Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс

Тема 4. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

План

1. Сущность системы образования

2. Модели образования.

3. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе.

4. Педагогические принципы обучения.

5. Сущность и понятие учения.

6. Тенденции в современном Российском образовании.


Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров.

На развитие системы образования влияет:

  1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений.
  2. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества.
  3. Педагогические факторы, такие, как, например, раннее воспитание детей и создание для этой цели дошкольных воспитательных учреждений; целесообразность развития специальных учебных заведений, обеспечивающих профессионально-техническое обучение.

Продолжение реформы образования вызвано количественными характеристиками подчеркивающими кризисное состояние высшей школы в России:

  • наблюдается устойчивая тенденция сокращение численности студентов;
  • существующая система высшего образования не обеспечивает населению страны одинаковых возможностей для обучения в вузах;
  • отмечено резкое сокращение преподавательского корпуса высшей школы (только в 1992 г. из вузов уволилось свыше 2 тыс. преподавателей). В настоящее время идет постепенное сокращение педагогических кадров – уменьшается число высших учебных заведений, снижается уровень финансирования, ухудшается их материально-учебная база.

Философия образования должна дать новое представление о месте человека в современном мире, о смысле его бытия, о социальной роли образования в решении ключевых проблем человека.

Науки о человеке и обществе (психология образования, социология и другие) дают современное научное представление о закономерностях поведения и развития человека, а также модель взаимодействий между людьми внутри образовательной системы и самой системы образования – с обществом.

Современная педагогика, социальное проектирование, менеджмент системы образования и др., даст возможность представить облик новой системы образования: определить цели, структуры системы, принципы ее организации и управления в изменяющихся условиях жизни.

Суть мирового кризиса образования видится, прежде всего, в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новой системы образования – «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы.

В конце 70 – начале 80-х гг. на арену общественно-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя – творчество ученика» - таков их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики участвовали в учебном труде, любовь к детям, уважение к личности с того самого дня, когда он переступил порог школы, вуза – это то, что отличает настоящего педагога.

Основными компонентами педагогической культуры являются:

  1. профессиональные знания и умения;
  2. личностные качества педагога;
  3. опыт творческой деятельности.

Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений:

профессиональные знания:

  • методологические,
  • теоретические,
  • методические,
  • технологические

профессиональные умения:

  • информационные,
  • организаторские,
  • коммуникативные,
  • прикладные,
  • владение педагогическими техниками,
  • постановка цели, анализа и самоанализа,
  • воспитательной работы.

Можно выделить три уровня педагогической культуры: репродуктивный, профессионально-адаптивный, профессионально-творческий.

Основные принципы плана обучения:

Обязательства в связи с законом «Об образовании»:

  • требования закона о профессиональном образовании;
  • обязанности по договору о профессиональном обучении;
  • положения по сокращению длительности обучения;
  • ответственность обучающегося;
  • ответственность преподавателя учебных заведений;
  • урегулирование рабочего времени (обучения);
  • положения по охране труда.

Требования в связи с положением об обучении:

  • минимум навыков и знаний;
  • тематическое подразделение;
  • длительность и нормативы;
  • приобретаемая квалификация.

Требования профшколы:

  • требования по времени;
  • организационные требования;
  • согласование содержания.

Условия на производстве и у партнеров по обучению:

  • одобрение сфер деятельности и технических сфер;
  • выбор и оснащение соответствующих мест обучения;
  • заявка на обучающий персонал;
  • затраты;
  • контроль успехов, оценка.

Дидактические принципы новых представлений в профобучении:

  • целостная рабочая квалификация;
  • гибкость;
  • самостоятельность и личная ответственность;
  • обеспечение успеха и ориентация на новые технологии.

Педагогические принципы планирования обучения.

Дидактические принципы планирования и проведение обучения:

  1. Принцип понятности.
  2. Принцип наглядности.
  3. Принцип близости к практике.
  4. Принцип самостоятельной работы.
  5. Принцип обеспечения успеха.

Реализация названных принципов является основой успешного профессионального образования. Дополнительно при планировании и проведении обучения следует учитывать следующие эмпирические данные:

  • от простого к сложному;
  • от легкого к трудному;
  • от общего к частному;
  • от конкретного к абстрактному;
  • от близкого к отдаленному

Общие принципы распределения содержания
и времени при планировании обучения.

Общие принципы распределения времени обучения:

  1. Время обучения распределяется в соответствии с учебным планом (на основе Государственных образовательных стандартов).
  2. При составлении программы обучения необходимо принять во внимание договор с базовым предприятием.
  3. Следует распределять время обучения на семестры и учебные года.
  4. В связи с производственными или педагогическими причинами длительность обучения и разбивка учебных комплексов по времени могут варьироваться, если это не влияет на достижение частной или общей цели обучения.
  5. В пределах раздела обучения возможны перестановки и перемещения, если соблюдаются принципы обеспечения полного обучения с распределением по времени.
  6. В порядке исключения и в ограниченной мере допускаются отклонения от учебной программы. Преподаватель должен сообщить об отклонениях компетентному органу.

Общие принципы выбора
и распределения учебного материала по содержанию
  1. Навыки и знания, входящие в типовую учебную программу, включаются в программу обучения.
  2. Навыки и знания объединяются в учебные комплексы.
  3. Преподносимые навыки и знания сводятся в учебные комплексы таким образом, чтобы их можно было включить в определенные специализации или определенные отделы учебного заведения.
  4. Большие связанные тематические разделы делятся на обоснованные тематические подразделы.
  5. Испытательный срок строится по содержанию таким образом, чтобы можно было сделать выводы о пригодности и способностях обучаемых.
  6. Тематическое распределение материала должно соответствовать требованиям зачетов.
  7. Обучение на производстве и вне производства должны целесообразно сочетаться в ходе производственного обучения.
  8. Учебные комплексы планируются таким образом, чтобы сначала можно было вести обучение на широкой основе, а затем освещать частные случаи применения.
  9. При распределении учебного материала в целом находит применение принцип «от общего к частному».

Определяющие факторы профессионального
обучения и повышения квалификации.
Кто обучает?
(лицо, мотивы, компетенция)
Кого обучают?
(количество, уровень образования, способности)
Что следует преподавать?
(содержание, глубина усвоения)
Как проводится обучение?
(индивидуальная работа, групповая работа, этапы, формы работы)
Зачем повышается квалификация?
(способности после успешного обучения)
Когда следует проводить инструктаж?
планово
Где должен проводиться инструктаж?
(на рабочем месте, на месте обучения, в классе)
С помощью чего проводится профессиональное обучение?
(книги, экспериментальные наборы, измерительные приборы)


Цели обучения и ключевые квалификации:

Высшая цель:

Способность студента (учащегося) работать по профессии

Описание путем:

Квалификации (планирование – проведение – контроль)

Распределение по компетентности:

профессиональная компетентность;

методическая компетентность;

социальная компетентность

Более подробное описание путем:

Ключевых квалификаций и целей обучения.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, способов мышления, обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование включает в себя как процесс обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, так и самообразование. Образованный человек – это личность, способная мыслить логически, обладающая определенным уровнем интеллекта, стремлением к самообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системе знаний и повышать свой уровень развития.

Обучение включает в себя два вида деятельности:

  • преподавание – деятельность преподавателя;
  • учение – деятельность учащихся.

Эти педагогические категории тесно связаны с процессом развития человека, который предполагает духовный рост и повышение интеллекта, становление личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Многие исследователи педагогической мысли выделяют другие категории:

  • педагогическая деятельность;
  • целостный педагогический процесс;
  • категории саморазвития и самостановления детской личности.

Образование необходимо для реализации потребности общества в развитых, образованных людях. Оно осуществляется путем обучения в образовательных и специальных учебных заведениях. Эта система имеет ряд подсистем, каждая из которых имеет определенные цели и содержание, формы и методы обучения.

Цели образования:

  • жизнеобеспечение общества в конкретных исторических условиях;
  • развитие его производительных сил, общей культуры и цивилизованности;
  • укрепление гражданского статуса отношений и морально- трудовых устоев членов общества.

Учебный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Детей необходимо приучить к активной мыслительной деятельности, к самостоятельности мышления, именно эти качества помогут им заменять неактуальные знания актуальными.

Цели обучения:

Определение содержания обучения

Подразделение целей обучения по степени ясности

Вышестоящее содержание обучения.

Направляющая цель обучения.

Общая цель обучения.

Частная цель обучения.

Данные, понятия, правила, формулы, критерии оценки, счетные операции.

Общие цели обучения

Характеризуются следующими признаками:

распределения;

они относятся к небольшим по содержанию разделам обучения без детального они отличаются средней степенью ясности (здесь еще возможны различные альтернативы по содержанию и конечному поведению);

они дают преподавателю свободу действий и принятия решений.

Направляющие цели обучения

они относятся к вышестоящему содержанию обучения;

их функция заключается в определении направления обучения;

они отличаются небольшой степенью ясности (здесь имеются разные представления о содержании и привычках поведения);

они предоставляют преподавателю большую свободу действия и принятия решений;

они относятся ко всем трем целям обучения, т.к. они определяются в такой общей форме, что нельзя определить конечное поведение.

  1. Основные знания.

    Ознакомить учащегося с важнейшими темами и взаимосвязями в такой степени, чтобы он мог, например: назвать, показать, перечислять, различать.

  2. Знания.

    Подготовить учащегося в соответствующей области так, чтобы он мог, например: объяснить, описать, дать справку, изобразить, сообщить, сравнить.

  3. Участие.

    Обучить учащегося практическому применению в работе и деловой жизни настолько, чтобы он после инструктажа умел: обработать, подготовить, уплатить, проверить, а также пояснить соответствующие документы, оценить, выполнить.

  4. Самостоятельная работа.

    Обучить учащегося практическому применению в работе и деловой жизни в такой мере, чтобы он без инструктажа мог: использовать, контролировать, выбирать и применять, консультировать, обрабатывать, выдавать и выполнять, консультировать и обрабатывать соответствующие сделки, составлять документы. Цели обучения взаимообоснованы. Тем самым они соответствуют требованиям практической работы, при которой владения простыми знаниями и навыками является предпосылкой для реализации комплексных задач.

Сущность и понятие учения

Определение понятия «учения».

«Процесс передачи кому-нибудь знаний, навыков запоминания и обработки не унаследованных информаций, помогающий изменить поведение или приводящий к его изменению активное столкновение с конкретными жизненными ситуациями, помогающий приобрести и улучшить привычки поведения при решении проблем».

Обзор видов учения.

Процесс учения.

  1. Профессиональная компетентность.

    Это знания по профессии, навыки в работе и опыт.

    Кроме того, имеются еще две сферы компетентности, включающие ключевые квалификации по всем профессиям.

  2. Методическая компетентность.

    Это охватывающая все профессии способность теоретически обдумывать решение учебного или рабочего задания и осуществлять шаги мысленно и практически в направлении цели. При этом требуются следующие личные качества: аналитическое мышление, способность решать проблемы, способность планировать, гибкость, способность учиться, способность принимать решения, мышление в контексте, применение методов и стратегий в учебе и работе.

  3. Социальная компетентность.

    Это охватывающая все профессии способность целенаправленно и коллегиально работать в группах с различной по возрасту, происхождению и квалификацией структурой. При этом требуются такие личные качества как: умение самостоятельно действовать, способность кооперировать, чуткость, готовность помочь, умение выражать свои мысли.

Поведение

Социальное поведение

Трудовое поведение

Знания

Технология обучения, производства, переработки

Материаловедение, машины и инструменты

Техника безопасности и др.

Навыки

Сноровка

Быстрота и др.

Способности

Мыслительные и умственные способности

Умение комбинировать, умение планировать

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения