Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс

Тема 6. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

План

1.Функции проверки знаний.

2.Система и методы проверки знаний.

3.Оценка знаний.


В процессе обучения педагог использует различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Чтобы узнать, насколько понят и освоен материал, можно ли переходить к следующей теме, необходима регулярная проверка знаний обучающихся. От верной постановки проверки знаний зависит успех процесса обучения.

Часть педагогического мастерства: знать, чувствовать, понимают ли обучаемые материал. Задача проверки – обеспечить высокое качество обучения, а не ловить студента на незнании, не унижать его достоинства, не формировать комплекса неполноценности и неспособности.

В царской России гимназиста унижали наказанием в карцере, исключением, студентов отдавали даже в солдаты.

Были перегибы в советском образовании, когда оценки посвящались очередному съезду партии. В восьмидесятые годы падает престиж хороших оценок.

История педагогики дает интересные формы контроля: бригадно-лабораторный метод, самоучет в коллективе, отчетные выставки и т.д.

В разные исторические этапы были недостатки в контроле и оценке знаний, поскольку не все педагоги знали методы проверки знаний, допускали субъективный подход к оценке, были слабо знакомы с контингентом учащихся.

До революции в России была принята шестибалльная система оценки знаний от нуля до пяти. После упразднения «нуля» все реже ставили «единицу», а потом и «двойку». Вместо пятибалльной системы оказалась трехбалльная.

Российская академия образования предложила двенадцатибалльную систему оценок, в которой «1» – «спасайте», а «12» – «ура», появился одаренный ученик. Затянувшаяся на двадцать лет образовательная реформа вряд ли скоро внедрит новую шкалу оценок, поэтому педагоги ищут стимулы повышения роли пятибалльной системы оценок:

  • выставление оценок с «плюсом» и «минусом»;
  • к цифровым оценкам добавляются словесные;
  • в дневнике пишется обращение к родителям.

В современной педагогике не установились понятия «оценка», «контроль», «проверка», «учет». Общим понятием является контроль – выявление, измерение и оценивание знаний и умений.

Проверка – часть контроля для выявления и измерения уровня и качества обученности, объема учебного труда учащихся.

В понятие контроля входит оценивание (как процесс), и оценка (результат)

Оценка – средство стимулирования и влияния на личность.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность и наглядность.

Объективность – это дружеское отношение педагогов ко всем обучаемым при объективном оценивании знаний.

Систематичность – контролирование на всех этапах дидактического процесса всех обучаемых при комплексном использовании форм, методов и средств контроля.

Наглядность – открытые испытания всех обучаемых по одинаковым критериям с наглядной, публичной оценкой знаний.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Система проверки знаний состоит из следующих звеньев:

  • предварительное выявление уровня знаний в начале учебного года;
  • текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы;
  • повторная проверка, как и текущая, должна быть тематической для укрепления знаний;
  • периодическая проверка знаний по разделу курса для диагностирования качества усвоения и обобщения;
  • итоговая проверка и учет знаний в конце обучения;
  • комплексная проверка способности применять знания ряда предметов для решения практической задачи.

Три основные функции проверки:
  1. Контролирующая – основная для выявления состояния знаний, умений, навыков перед продвижением в обучении.
  2. Обучающая – сопутствующая контролирующей, поскольку при ответе товарища идет самоконтроль, повышается активность в повторении материала и появляется возможность для дополнительного объяснения педагога.
  3. Воспитывающая – тоже сопутствующая, так как приучает к систематической работе, дисциплинирует, вырабатывает волю и привычку к самостоятельной подготовке, уверенность в себе и ответственность.

Эти три функции дают основные требования к выбору методов проверки знаний.

Общий критерий при оценке знаний – учебная программа, основанная на государственных образовательных стандартах и устанавливающая объем знаний, умений и навыков.

Система методов:
  1. Текущая проверка знаний
  2. Итоговая

К текущей проверке относятся методы: индивидуальный опрос, письменные работы, программированное обучение, семинары, деловые игры, повседневные наблюдения.

К итоговым методам проверки относятся экзамены и зачеты.

Современные виды модульного обучения используют рейтинговый контроль, который имеет ряд преимуществ:

– контроль одновременно средства обучения и обратной связи;

– развернутая оценка результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;

– реализует мотивационную и воспитательную функции.

В настоящее время широкое распространение получило тестирование, что позволяет вырабатывать быструю реакцию на вопросы, ускоряет процесс проверки, обеспечивает высокую объективность, развивает логическое мышление, целенаправленность, точность, лаконичность.

Применение диагностических тестов за рубежом имеет полуторовековую историю. Последние пятнадцать лет развитие зарубежного тестирования привели к глубокой оценке роли, возможности и ограничений. В России практически введен единый государственный экзамен для большинства выпускников школ, результаты ЕГЭ используются при поступлении в профессиональные учебные заведения.

Демократизация учебных заведений, реформа образования требует отказа от старых форм оценки знаний. Требуется поиск новых способов стимулирования учебного труда молодежи. Практика уже определяет иные подходы, внедряются эффективные средства оценки, педагоги и учащиеся приобретают новые качества.

Цель оценки знаний – добиться принципа добровольности обучения. Это значит и контролирование обученности и готовности к самостоятельным и творческим решениям, способности определения личного рейтинга – показателя значимости человека в обществе.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения