Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент кадровой политики и образования
Красноярский государственный аграрный университет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПЕДАГОГИКА


факультет Международный
кафедра профессионально-педагогической подготовки
Красноярск – 2006 г.


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры 2006 г.

Составитель программы

Заведующий кафедрой


Одобрена методической комиссией

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

3. Содержание дисциплины

3.1. Тематический план

3.2. Лекционный курс



1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

а) цель преподавания дисциплины:

  • формирование педагогической культуры;
  • соответствие программы курса профилю учебной и научно-исследовательской деятельности студентов;
  • помощь в освоении учебно-методических материалов для подготовки к преподавательской деятельности;
  • наличие педагогической практики, обеспечивающей координацию теоретического обучения с образовательной практикой.


б) задачи изучаемой дисциплины:

реализация образовательной программы по педагогике для подготовки студентов;

  • ознакомление с понятийным аппаратом по истории педагогики, педагогике и методикам преподавания: историко-педагогические проблемы, греческие и римские философы, описание образования и воспитания, форм, методов, педагогических инноваций, дидактика, диагностика обучения;
  • преподавание на личностном принципе, т. е. изучение взглядов выдающихся педагогов;
  • развитие у студентов привычки к поиску педагогической информации в новых условиях, к умению анализировать педагогические ситуации выполнять «задания-композиции»;
  • подготовка самостоятельной творческой работы для защиты на экзамене;
  • овладение проектированием и проведением педагогического процесса, оценка итогов;
  • организация и осуществление основных видов учебной и воспитательной деятельности.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Виды учебной работы всего часов Семестры
второй
1.Общая трудоемкость дисциплины
2. Аудиторные занятия
3. Лекции 30 час. 30 час.
4. Практические занятия
5. Семинары 40 час. 40 час.
6. Лабораторные работы
7. Самостоятельная работа 30 час. 30 час.
8. Курсовой проект
9. Реферат 90 час. 90 час.
10. Контрольные работы
11. Практика педагогическая 50 час. 50 час.
12. Экзамен как вид итогового контроля 30 час. 30 час.


3. Содержание дисциплины
3.1. Тематический план


п/п
Раздел дисциплин Всего часов В том числе
Лекции Практ. занятия (семин.) Формы контроля
1 Основы педагогики 2 2 Семинар
2 Дидактические закономерности обучения 2 2 Тест самооценки
3 Методы педагогики 6 2 4 Контрольная работа
4 Система обучения 8 2 6 Семинар
5 Организация учебного процесса 2 2
6 Проверка и оценка знаний 2 2 Контрольная работа
7 Мониторинг профессионально-образовательного процесса 2 Семинар
8 Понятие о средствах обучения 6 2 4 Личностно-ориентированная игра
9 Педагогические технологии 6 2 4 Семинар
10 Государственный образовательный стандарт 8 2 6 Учебная практика в библиотеке
11 Теоретические и методические основы воспитания 6 2 4 Семинар
12 Гуманизация и гуманитаризация образования и воспитания 6 2 4 Семинар
13 Инновационные образовательные процессы 2 2 Практическое занятие
14 Целостность учебно-воспитательного процесса 6 2 4 Семинар
15 Методологическая культура педагога 8 4 4 Семинар-тренинг

3.2. Лекционный курс


Тема и краткое содержание лекции Количество часов
лекции практи-
ческие
самосто-
ятельная
работа
Тема 1. Основы педагогики. Образование как процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков. Задачи курса. Его роль и место среди других наук. Структура и функции педагогической науки. Предмет исследования педагогики. Периодизация этапов становления и развития образования. 2 2
Тема 2. Дидактические закономерности обучения. Сущность педагогического процесса. Дидактика как наука. Теория обучения как часть общего педагогического процесса. Единство и различие процессов обучения и воспитания. Дидактическая деятельность педагога профессиональных учебных заведений: сущность, функции, структура, содержание. Дидактическое проектирование: проектирование целей, содержания, технологии обучения. 2 2
Тема 3. Методы педагогики. Общенаучное понятие метода. Сущность педагогических методов. Педагогические приëмы и способы как компоненты методов. Классификация методов обучения: традиционная по источникам знаний, по степени активности обучаемых. Проблемы, методы обучения. Классификация методов воспитания. Условия выбора методов. Ошибки в использовании методов. 2 4 2
Тема 4. Система образования. Условия развития системы образования. Система образования на современном этапе. Основные компоненты педагогической культуры. Понятие профессиональных знаний и профессиональных умений. Принципы построения системы образования в России. Развитие системы сельскохозяйственного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании». Факторы, определяющие содержание общетехнической, общетехнологической и специальной подготовки. 2 6 2
Тема 5. Организация учебного процесса. Сущность процесса обучения. Соотношение процесса познания и учения. Основные функции обучения. Структура процесса обучения. Роль и структура деятельности преподавателя в учебном процессе. Различные типы обучения. Закономерности процесса обучения. 2 2
Тема 6. Проверка и оценка знаний. Контроль и коррекция усвоения: сущность, задачи и требования к контролю. Виды контроля, формы, методы и средства контроля. Функции проверки. Закономерности и технологии контроля. Методика разработки контрольного инструментария. Задачи и виды анализа, критерии оценки. Виды рейтингового контроля. Контроль, учет и оценка учебно-производственной деятельности 2 2
Тема 7. Мониторинг профессионально-образовательного процесса. Определение понятия «мониторинг». Использование мониторинга педагогикой и психологией. Объекты мониторинга. Способы осуществления мониторинга:
  • текущее наблюдение;
  • метод тестовых ситуаций;
  • экспликация;
  • опросные методы;
  • анализ результатов учебно-профессиональной деятельности;
  • тестирование.
Формы мониторинга в образовательном процессе.
2 4 2
Тема 8. Понятие о средствах обучения. Общенаучное понятие средств. Сущность педагогических средств. Признаки педагогических средств. Материально-техническая база учебного заведения. Классификация педагогических средств. Технические средства обучения. Компьютерные технологии. Направления дистанционного обучения. Возможности, достоинства и недостатки в использовании технических средств. Выбор педагогических средств. 2 4 2
Тема 9. Педагогические технологии. Проблема технологизации педагогического процесса. Дидактическое, технологическое и организаторское творчество. Технология обучения – основная категория педагогики. Классификация педагогических технологий. Уровни и структура педагогических технологий. Развивающее обучение. Проблемное обучение. Интенсивное обучение. Дистанционное обучение. Условия для инновационного обучения. 2 6 2
Тема 10. Государственный образовательный стандарт. Понятие государственного образовательного стандарта. Основы разработки учебно-программной документации. Источники и формы проектирования содержания обучения: профессиограмма, квалификационная характеристика, учебный план, учебная программа, план занятий, литература. Содержание учебных программ и учебно-воспитательных планов, требования к их разработке. Линейное и концентрическое расположение учебного материала. Проектирование и организация проведения занятия. Подходы к проектированию методов активного обучения. Этапы и технологии формирования учебной деятельности. 2 6 2
Тема 11. Теоретические и методические основы воспитания. Сущность воспитания, цели и задачи. Классификация средств и методов воспитания. Самовосприятие и самооценка личности. Народное и семейное воспитание. Проблемы взаимоотношений поколений. Воспитательные ситуации: характеристика видов, классификация, разработка и реализация в ходе воспитательного мероприятия. Виды анализа педагогических ситуаций. Методы и формы воспитания. Виды и типы коллективных отношений. Воспитание коллективизма. Основные направления в воспитании человека. Педагогическое взаимодействие в процессе воспитательной работы. Критерии развитости воспитательной системы. 2 4 2
Тема 12. Гуманизация и гуманитаризация образования и воспитания. Понятия: гуманизм, гуманизация образования, гуманитарный, гуманитаризация образования. Педагогическая система с позиций гуманизации. Основа гуманистической природы педагогической деятельности – профессиональная этика. Понятие «педагогики ненасилия». Правовая основа воспитания: «Декларация прав ребенка» и «Конвенция о правах ребенка». Проблемы гуманизма российской педагогики на современном этапе. Школа и вуз будущего. 2 4 2
Тема 13. Инновационные образовательные процессы. Понятие инновации. Инновационные образовательные процессы. Модернизация традиционной системы обучения. Проблемы инновационной деятельности. Концепция и технология интерактивного обучения. Этапы ИАО (интерактивного обучения). Факторы и условия инновационного образования. Классификация инновационных моделей. Типы групповых технологий обучения. Технологии инновационного обучения:
  • учебный процесс через межпредметные связи;
  • на крупноблочной основе;
  • на опережающей основе;
  • на проблемной основе;
  • на диалоговой основе;
  • на эмоционально-психологической основе;
  • на альтернативной основе;
  • на программированной основе.
Зарубежный опыт технологий интерактивного обучения.
2 2
Тема 14. Целостность учебно-воспитательного процесса. Сущность педагогического процесса. Теория обучения и воспитания в педагогическом проектировании. Этапы педагогического проектирования. Объекты педагогического проектирования: системы, процессы, ситуации. Целостность единства обучения и преподавания. Эффективность педагогического процесса. Компоненты структуры процесса обучения. Планирование практического обучения: учебные и производственные практики. Противоречия педагогического процесса. Факторы динамичности педагогического процесса. Условия взаимодействия педагога и ученика. 2 4 2
Тема 15. Методологическая культура педагога. Понятие методологии педагогической науки. Источники знаний методологии. Критерии сформированности методологической культуры. Общие и специальные способности творческого педагога. Вероятностные педагогические задачи. Модель педагогической культуры:
  • в интеллектуальной среде;
  • в мотивационной;
  • в волевой;
  • в эмоциональной;
  • в предметно-практической;
  • в сфере саморегуляции.
Методологическая культура педагога-исследователя. Методы педагогических исследований. Авторские педагогические школы. Инновационные авторские школы:
  • инструментальные;
  • культурологические.
2 4 2

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения