Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс

Тема 15. Методологическая культура педагога

Тест самоконтроля

Время выполнения – 20 минут. На каждый вопрос может один, два или более правильных ответов.

  1. Термин «методология» переводится как:
    учение о методе;
    знание методов;
    научное познание.

  2. Методология – это:
    направление научного познания;
    учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
    учение о принципах построения, формах и способах научного познания;
    научные рекомендации для практической деятельности;
    учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке;
    учение об идейных позициях науки, логике ее развития и методах исследования.

  3. Совокупность взглядов, суждений и умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности – это:
    наука;
    теория;
    методология;
    метод;
    методика.

  4. Сферы методологии:
    наука;
    религия;
    практическая деятельность;
    бытовая;
    духовная.

  5. Понятие «культура» указывает на:
    общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;
    качественное своеобразие конкретных проявлений жизнедеятельности человека;
    сферу духовной жизни людей.

  6. Слагаемые педагогической культуры – это:
    культура своей науки;
    психолого-педагогическая культура;
    культура педагогического мастерства;
    культура общения;
    методологическая культура.

  7. Элементами, составляющими методологическую культуру педагога, являются:
    методологическая рефлексия (анализ своей научной деятельности);
    способность к научному обоснованию;
    способность к критическому осмыслению;
    способность к творческому применению (концепций, форм, методов);
    наличие диплома высшего педагогического образования;
    способность провести лабораторно-практическое занятие с учащимися с элементами научного исследования на уроке.

  8. Педагогическая культура – это:
    синтез высокого профессионализма, внутренних свойств педагога и наличие культуротворческих способностей и профессиональной компетентности;
    знания по своему предмету, психологии, педагогике, философии и ряду общеобразовательных дисциплин;
    обобщающая характеристика личности педагога, отражающая способность успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с учащимися.

  9. К основным функциям культуры педагога (воспитателя) относятся:
    передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения обучаемых;
    развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер психики учащихся;
    информирование обучаемых о новинках в области научно-технического прогресса;
    обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;
    организация и проведение психологического тестирования обучаемых;
    подготовка деловых игр, диспутов с учащимися;
    формирование эстетического отношения к действительности; ;
    укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

  10. Одна из перечисленных функций педагога в современных условиях признается главной – это:
    оценочная;
    организаторская;
    планирования;
    целеполагания;
    управления.

  11. Выберите группу, в которой перечислены функции педагога в правильной последовательности при осуществлении его профессиональной деятельности:
    целеполагание, организационная, диагностическая, проективная, планирования, информационная, прогностическая, оценочно-контрольная, аналитическая, коррекционная;
    целеполагание, планирования, организационная, диагностическая, прогностическая, проективная, информационная, коррекционная, аналитическая, оценочно-контрольная;
    целеполагание, диагностическая, прогностическая, проективная, планирования, информационная, организационная, оценочно-контрольная, коррекционная, аналитическая .

  12. К педагогическим способностям, которыми должен обладать педагог, следует отнести главные группы способностей:
    организаторские;
    музыкальные;
    дидактические;
    перцептивные;
    коммуникативные;
    художественные;
    исследавательские;
    математические;
    научно-познавательные.

  13. Профессионализм педагога складывается из наличия:
    педагогической направленности;
    широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности;
    совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств;
    умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования;
    гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств;
    педагогического мастерства;
    готовности к учебно-воспитательной работе.

  14. Основными (обобщенными) компонентами педагогической культуры являются:
    профессиональные знания и умения;
    педагогический такт;
    любовь к детям;
    личностные качества педагога;
    опыт творческой деятельности;
    не конфликтность;
    применение активных методов обучения;
    высокая эрудиция.

  15. Из перечисленных личностных качеств выберите те, которыми должен обладать педагог:
    общительность;
    религиозность;
    умение слушать;
    оптимизм;
    высокая самооценка;
    сангвинистический темперамент;
    демонстративность;
    педантичность.

  16. Идеальный педагог – это:
    личность, знающая педагогическую теорию, владеющая педагогическим мастерством, обладающая педагогическими способностями;
    учитель, исповедующий идеи гуманизма;
    абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель и содержание подготовки учителей;
    всесторонне развитая личность;
    высококлассный специалист, творческий работник, Человек.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения