Иванова  В.А., Левина  Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс

Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

План

1. Процесс обучения

2. Принципы обучения

3. Формы обучения

4. Урок как основная форма работы в школе


Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.

Образовательная функция – усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функция – формирование системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функция – развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

Данные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно реализуемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение в свою очередь способствует воспитанию этих качеств.

Принципы – это некоторые исходные положения, на которые надо опираться в какой-либо деятельности.

Принципы обучения – это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться. Основные принципы обучения – это:

наглядность обучения;

сознательность и активность учащихся в обучении;

научность обучения;

учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.

Наглядность, как и созерцание, понимается широко и предполагает вовлечение в познание всех (или разных) органов чувств. К.Д.  Ушинский писал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще…, – значит, нужен принцип наглядности. Используются различные виды наглядности.

Естественная наглядность – ознакомление с реальными предметами, объектами (с растениями, животными, минералами и т.п.) в классе и за пределами школы.

Экспериментальная наглядность – ознакомление учеников с процессами и явлениями в ходе опытов (химические реакции и т.п.).

Картинная или картинно-динамическая наглядность – дает отображение реального мира (фото, рисунки, картины, немые кинофильмы и т.п.).

Объемная наглядность – это макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические фигуры и т.п.

Звуковая наглядность – использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность – пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном, символическом виде (карты, планы и схемы, чертежи, диаграммы и т.п.).

Принцип сознательности и активности, учащихся в обучении – это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания.

Сущность принципа посильности и доступности обучения – изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Это необходимо, так как обучение учитывает уровень развития учащихся и одновременно содействует его повышению («развивающее обучение»).

Принцип научности – опора на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого.

Принцип систематичности и последовательности: необходимо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному. Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

Принцип прочности усвоения знаний – это такое усвоение знаний, когда они становятся достоянием учащихся, т.е. учащиеся всегда могут пользоваться ими как в учебных, так и в практических целях. Для реализации принципа прочности особое значение имеет отделение главного от второстепенного, от деталей.

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью – это основной закон обучения: знания должны быть связаны с жизнью, применяемы.для решения практических задач, тогда они будут вызывать интерес у учащихся и стимулировать их познавательную деятельность.

Принцип воспитания в процессе обучения. Воспитательную роль, прежде всего играют методы обучения и структура урока.

Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.

Выделяются две основные формы организации обучения.

Индивидуально-групповая система обучения. Прием в школы с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий).

Классно-урочная система. Эта система предполагает постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно.

В условиях классно-урочной системы обучения важно помнить об индивидуализации обучения. Общая эффективность всего процесса обучения может быть достигнута лишь тогда, когда будет обеспечена максимальная эффективность в работе каждого отдельного ученика, чтобы каждый ученик мог успешно выполнить требования программы.

Основной формой индивидуализации обучения являются организация дополнительных занятий с отстающими или, наоборот, талантливыми детьми.

Урок – логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обученияt проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития. Общие требования к уроку можно условно разделить на три группы:

  1. дидактические требования (или образовательные):
    • четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также место конкретного урока в общей системе уроков;
    • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;
    • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся;
    • осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей;
  2. воспитательные требования к уроку:
    • постановка воспитательных задач урока;
    • формирование у учащихся на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
    • формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
    • всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и т.д.);
    • соблюдение учителем педагогического такта;
  3. организационные требования к уроку:
    • наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;
    • организационная четкость проведения урока (своевременное начало, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность);
    • подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и технических средств обслуживания.

      В зависимости от того, какие признаки берутся за основу, предлагаются различные варианты типологии уроков.

Классификация по способу проведения урока: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т.п.

Существует классификация уроков по характеру познавательной деятельности учащихся: уроки первичного восприятия фактов; уроки образования понятий и т.д.

Следующая классификация: по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом).

Наиболее распространена классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе.

Выделяются следующие типы уроков:

  • уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдение, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
  • уроки усвоения и формирования умений и навыков;
  • уроки обобщений и систематизации знаний;
  • уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков;
  • контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);
  • комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

Эта классификация считается недостаточной, поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения