Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА

электронный учебно-методический комплекс

Тема 2. Дидактические закономерности обучения

Тест самоконтроля

Время выполнения – 30 минут. На каждый вопрос может один, два или более правильных ответов.

  1. Часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения – это:
    методика;
    дидактика;
    школоведение.

  2. Впервые слово «дидактика» появилось:
    в сочинениях немецкого педагога В. Ратке для обозначения искусства обучения;
    в опубликованной в 1657 г. знаменитой работе Я.А. Коменского, «Великая дидактика»;
    в начале XIX в. в работах И.Ф. Гербарта.

  3. Статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения придал дидактике:
    В. Ратке;
    Я.А. Коменский;
    И.Ф. Гербарт.

  4. Как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику:
    Я.А. Коменский;
    К.Д. Ушинский;
    Ю.К. Бабанский.

  5. Я.А. Коменский опубликовал свою знаменитую работу «Великая дидактика»:
    в 1600 г.;
    в 1657 г.;
    в 1660 г.

  6. В современном понимании дидактика представляет собой отрасль научного знания, которая:
    изучает и исследует проблемы образования и обучения;
    исследует проблемы управления образовательными системами;
    исследует специфику преподавания конкретных учебных дисциплин.

  7. Полученные в результате дидактических исследований знания позволяют:
    приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования;
    устанавливать принципы обучения;
    определять методы и средства обучения;
    создавать новые образовательные технологии;
    решать задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания учащихся;
    изучать индивидуально-психологические особенности личности учащихся.

  8. Сторонником концепции дидактического энциклопедизма является:
    Я.А. Коменский;
    Ж.-Ж. Руссо;
    А. Дистерверг.

  9. Содержание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, события, явления или процесса прямо пропорционально количеству изученного учебного материала считали:
    «формалисты»;
    «энциклопедисты»;
    «улитаристы»ю

  10. Сторонником концепции дидактического формализма является:
    Я.А. Коменский;
    Дж. Дьюи;
    И. Песталоцци.

  11. Рассмотрение обучения как процесса передачи и переработки информации, абсолютизация роли учебной информации и механизмов ее усвоения характерно для:
    ассоциативной теории обучения;
    кибернетической концепции обучения;
    концепции функционального материализма.

  12. «Многознание уму не научает» (Гераклит) – главный принцип сторонников:
    дидактического формализма;
    дидактического энциклопедизма;
    дидактического прагматизма.

  13. Систему образования, основанную на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназначенную в основном для поддержания существующей системы образа жизни и деятельности человека, называют:
    классическим образованием;
    инновационным обучением;
    поддерживающим обучением.

  14. Современная дидактическая концепция характеризуется следующими особенностями:
    в ее основе лежит системный подход к пониманию процесса обучения;
    ее сущностью является сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся;
    она изменила подход к содержанию обучения, сочетая принципы классической теории с новейшими теориями обучения.

  15. Для «дидактической» закономерности обучения характерно, что:
    результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся в прямой зависимости от осознания целей обучения;
    умственное развитие прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий;
    продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу.

  16. Для «гносеологической» закономерности обучения характерно, что:
    результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся в прямой зависимости от осознания целей обучения;
    умственное развитие прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий;
    продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу.

  17. Для «психологической» закономерности обучения характерно, что:
    результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся в прямой зависимости от осознания целей обучения;
    умственное развитие прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий;
    продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу.

  18. Для «кибернетической» закономерности обучения характерно, что:
    качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации;
    развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов;
    эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов.

  19. Для «социологической» закономерности обучения характерно, что:
    качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации;
    развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов;
    эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов.

  20. Для «организационной» закономерности обучения характерно, что:
    качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации;
    развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов;
    эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов.

  21. Современными дидактическими принципами высшей школы являются:
    связь обучения с практикой профессиональной деятельности;
    коллективный характер обучения;
    гуманизация и гуманитаризация обучения;
    компьютеризация обучения;
    интегративность обучения, учëт межпредметных связей;
    инновативность обучения.

  22. Современными дидактическими принципами высшей школы являются:
    развивающее и воспитывающее обучение;
    научность и доступность;
    сознательность и творческая активность студентов;
    наглядность и развитие теоретического мышления;
    системность и систематичность обучения;
    переход от обучения к самообразованию.

  23. Принципы, которые в 60-70-е гг. были включены в систему дидактических принципов Л.В. Занковым:
    обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности;
    связь обучения с практикой профессиональной деятельности;
    в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении материала;
    преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения