Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс

Семинарское занятие

Тема: «Идеи гуманизации воспитания и обучения»

Движение современного образования к концепции "воспитания в свободе и для свободы" невозможно без реального воплощения гуманистических идей прошлого и настоящего.

Цель: Осмысление значимости гуманизации образования сегодня, понимание принципиальных различий гуманистического и авторитарного типов образования, отказ от авторитарной педагогики, противоречащей современным тенденциям личностноориентированного образования.

Основные понятия и категории:

Авторитаризм – это исторически определяющаяся система воззрений, предусматривающая постоянный контроль над личностью, подавление, которые создают препятствие на пути к самореализации личности.

Гуманизм – это исторически определяющаяся система воззрений признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающаяся благом человека и критерием оценки справедливости обществом.

Гуманистическая педагогика – воспитательный процесс, который основан на таких принципах как: уважать в ребенке растущего человека, не стеснять его, а стимулировать в ходе воспитания естественные развитие ребенка. Ориентирована на самореализацию личности.

Авторитарная педагогика – воспитательный процесс, который основан на принципах монотонного заучивания материала, что лишает воспитанника способности рассуждать. В процессе физического воспитания у детей формируется способность переносить лишения. Ориентирована на подавление личности.

Задание студентам:

  1. Изучение работ педагогов-гуманистов и выявление основных идей гуманистической педагогики (см. список литературы и приложения).
  2. Дать сравнительную характеристику гуманистическому и авторитарному типам образования. Согласны ли вы с мнениями Демаковой  И. Д.:»Время авторитарного образования прошло, но система мгновенно измениться не может. Измениться должны люди, работающие в образовании… стратегии образовательного взаимодействия, основанные на научных гуманистических теориях…»; П.  Фрейд о том, что школа «освобождаемого образования» не приходит на смену автократической парадигме, а существует с ней одновременно. Привести в связи с этим примеры парадоксов школьной действительности.
  3. Определить сущность и условия реализации личностно-ориентированной воспитательной деятельности.

Работа на занятии:

  1. Определение основных понятий и категорий.
  2. Обсуждение основных идей педагогов-гуманистов, их актуальность сегодня.
  3. Дискуссия по гуманистическому и авторитарному типам образования.
  4. Заполнить таблицу и проиллюстрировать примерами из прочитанных работ педагогов-гуманистов.

Таблица 1

1. Место ребенка в педагогическом процессе объект субъект
2. Направленность педагогического процесса, приоритеты воспитательной деятельности ЗУН (дисциплина, успеваемость, послушание, управление УВП) развитие личности изучение ребенка, создание условия для развития личности
3. Способы взаимодействия детей и взрослых и формируемые ими отношения функциональные субъект-объектные Авторитарные: управление, принуждение субъект-субъектные равнопартнерские межличностные Сотрудничество соразвитие
4. Принципы, основные идеи см. ниже см. ниже
5. Позиции участников пед. процесса -над-под- -вместе-, рядом, сотрудничество

P. S.: Использовать при заполнении также таблицу приложения.

Форма проведения занятия

  1. Cводные микрогруппы.
  2. Внутригрупповое обсуждение.
  3. Работа микрогруппы с консультантами.
  4. Интернет-конференция (при наличии компьютеров, происходит обмен информацией, найденной в Интернете по заданной теме).
  5. «Круглый стол» (при работе с небольшой группой студентов; каждый «студент входит в роль» выбранного им педагога-гуманиста, и занятие проходит в виде конференции по теме: «Гуманистическая педагогика, ее плюсы и минусы»).
  6. «Суд идет!» (группа студентов делится на две части. На «скамье подсудимых»–авторитарная педагогика).

Заключение: Формулирование общего вывода о самоценности ребенка, создание условий для его развития, актуальность личностно-ориентированного типа образования сегодня.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения