые в дальнейшем обрабатываются и интерпретируются. Это основные этапы познания (Рис. 3.1), в рамках которых реализуются методы исследования – обоснованные, нормированные способы его осуществления.


Рисунок 3.1 – Основные этапы научного познания

Как правило, о методах психологии, говорят прежде всего, в связи с третьим этапом – проверкой гипотезы на эмпирическом материале.

Психологи всех направлений (научных школ) прибегают к самым разным методам для подтверждения справедливости своих выводов, но, как вы сами понимаете, не так-то просто «измерить» человеческое поведение. И если в области естественных наук точное вычисление веса тех или иных тел или определение их химического состава не представляет особых трудностей, то перед психологами стоят задачи значительно более сложные, например: оценить чувства, выявить те или иные мотивы, определить, насколько человек способен приспособиться к ситуации или измениться.

Все это накладывает на методы, используемые в психологии, определенные ограничения и, как необходимость, учет различных артефактов.

Артефакт – факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под артефактом подразумеваются данные, порождаемые самой методикой или условиями изучения процесса и на самом деле ему не свойственные. Например, присутствие экспериментатора заведомо влияет на поведение испытуемого и соответственно на результаты эксперимента, или в криминальной психологии – поведение преступника с целью симуляции.

3.2. Классификация методов психологии

Б.Г. Ананьев (1977) предложил все методы разделить на следующие группы:

  1. организационные методы;
  2. эмпирические методы;
  3. способы обработки данных (например, методы математической статистики);
  4. интерпретационные методы (например, структурные методы: классификация, типологизация).

Остановимся подробно только на первых двух группах методов.

3.2.1. Организационные методы

К организационным методам относятся:

  • сравнительный метод;
  • лонгитюдный метод;
  • комплексный метод.

Сравнительный метод реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции. Ярким примером выступает уникальное исследование Н.Н. Ладыгиной-Котс, построенное как сопоставление развития детеныша шимпанзе и ее собственного ребенка.

В этнопсихологии сравнительный метод воплощается в выявлении психологических особенностей различных народностей (например, отношение к своему «Я», имени, полу, национальности и т.д.).

В возрастной психологии сравнительный метод выступает как метод поперечных срезов и лонгитюдный (метод длинника), направленные на определение особенностей психического развития в связи с возрастом.

Основываясь на методе поперечных срезов, психологическое исследование организуется с людьми различных возрастных групп, выявляется обобщенная характеристика на каждом уровне, что позволяет проследить общие тенденции возрастного развития (например, особенности психических процессов).

Используя лонгитюд, исследователь работает с одной и той же возрастной группой, регулярно обследуя их по одним и тем же параметрам на протяжении длительного времени.

Комплексный метод – метод, когда в исследовании участвуют представители различных наук. Исследования такого рода позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

3.2.2. Эмпирические методы

К эмпирическим методам относятся:

Наблюдение

Наблюдение – это преднамеренное, целенаправленное восприятие и регистрация поведения объекта.

Две основные формы:

  1. внутреннее или субъективное наблюдение (самонаблюдение / интроспекция);
  2. внешнее или объективное наблюдение.

Субъективный метод предполагает, что объектом, с которым взаимодействует психолог выступает он сам (наблюдатель и наблюдаемый в одном лице). Этот метод чаще всего связывают с понятием «интроспекция», или «самонаблюдение».

Интроспекция (лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) – метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний и т.д.

Интроспекция долгое время была главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека. В. Вундт, создатель первой в мире психологической лаборатории (1879 г.) заявил этот метод основным для изучения сознания человека в русле, так называемой психологии сознания. Однако в начале XX в., в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии («не только сознание»), появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили субъективным, ненаучным методом. Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа (лат. reflexio – обращение назад; процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании). Интроспекция буквально означает самонаблюдение.

С самонаблюдением связаны и ситуации, которые можно назвать «самоэкспериментированием» – когда психолог «наблюдает себя» в им же организованных условиях. Так Г. Эббингауз (1850-1909), немецкий психолог, положивший начало экспериментальным исследованиям памяти, изучал закономерности сохранения при запоминании материала, проводя на самом себе исследования по заучиванию им же придуманных бессмысленных слогов.

В настоящее время субъективный метод используется как вспомогательный, что обусловлено, прежде всего, тем, что существует в нашей психике огромный пласт бессознательного и в сознании (а самонаблюдение, прежде всего – осознание внутренних событий), истинное содержание может искажаться, а следовательно, данные самонаблюдения рискуют оказаться недостоверными.

Объективный метод в современной науке считается основным. Он предполагает обращение к тем аспектам, которые можно зафиксировать средствами «стороннего» наблюдения. Отсюда и название второй формы метода наблюдения – внешнее наблюдение.

Различают следующие виды данного наблюдения:

  • Систематическое или плановое (целенаправленное, организованное) и несистематическое (полевое), для создания некоторой обобщенной картины поведения индивида или группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану:

    Процедура метода наблюдения:

    1. Необходимо выделить предмет (объект, поведение, ситуация) наблюдения и цель (для чего?).
    2. Определить способ регистрации наблюдаемых фактов (записи, видеосъемка).
    3. Составить план наблюдения (что, в какой последовательности, в какое время).
    4. Определить метод обработки данных.
    5. Обработать и интерпретировать полученные результаты.
  • Сплошное и выборочное. В первом случае фиксируются все особенности поведения, во втором – только отдельные параметры (например, частота проявления агрессии или время, проводимое подростком в компании сверстников).
  • Непосредственное и опосредованное (с использованием технических средств, наблюдательных приборов).
  • Включенное и невключенное (исследователь находится «за кадром» – скрытое наблюдение). Включенное наблюдение проводится, например, для изучения «закрытых групп» (банды, группировки), когда внешнее наблюдение исключено и необходимо непосредственное «внедрение» наблюдателя в группу. К включенному наблюдению можно отнести случаи, когда наблюдатель (исследователь) находится в непосредственном взаимодействии, естественном общении с объектом (учитель – ученический коллектив).

    Можно выделить два варианта включенного наблюдения:

    1. наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется;
    2. наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, используется зеркало Гезелла).
  • В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение дискретное.

Проблемы метода наблюдения:

  1. Розенталь эффект (эффект Пигмалиона) – присутствие наблюдателя влияет на поведение заведомо. Экспериментатор, убежденный в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.
  2. Эффект снисхождения – тенденция давать положительную оценку происходящего у людей вообще, как личностное качество самого наблюдателя.
  3. Ошибка центральной тенденции – тенденция давать усредненную оценку поведения (т.к. есть некая средняя норма для средних людей, на которую ориентируется наблюдатель).
  4. Ошибка корреляции – тенденция оценивать какой-либо признак на основании другого признака, зачастую второстепенного (например, по анализу черепа – судить об умственных способностях; проводить оценку статуса человека, если знать, что начальник; интеллект оценивать по беглости речи и т.д.).
  5. Ошибка контрастов – склонность наблюдателя выделять черты, противоположные собственным.
  6. Эффект первого впечатления – тенденция оценивать личность того или иного человека или черты его характера по своему первому впечатлению. Дело доходит до того, что все последующие сведения о данном лице, противоречащие созданному образу, очень часто отбрасываются как случайные и нехарактерные. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Причем первичное восприятие происходит по одному фактору, зачастую второстепенному, а перенос делается на другие качества личности.
  7. Гало-эффект – обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  8. Эффект ореола – если наблюдатель имеет сложившееся представление о наблюдаемом человеке, то это знание сказывается на его дальнейшем восприятии и объяснении наблюдаемых аспектов (например, эксперимент, проведенный Эшем: человека объективно характеризовали как решительного, трудолюбивого, умного, но одним он был представлен как слишком холодный, а другим – слишком пылкий; испытуемым предлагалось изложить свои впечатления об этом человеке, и они давали два совершенно разных портрета: один включал все особенности холодного человека, а второй, наоборот, человека пылкого).

Достоинства метода наблюдения:

  1. Первичный источник получения информации;
  2. Воссоздает полноту картины;
  3. Позволяет схватить естественное поведение.

Как повысить достоверность результатов применения метода наблюдения?

  • методом экспертной оценки (два и более независимых наблюдателя);
  • методом повторного наблюдения (при этом учесть, что «нельзя в одну реку войти дважды» – то, что мы наблюдали вчера, не означает того же самого сегодня);
  • использованием технических средств.

Каждый из нас в повседневной жизни использует метод наблюдения. Избегайте его ошибок, учитывая артефакты, описанные выше – это первое, и второе – остерегайтесь поспешных заключений, сделанных на основе одних лишь наблюдений. Просто наблюдаемое поведение объяснению не поддается, поскольку наблюдение само по себе никакой интерпретации не предполагает.

Допустим, вы заметили, что в нашем университете большинство девушек предпочитает носить джинсы. Исходя из этого, вы можете сделать только тот вывод, что в нашем университете много девушек, носящих джинсы. Причин этого явления может быть множество. Быть может, джинсы в моде, а может, юноши предпочитают «джинсовых» девушек, а может что-то еще. Перечень возможных причин бесконечен.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования.

Психологический эксперимент

Психологический эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых в специально созданных условиях.

Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Суть эксперимента: исследователь создает искусственные условия, контролирует изменения зависимых и независимых переменных и произвольно вводит другие переменные.

Здесь следует уточнить понятие «переменной». Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации (цвет стен, уровень шума, время суток, состояние испытуемого и т.д.). Манипулирование переменными – одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.

Переменная, которую изменяет экспериментатор, называется независимой переменной.

Переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, называется зависимой.

В эксперименте, как правило, выделяется контрольная и экспериментальная группы для сравнения.

Виды эксперимента:

  • Лабораторный эксперимент – искусственно созданная ситуация. Дает возможность повторных исследований. Недостаток – низкая степень естественности результата (человек, пришедший в лабораторию, как правило, знает, зачем. Это означает более, чем вероятную, скованность, сознательную или бессознательную тревогу, боязнь оценки и пр.), невозможно исследовать большие социальные группы.
  • Естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский, 1874-1917): исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого (например, проверка гипотез относительно факторов, определяющих успешность обучения, может осуществляться в учебной ситуации, когда ее изменения ученик будет воспринимать как естественный ход урока).

    Естественный эксперимент является промежуточным методом между наблюдением и экспериментом (например, – маргинальные исследования трущоб).

  • Иногда выделяется полевой эксперимент – использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной. Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками.
  • Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента, в котором апробируется основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед большим, трудоемким экспериментальным исследованием на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану, без строгого контроля внешних переменных.
  • В возрастной и педагогической психологии различают констатирующий и формирующий эксперимент.

Дело в том, что к развитию психики можно подходить как к явлению относительно независимому от обучения и воспитания. Полагая, что обучение должно подстраиваться к развитию, следовать за ним, задачей педагога оказывается констатация связей, складывающихся в процессе развития. Например, исследования Ж. Пиаже, который придерживается данного взгляда на соотношение процессов обучения и развития (концепция обучаемого развития).

Но можно рассматривать развитие как «ведомое» обучением и воспитанием (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), и тогда исследователь, ставящий эксперимент, не может игнорировать сам процесс обучения, определяющий развитие. Обучение должно идти впереди развития, дидактические средства существенно влияют на развитие (концепция развивающего обучения). Формирующий эксперимент предполагает выявление закономерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого, т.е. формирование его психики.

Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является квазиэксперимент (лат. quasi – напоминающий, подобный). Квазиэксперимент – план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам. Любой реальный эксперимент можно считать квазиэкспериментальным, так как он отклоняется от «идеального». Примером также может служить полевое исследование (или полевой эксперимент), так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную.

Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов.

Эффект Хоторна. Как показали опросы, проведенные промышленными психологами на предприятиях Хоторна в Чикаго, одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от них экспериментаторы. Можно избежать данного эффекта, если например, не сообщать гипотезу или дать ложную информацию о целях эксперимента.

Частный случай эффекта Хоторна – эффект плацебо – он был обнаружен медиками и основан на внушении, оказываемом преднамеренно или невольно врачом или экспериментатором. Когда испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого им лекарственного препарата или предписываемого режима, у них часто можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле ни препарат, ни режим никакого действия не оказывает. Эффект основан на механизмах внушения и самовнушения.

Эффект аудитории или социальной фасилитации (усиления) был обнаружен Р. Зайонцем: присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение. Причем изменение поведения может быть как негативным, так и позитивным. Эффект ярко проявляется у спортсменов: на соревнованиях (на публике) и на тренировках они могут показывать разные результаты. Зайонц обнаружил, что при обучении присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели. Когда деятельность освоена или несложная, то результат улучшается.

Важно отметить, что:

  • влияние оказывает не любой, а только компетентный, значимый, способный дать оценку наблюдатель;
  • влияние тем больше, чем сложнее задача;
  • «тревожные» испытуемые при выполнении сложных или новых заданий испытывают большие затруднения;

Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в исследованиях по психологии личности и социальной психологии.

Главным достоинством эксперимента является возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство. С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии причинно-следственной связи между явлениями. Эксперимент позволяет установить наиболее общие математико-статистические закономерности.

В.Н. Дружинин в группе эмпирических методов выделяет неэкспериментальные (наблюдение, беседа, «архивный метод») и экспериментальные (эксперимент) психологические методы. [30]

Беседа – специфический для психологии метод исследования человеческого поведения широко используется в психодиагностике – это диалог между двумя людьми, в ходе которого один (исследователь, психолог) выявляет психологические особенности другого (испытуемый, клиент).

Исследователи различают клиническую беседу и целенаправленный опрос «лицом к лицу» – интервью. Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Этот термин закрепился за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.

Целенаправленным опросом называют интервью. Этот метод получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения – социология. Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он – исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.

В социальной психологии интервью относят к одному из видов опроса. Второй вид – заочный опрос, анкеты. Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был Ф. Гальтон. Исследуя влияние наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений, он сконструировал анкету и опросил с ее помощью 100 крупнейших британских ученых. Но анкетирование трудно отнести к собственно психологическим методам. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Каждый психолог знает, как на содержание высказываний испытуемого влияют неосознаваемые мотивы и установки.

«Архивный метод»

Термин «архивный метод» принят в американской научной литературе для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности. Отечественные психологи его обозначают как «анализ продуктов деятельности» или праксиметрический метод.

Разновидностями данного метода является:

  • биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей (материалом служат – письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.);
  • контент-анализ – строгий метод анализа документов (текста, материалов беседы, прожективных тестов). Часто используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: слово (термин, символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение. Простейший способ обработки данных – регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте.

Изучение продуктов деятельности широко применяется в исторической психологии, психологии творчества, а также в детской психологии, где изучаются продукты детского творчества.

В социальной психологии широкое распространение получил метод под названием социометрия или социометрический метод – психологическое исследование межличностных отношений в малой группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена группы, которому предлагается выбрать (или отвергнуть) тех, с кем бы он хотел участвовать в определенном виде деятельности.

В настоящее время приобрел популярность метод case stady (исследование одного случая).

Основным для современных психогенетических исследований является близнецовый метод, метод приемных детей, семейный метод (метод внутрисемейных корреляций), генеалогический метод (анализ родословных).

3.3. Методы психологической диагностики

Психодиагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуальных психологических различий или особенностей человека с помощью методов (способов построения психодиагностических задач).

Диагностика – изучение реакции человека на некоторую пробу.

Если исследователь задается вопросом: – Почему?; Как связано?, то обследующий (диагност) задается вопросом: – Каковы характеристики объекта?; Насколько выражено то или иное свойство?

Психологическая диагностика, или установление психологического диагноза, может пониматься в широком и узком смысле.

В широком смысле она сближается с измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психологическому анализу, выступая как выявление и измерение свойств.

В более узком смысле (и именно такое понимание более распространено) имеется в виду измерение индивидуально-психологических особенностей личности.

В психодиагностическом обследовании выделяют три основных этапа:

  1. сбор данных,
  2. переработка и интерпретация данных,
  3. вынесение решения (диагноз, прогноз).

Диагноз, как основная цель диагностики, может устанавливаться на разных уровнях.

Первый уровень – симптоматический или эмпирический. Диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков).

Второй уровень – этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения.

Высший уровень – уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.

Основными методами в психодиагностике являются тестирование и опрос (интервью, анкетирование), методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, и беседа как вспомогательный метод.

3.3.1. Тестирование

Английское слово test означает «проба или испытание, проверка». Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как А. Бине совместно с Т. Симоном (1905) разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей.

Тест – это краткое, стандартизованное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных.

Тестирование предполагает, что выполняется определенная деятельность (решение задач, рисование, рассказ по картинке и др.), т.е. проходит определенное испытание, на основании результатов которого делается вывод о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств.

Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является и процедура предъявления заданий, хотя в некоторых случаях предусмотрены некоторые степени свободы – например, право задать дополнительный вопрос, построить беседу по поводу материала; стандартна и процедура оценки результатов.

Тесты весьма разнообразны и существует множество оснований для их классификации: вербальные и невербальные (по тестовому материалу); тесты интеллекта и тесты личности (по диагностируемым особенностям); групповые и индивидуальные (по формам проведения). Мы рассмотрим классификацию по Б.Г. Ананьеву.

Классификация тестов:

  1. Стандартизированные тесты
  2. Прожективные (проективные) тесты.

К первой группе относятся:

Тесты интеллекта. Понятие «интеллект» в психологии определяется достаточно разнородно, но, в общем виде, имеются в виду те индивидуальные особенности, которые имеют отношение к познавательной сфере человека, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию.

Первые тесты интеллекта восходят к Гальтону (1822-1911), основателю дифференциальной психологии, предложившему, в частности, ряд процедур для измерения «операций ума». Прообразом современных тестов интеллекта является шкала умственного развития Бине-Симона, разработанная в 1905 г. для выявления умственно неполноценных детей при отборе в школу. Тест в исходном варианте содержал 30 заданий, расположенных по возрастанию трудности решения. Предполагалось, что чем старше испытуемый, тем дальше он продвинется в решении задач, т.е. тем больше он их решит. Первоначально на основании теста не рассчитывался общий показатель интеллекта: достаточным было того, что дети со слабоумием не выходили за определенный уровень сложности.

В дальнейшем, на основании совершенствования теста, авторы старались решить задачу выделения уровней интеллектуального развития здоровых детей, позже шкала была продлена до взрослости. Были определены задания, решаемые на различных возрастных уровнях, на этом основании введено понятие «умственный возраст» – т.е. возраст, которому соответствует успешность решения тестовых задач; в зависимости от успешности решения хронологический возраст ребенка мог совпадать с умственным, но мог не совпадать, опережая или отставая.

Используя понятие «умственный возраст», немецкий психолог В. Штерн предложил рассчитывать коэффициент интеллекта по формуле:
Формула

Среди наиболее распространенных тестов интеллекта в практике применяется шкала измерения интеллекта Векслера. Она содержит 11 субтестов, направленных на диагностику различных сторон интеллекта (общей осведомленности; общей понятливости – понимания смысла выражений; поведения в стандартной ситуации – выявляет способность к суждению; арифметический субтест оценивает концентрацию внимания на материале, оперирования числовым материалом в устном решении арифметических задач; субтест способности к сравнению, классификации, абстрагированию и т.д.).

Примерами других широко используемых тестов интеллекта являются «Прогрессивные матрицы Равенна», «Тест структуры интеллекта Амтхауэра».

В нашей стране изданы книги интеллектуальных тестов Г.Ю. Айзенка «Проверьте свои способности» и «Проверьте свой коэффициент умственного развития».

Тесты интеллекта в ряде случаев называют еще тестами общих способностей, хотя вопрос о том, что в них диагностируется – способности или уровень сформированности обобщенных умений – является одним из актуальных в тестологии.

Тесты достижений измеряют преимущественно сформированность тех или иных свойств – способностей, умений, навыков, знаний, в связи с конкретными программами подготовки, т.е. они ориентированы на оценку достижений индивида вследствие специального обучения (тесты интеллекта апеллируют к жизненному опыту вообще). Примером тестов достижений являются контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.

Тесты специальных способностей соотносятся с конкретными видами деятельности и направлены на диагностику тех характеристик, которые обеспечивают эффективность в той или иной области (музыкальные, математические, моторные, технические и др.).

Выделяют два плана тестов специальных способностей:

  1. Способности в какой-либо области психической деятельности (например, перцептивные – в области восприятия, мнемические – в области памяти, способности к логическому мышлению и др.).
  2. Способности к определенному виду деятельности (лингвистические, художественные, к управленческой деятельности, педагогические и т.п.).

Тесты креативности предназначены для измерения творческих способностей. Собственно креативность можно рассматривать как специальную способность. Показатели креативности часто не совпадают с показателями тестов интеллекта, в связи с чем «интеллект» и «креативность» иногда противопоставляют.

Наиболее известны тесты креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Так как в основу кладется диагностика способности продуцировать новые, необычные идеи, эти тесты построены как система заданий, в которых требуется произвести преобразование ситуации, модификацию способа обращения с объектом, осуществить необходимую интерпретацию, например, придумать возможно больше способов применения для объекта или включить в возможно большее число рисунков (в пределах заданного поля) элемент типа круга или квадрата.

Известны также тест Медника, определяющий способность к отдаленным ассоциациям, тест Бэррона, определяющий отношение к незавершенным изображениям (по мнению Бэррона, креативный человек комфортнее чувствует себя в парадоксальной или незавершенной ситуации, чем человек с низкой креативностью).

Ко второй группе относятся:

Проективные тесты. Принцип проекции, лежащий в их основе связан с представлением о том, что в разнообразных проявлениях индивида, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания, предпочтения и т.д. воплощается личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. Частично это совпадает с пониманием проекции, развивавшемся в психоанализе (защитный механизм, заключающийся в приписывании собственных побуждений и чувств другому объекту).

Проективные тесты предполагают создание достаточно неопределенной ситуации, оставляющей свободу действий, естественно в рамках инструкции, но последняя определяет, как правило, лишь общее направление или начальный момент поведения. Материал, предъявляемый для работы, может толковаться или использоваться разнообразными способами; главным оказывается не объективное его содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает.

Соответственно ответные действия не толкуются как правильные или неправильные, составляя для диагноста ценность как таковые, как индивидуальные проявления, позволяющие делать выводы о личностных особенностях.

Классификация проективных тестов:

  1. Конститутивные – придание смысла материалу, его структурирование. Например, тест Роршара – «тест чернильных пятен» (10 таблиц с симметричными изображениями).
  2. Конструктивные – создание (конструирование) целого из отдельных частей. Например, «Тест мира» (М. Ловенфельд, 1939 г.) – набор 200 моделей разнообразных предметов.
  3. Интерпретативные – толкование, интерпретация событий, предлагаемых ситуаций, изображений. Например, «Тест тематической апперцепции» (ТАТ), созданный в 1935 г. Г. Мюрреем и К. Морган (США) – таблицы с картинками, изображающими неопределенные ситуации, допускающие различное понимание и толкование; «Тест руки» – предлагается приписать определенное значение различным положениям человеческой кисти, предъявляемым в форме изображений.
  4. Катартические – предполагающие творческую деятельность в особо организованных условиях. Например, психодрама (Я. Морено, 1946), построенная на том, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он будет проявлять свои личностные особенности.
  5. Экспрессивные – предполагают рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему. Например, тесты «Нарисуй человека», «Дом – дерево – человек».
  6. Импрессивные – требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим. Например, тест Люшера (Швейцария, 1948), состоящий из 73 карточек 25 различных цветов и оттенков.
  7. Аддитивные – предполагают завершение фразы, рассказа и др. Например, тест «Незаконченное предложение», «Завершение истории».

Основными характеристиками тестов служат:

Валидность – показатель того, насколько измеряет данная методика то, что она призвана измерять и насколько хорошо она это делает.

Надежность – отражает точность психологического измерения и устойчивость результатов к действию посторонних факторов.

3.3.2. Опрос

Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих. Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных школ и направлений. Данные опросов во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности, не столько об их подлинных намерениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.

Область применения:

  • на ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану, используется только интервьюирование;
  • опрос выступает как основное средство сбора первичной информации;
  • опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных другими методами.

Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые следует ответить, или утверждения, с которыми нужно согласиться либо нет.

Виды опросников:

  • открытого и закрытого типа,
  • опросники-анкеты (например, биографические),
  • личностные опросники (типологические – ММРI, опросник черт личности Р. Кеттелла, опросники мотивов, опросники ценностей, опросники установок, интересов).

3.3.3. Беседа

Беседа – живое двухстороннее общение. Используется как вспомогательный метод в психодиагностике.

Проблемы метода:

  • боязнь испытуемого «потерять лицо», подозрительность, недоверие и, как следствие, стремление уйти от ответов в стереотипные, стандартные высказывания, соответствующие общепринятым нормам;
  • бессознательное стремление угодить исследователю, дать ожидаемые ответы (порадовать);
  • исследователю трудно абстрагироваться от личностного отношения.

3.4. Методы психологической коррекции
и психотерапевтического воздействия

Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некой «оптимальной» модели.

Психотерапия – более узкое понятие, изначально связанное с лечением психических и соматических заболеваний психологическими средствами, но в последнее время, распространяемое вообще на случаи психического неблагополучия (внутренние конфликты, депрессии, тревога, страхи и нарушения общения и связанные с этим переживания и др.), в том числе в пределах медицинской нормы.

Методы психологической коррекции и психотерапии многообразны и их выбор зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. Рассмотрим примеры в рамках лишь некоторых психологических подходов.

Поведенческий подход

Поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека является приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, которое позволило бы ему действовать более адекватно.

Психические расстройства различного типа, с точки зрения поведенческого подхода, обусловлены неадаптивным поведением.

Психологическая коррекция и психотерапия связываются с необходимостью формирования, у обратившихся за помощью, оптимальных поведенческих навыков.

В поведенческой коррекции используются методы, условно относимые к трем основным группам.

  1. Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной связи между условным раздражителем и реакцией и/или замену ее новой. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного воздействия с ситуацией, обычно неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно доставляющей удовольствие. Например, при избавлении от вредных привычек: если всякий раз, когда пьяница поднесет стакан с алкоголем ко рту, он будет получать удар электрическим током или ощущать сильный приступ тошноты, вызванный лекарственным препаратом, то весьма вероятно, что удовлетворение, которое он прежде получал от алкоголя, сильно ослабеет.
  2. Оперантные методы предполагают систему наград, которые получает клиент за те действия, которые психотерапевт считает желательными, вследствие чего, вероятность такого поведения возрастает (о них мы поговорим далее в теме, посвященной бихевиоризму).
  3. Метод предъявления модели оптимального поведения опирается на представление о том, что человек научается через наблюдение. Например, если ребенок боится собак, то терапевт демонстрирует ему собственное бесстрашное общение с собаками подходя к собаке и гладя ее.
Психоаналитический подход

Общая направленность терапии – помочь клиенту (пациенту) выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений. Для З. Фрейда основным был катартический метод (катарсис, т.е. «очищение»), который связан с переживанием заново травматических событий детства и отреагировании чувств, которые подавлялись. В терапии К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути (без глубокой проработки эмоциональных проблем) и определения реалистических целей.

Широко распространенным направлением психотерапии является трансактный анализ, основателем которого является Э. Берн. Согласно его представлениям, в каждом взрослом человеке «живет» тот ребенок, которым он был, тот взрослый, которым он сейчас является, и родительские образы. Собственно, во взаимодействиях с другими людьми, мы ведем себя то как ребенок – свободный, творческий, раскованный («естественный ребенок») или бунтующий против «давления сверху», приспосабливающийся, отчуждающийся; то как родитель – наставляющий, контролирующий, запрещающий; то как взрослый, способный к реалистической оценке событий, разумный, зрелый, независимый. Коммуникация может быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и том же «языке», т.е., когда «Ребенок» разговаривает с «Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый» со «Взрослым». Непонимание чаще всего возникает, если один из собеседников говорит на языке «Родителя», а другой – на языке «Ребенка» или «Взрослого». Например, если один из собеседников, будучи типичным бюрократом, говорит на языке «Родителя», а другой – на языке «Взрослого», причем с учетом изменившихся в нашей стране демократических реалий, то будет вполне естественным взаимное непонимание. Оно может быть разрешено двумя способами: либо «Родитель» поймет, что язык стереотипов безнадежно устарел, и попытается приблизить свое мышление и высказывания к реальности, либо (это пессимистический вариант) «Взрослый» во избежание конфликта сумеет найти в себе «Родителя» и постарается на родительском языке закончить беседу, для того, чтобы благополучно выйти из сложной ситуации.

Цель терапии – освободить человека от тех зависимостей, которые обретены им в детстве и направляющие его в качестве своеобразных предписаний, заставляя «играть в игры», т.е. вести себя во взаимодействиях с другими (трансакциях) так, чтобы извлекать определенные психологические выгоды, подкрепляя позиции «ребенка» и «родителя», в результате чего возникает интеграция «эго-состояний», т.е. «Ребенка», «Родителя», «Взрослого», за счет ориентации на последнего [60].

Гештальттерапия

Непосредственной целью гештальттерапии является восстановление сознавания. Конечная цель – восстановление функций организма и личности, благодаря чему человек обретет целостность и высвободит свои возможности. Предполагается, что сознавание само по себе вызовет развитие и изменения. В глубинной терапии (психоанализ) считается, что суть изменений состоит в процессе осознания бессознательного. Гештальттерапия, говоря о сознавании (awareness), а не о сознании или понимании, подчеркивает тем самым важность контакта с процессом, происходящим непосредственно «здесь и сейчас», опираясь при этом, скорее на ощущения и чувства. Соответственно, вмешательство терапевта направлено не на интерпретацию, а на пробуждение сознавания пациента – сознавания того, что он думает и чувствует. Основное внимание уделяется не объяснению поведения или ответам на вопрос «почему», а видению того, как это происходит. Само такое сознавание служит источником нового опыта и нового сознавания [87].

Психодрама

Это направление связано с именем Якоба Морено (1892-1974), американским психологом, которого многие авторы считают основателем групповой психотерапии. Психодрама представляет метод, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации. «Проживая» важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации [85].

Телесно-ориентированный подход

Основателем этого подхода в психологии следует считать Вильгельма Райха, предложившего систему «вегетотерапии». В его представлении защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. В. Райх считал, что защитные формы поведения, которые он называл «броней характера», выражаются в частности, в напряжении определенных мышц, которое он называл «телесной броней», и в стесненном дыхании и что подавленную жизненную энергию можно быстро и с пользой освободить, производя манипуляции над теми участками тела, которые находятся в напряжении [82].

Психосинтез

Ассаджоли (1888-1974) – отец психосинтеза – теоретико-методической концепции психотерапии и саморазвития человека, основатель Института психосинтеза во Флоренции (1926), который стал первым международным центром подготовки психосинтетиков.

Р. Ассаджоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла.

Обнаружив, что процесс этот протекает естественным образом в каждом человеке, но зачастую бывает заблокирован, Ассаджоли приступил к разработке методов его высвобождения. Первоначально он занимался психоанализом (в начале века Фрейд считал его одним из основных своих последователей в Италии), однако остался недоволен последним и разработал собственную систему, особое направление практической психологии, открытое для всех достижений, сделанных к тому времени в области образования, психотерапии и медицины. Он назвал эту систему психосинтезом.

Подход Ассаджоли нацелен не просто на улучшение конкретных показателей (на повышение тонуса, усиление концентрации, углубление релаксации и т.д.) или на лечение в смысле избавления от чего-либо. Он нацелен на пробуждение целостности и формирование новой, более широкой структуры отношений в психике человека.

Психосинтез: теория.

Что только не сковывает и не связывает нас в нашей повседневной жизни – мы жертвы иллюзий и фантазмов, рабы неосознаваемых комплексов, бросаемые из стороны в сторону внешними влияниями, ослепленные и загипнотизированные обманчивой поверхностью вещей. Неудивительно поэтому, что человек в подобном состоянии часто испытывает неудовлетворенность, что он не уверен и неустойчив в своих настроениях, мыслях и действиях. Интуитивно чувствуя себя «единым целым», и тем не менее, находя в себе «внутренний раскол», он приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни других. Не удивительно, что не зная и не понимая себя, человек не управляет собой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков; вот почему столь многим людям жизнь не удалась – или, во всяком случае, была омрачена болезнями души и тела, истерзана сомнениями, разочарованиями и отчаянием.

Возможно ли разрешить эту центральную проблему человеческой жизни и как это сделать, как излечить этот фундаментальный недуг человека? Как осуществить гармоническую внутреннюю интеграцию, постичь истинное Я и вступить в правильные отношения с другими людьми?

Стадии достижения данной цели:

  1. Глубокое познание своей личности.
  2. Контроль над различными ее элементами.
  3. Постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра.
  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Психосинтез: практика. «Сосредоточение».

Упражнение 1. Зрительное представление.

Закройте глаза и представьте следующее: Ручка медленно пишет на бумаге ваше имя. Однозначное число. Затем представьте двузначное число, трехзначное и т.д., пока не достигнете числа, состоящего из такого количества цифр, которое вы еще можете увидеть. Удерживайте это число перед своим внутренним взором в течение 2 минут. Различные цветные фигуры: золотой треугольник, фиолетовый круг, голубая пятиконечная звезда и т.д.

Абстрактные образы, такие как буквы алфавита или числа, могут быть более трудными для визуализации, нежели знакомые вам или привлекательные для вас образы. Может оказаться, например, что вам легче представить людей, которых вы любите, чем голубой треугольник, а любимый пейзаж – легче, чем число 716, написанное на доске мелом. Но по той же причине более простой и эмоционально нейтральный объект оказывается особенно эффективным для тренировки воображения. Попытайтесь какое-то время удерживать в своем сознании простой образ – хотя бы две или три минуты. Возможно, этот образ изменится или исчезнет, или вы обнаружите, что думаете о чем-то другом. Спокойно и терпеливо возвращайте к нему внимание.

Упражнение 2. Тактильные представления.

Представьте следующее, сосредотачиваясь теперь на ощущениях прикосновения.

Вы жмете чью-то руку. Почувствуйте ее кожу, температуру, оказываемое ею давление на вашу руку.

Вы поглаживаете кошку или собаку. Почувствуйте их шерсть.

Вы держите лимон. Почувствуйте его поверхность.

Прикосновение к:

  • коре дерева,
  • только выпавшему снегу,
  • поверхности цветка – очень нежно, чтобы не помять его,
  • песку,
  • струе воды,
  • перышку.

Выполняя эти упражнения впервые, совмещайте вызванные тактильные ощущения со зрительными образами того, к чему прикасаетесь, затем представляйте тактильные ощущения. Воспринимайте предметы только через тактильные ощущения.

Вы можете таким образом научиться управлять своим вниманием.

Приведенные методы психотерапии – лишь крупица того огромного арсенала приемов, которые используют в психологической практике специалисты (психологи, психотерапевты). С некоторыми из них вы познакомитесь далее при изучении последующих тем учебного курса.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения