Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

А

Алгоритм –
способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными даннымию
Алгоритмизация учебного процесса –
разработка и реализация алгоритмов для учащихся и алгоритмов для обучающих лиц (или обучающих машин). Алгоритмы для учащихся делятся на две группы: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом, позволяющие решать характерные для этого предмета задачи, и алгоритмы учения (усвоения). Алгоритмы для преподавателя учитывают как закономерности усвоения, так и требования теории управления (обучение – частный случай управления). Создать универсальный, обобщëнный алгоритм обучения невозможно, так как его построение требует полного абсолютно исчерпывающего знания и учëта всех законов и условий обучения, всех возможных реакций учащихся. Могут быть разработаны лишь алгоритмы, отражающие обобщëнные приëмы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет обучающему самостоятельно принимать решения по конкретным педагогическим проблемам .

Г

Государственные образовательные стандарты –
  1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

    Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

    Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.

  2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
  3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  4. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.
  5. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
  6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Д

Дистанционное обучение –
технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Дистанционное обучение осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации образовательного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса– к очной форме.
Дифференциация –
учëт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам (см. индивидуализация).
Дифференциация обучения –
форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. Осуществляется с помощью школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, факультативных занятий, средних школ для одарëнных детей (музыкальных, художественных, спортивных и др.), а также через разделение учебных планов и программ в средней общеобразовательной школе. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования новейшим средством дифференциации обучения является профилизация старшей школы.
Дифференцированный подход в воспитании –
один из способов решения педагогических задач с учëтом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, т. к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребëнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определëнной «категории» учащихся.
Дошкольное образование –
  1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
  2. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
  3. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
  4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

З

Задачи законодательства Российской Федерации в области образования.
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
  1. разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  2. обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
  3. создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
  4. определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Законодательство Российской Федерации в области образования.
  1. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
  2. Федеральные законы в области образования, включая Закон «Об образовании»:
    • разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    • регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;
    • вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
  3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

  4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

И

Индивидуализация –
это учëт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются (см. дифференциация).
Индивидуализация обучения –
организация учебного процесса с учëтом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника. Одной из форм индивидуализации обучения является программированное обучение, новые возможности для его осуществления открывает внедрение в учебный процесс электронно-вычислительной техники. В рамках профильной школы индивидуализация обучения находит выражение в создании индивидуальных образовательных траекторий отдельных учащихся.
Индивидуальный подход в воспитании –
осуществление педагогического процесса с учëтом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Классические примеры индивидуального подхода – поручение ребëнку заданий в соответствии с его способностями; создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества и др.
Инновация педагогическая –
нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

К

Компетенции ключевые –
В мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая структура (набор) ключевых компетенций:
  • компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, члена социальной группы, коллектива);
  • компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации и т. д.);
  • компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т. д.);
  • компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Компьютеризация обучения –
применение компьютера как средства обучения (в узком смысле); многоцелевое использование компьютера в учебном процессе (в широком смысле). Основные цели: подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизованном обществе, повысить эффективность обучения путëм внедрения средств информатизации. Различают два направления компьютеризации (информатизации) обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности; использование компьютера как объекта изучения. Следует иметь в виду, что компьютеризация обучения не решает все проблемы обучения, компьютер не может и не должен вытеснить из учебного процесса педагога, новые информационные технологии обучения не могут полностью заменить традиционные технологии.

Л

Личностно-ориентированные технологии –
ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребëнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий еë развития, реализации еë природных потенциалов. Личность ребëнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечëнной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют ещë антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребëнка.

О

Образовательная среда –
система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для еë развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Я. Корчак выделил 4 основных типа образовательной среды: догматическая среда, среда безмятежного потребления, среда внешнего лоска и карьеры, идейная среда. В современной педагогике в качестве критериального показателя отнесенности образовательной среды к тому или иному типу рассматривается наличие или отсутствие в ней условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости). Основным понятием личностно-ориентированной педагогики является творческая (развивающая) (по классификации Я. Корчака – идейная) образовательная среда, способствующая свободному развитию активного ребенка.
Образовательные программы.
  1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
    1. общеобразовательные (основные и дополнительные);
    2. профессиональные (основные и дополнительные).
  2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
  3. К общеобразовательным относятся программы:
    1. дошкольного образования;
    2. начального общего образования;
    3. основного общего образования;
    4. среднего (полного) общего образования.
  4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
  5. К профессиональным относятся программы:
    1. начального профессионального образования;
    2. среднего профессионального образования;
    3. высшего профессионального образования;
    4. послевузовского профессионального образования.
  6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
  7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
    1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
    2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

      Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.

    3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
    4. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
    5. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения – восемнадцать лет. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10-12 статьи 50 настоящего Закона, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.
    6. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.
    7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

      Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

  8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

П

Пилотажное исследование –
пробно-поисковое исследование, проводящееся до начала активного применения разработанного методического аппарата с целью его доработки, уточнения. В процессе пилотажного исследования устанавливается необходимый объëм выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования. По его итогам уточняются формулировки вопросов, инструментарий проходит проверку на надëжность и достоверность. Для определения объëма выборки пилотажного исследования не существует каких-либо формул. Обычно считается достаточным исследование 30-50 человек в зависимости от степени исследованности и однородности объекта, но так, чтобы в выборку были включены все значимые для целей исследования группы респондентов. Собранная в ходе пилотажного исследования информация подвергается тщательной обработке. Если применяются хорошо апробированные методики получения информации, то проведение пилотажного исследования не обязательно.
Принципы государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Программированное обучение –
обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией учебного процесса. В условиях массового обучения преподаватель не может реализовать одновременно несколько обучающих программ, учитывающих индивидуальные возможности учащихся; преподаватель не может также обеспечить систематическую обратную связь с каждым обучаемым. Поэтому программированное обучение всегда связано с использованием обучающих машин и программированных учебников. Однако полная автоматизация обучения невозможна, и на определëнных этапах необходимо вмешательство преподавателя, который должен уметь выйти за пределы известных ему предписаний и принять творческое решение относительно специфики дальнейшего обучения того или иного ученика.
Проектов метод –
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т. п.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т. п.);
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определëнную последовательность действий:
    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
    • выдвижение гипотезы их решения;
    • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
    • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчëтов, просмотров и пр.);
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

С

Система образования –
в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Т

Технология педагогическая.
Понятие может быть представлено тремя аспектами.
  1. научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

У

Углубленное обучение / профильное обучение –
При всей внешней схожести, между углубленным и профильным обучением есть существенные различия. «Углубленный» подход ориентирован на предмет, а «профильный» – на направление образования, на ряд предметов. Яркий образец «углубленного» подхода – английская или физико-математическая спецшкола. Для реализации «профильного» подхода рассмотрим экономический профиль. Он предполагает глубокое изучение математики, иностранного языка, географии, истории и (или) обществознания. При этом и математика, и английский, и история должны в идеале преподаваться с некоторым экономическим уклоном. Другое различие связано с задачами организации углубленного и профильного обучения. Спецшколы в СССР создавались в расчете на небольшое число учащихся с повышенными способностями к некоторым предметам. (Их удельный вес в системе образования составляет не более 10%). Профильное обучение сейчас предполагается сделать массовым, с основной функцией профессиональной подготовки. Ещë одно отличие – сокращение числа часов «непрофильных предметов» для уменьшения нагрузки на учащихся.

Ф

Фасилитатор –
(от англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать) организатор образовательной среды; педагог, основной целью деятельности которого является запуск механизма саморазвития ученика.
Формы получения образования.
  1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
  2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
  3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Я

Я-концепция –
относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своë взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция включает следующие компоненты:
  • когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание);
  • эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.;
  • оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.

Я-концепция – предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Еë составляющие:

  • реальное Я (представление о себе в настоящем времени),
  • идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),
  • динамическое Я (то, каким субъект намерен стать),
  • фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, даже если бы это заведомо оказалось невозможным) и др.

Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, – одно из важнейших условий воспитания сознательного гражданина.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения