КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

электронный учебно-методический комплекс

Тема 3. Инструменты редактирования

1. Базовые инструменты редактирования

1.1. Команда «Стереть»

1.2. Команда «Копировать»

1.3. Команда «Зеркало»

1.4. Команда «Подобие»

1.5. Команда «Массив»

1.6. Команда «Перенести»

1.7. Команда «Повернуть»

1.8. Команда «Масштаб»

1.9. Команда «Растянуть»

1.10. Команда «Увеличить»

1.11. Команды «Обрезать» и «Удлинить»

1.12. Команда «Разорвать в одной точке» и «Разорвать в двух точках»

1.13. Команда «Фаска»

1.14. Команда «Сопряжение»

1.15. Команда «Расчленить»

2. Редактирование при помощи ручек


При помощи команд, содержащихся в этой панели можно редактировать чертеж, то есть вносить некоторые изменения: стирать линии, переносить и копировать объекты, масштабировать и так далее.

Плавающая панель «Редактирование» (рисунок 26) выглядит следующим образом:


Рисунок 26 – Панель «Редактирование»

1. Базовые инструменты редактирования

1.1. Команда «Стереть»

Служит для удаления объектов. При выполнении команды в ответ на запрос системы «выберите объекты» укажите мышью или выберите рамкой объекты, подлежащие удалению. При этом указанные объекты должны выделиться штриховой линией. Затем нажмите «Enter» или правую кнопку мыши.

1.2. Команда «Копировать»

Можно создать копии объектов на указанном расстоянии и в указанном направлении от оригиналов. В режимах полярного отслеживания и "Орто" объекты можно копировать путем ввода расстояния перемещения. После вызова этой команды укажите объекты, предназначенные для копирования так же как в предыдущей команде. После этого необходимо ввести координаты базовой точки копирования или указать ее мышью. Это может быть, например, центр окружности или угловая точка детали. Затем укажите точку, в которую вы хотите поместить копируемый предмет. Ее также можно указать или при помощи мыши, или вводом координат с клавиатуры.

Копирование можно выполнить несколько раз, указывая вторую точку перемещения.

1.3. Команда «Зеркало»

Зеркальное отображение позволяет создавать зеркальные копии объектов относительно заданной оси.

Функция зеркального отражения помогает быстро создавать симметричные объекты, так как достаточно построение лишь половины объекта с последующим зеркальным отражением вместо построения целого объекта.

Зеркальное отображение объектов производится относительно оси отражения. Ось отражения задается двумя точками. Можно выбрать удаление или сохранение исходных объектов.

Эта команда выполняется следующим образом: выбрать объекты для зеркального отображения, затем указать первую точку оси отражения. Точку можно указать при помощи мыши или ввести координаты точки. После этого система запрашивает вторую точку оси. Затем в командной строке появляется вопрос: «удалить старые объекты?». По умолчанию стоит <Н>, что значит – нет. Если вы не хотите удалять старые объекты, то нажмите «Enter», если же они вам не нужны, то введите букву «Д». При этом останется только зеркальное отображение вашего предмета. Пример диалога:

1.4. Команда «Подобие»

С помощью команды можно создать новый объект, подобный выбранному объекту на расстоянии заданного смещения. Подобные круги или дуги имеют диаметр, больший или меньший радиуса исходного, в зависимости от того, как задано смещение.

Выполняется она следующим образом. Возьмем в качестве объекта прямоугольник. При вызове команды «Подобие» запрашивается величина смещения. Пусть величина смещения будет 5 мм. В ответ на запрос системы выберите объекты, предназначенные для смещения (прямоугольник). Затем, необходимо указать сторону смещения, щелкнув мышью в любом месте снаружи или внутри прямоугольника. Если указать точку снаружи, то будет построен прямоугольник, подобный данному, снаружи от него на расстоянии указанного смещения. Если указать точку внутри, то подобный прямоугольник будет построен внутри исходного. Команду можно выполнить несколько раз с различными объектами, но смещение при этом одно и то же. Завершение команды – клавиша «Enter». Пример выполнения команды приведен на рисунке 27.


Рисунок 27 – Выполнение команды «Подобие»

1.5. Команда «Массив»

Эта команда позволяет создавать массивы из плоских объектов (прямоугольников, окружностей, линий и т.д.). Массив может быть прямоугольным или круговым. При выполнении команды появляется диалоговое окно «Массив» (рисунок 28), в котором указывается тип массива, объекты, из которых он будет состоять, количество строк и столбцов для прямоугольного массива, а также расстояние между ними. Для кругового массива указывается положение центральной точки, число элементов, угол заполнения. Можно предварительно посмотреть полученный массив и при необходимости отредактировать его.


Рисунок 28 – Диалоговое окно «Массив»

1.6. Команда «Перенести»

Она применяется в случае, когда необходимо перенести объект или группу объектов в другое место чертежа. При вызове этой команды в командной строке появляется сообщение о выборе объектов. Объекты можно выбрать при помощи мыши или рамкой. Закончить выбор правой кнопкой мыши или нажать «Enter». Затем следует запрос о базовой точке, то есть точке, за которую вы как бы будете «тянуть» свои объекты. Базовой точкой может быть центр окружности, или угловая точка перемещаемой детали, или пересечение осей. После указания базовой точки в командной строке появляется запрос о конечной точке перемещения. При этом необходимо указать ту точку, в которую вам нужно поместить перемещаемый объект. Пример диалога:

1.7. Команда «Повернуть»

При вызове этой команды необходимо выбрать объекты, которые вы хотите повернуть, затем указать базовую точку, вокруг которой будет производиться поворот и задать угол поворота либо с клавиатуры, либо мышью.

1.8. Команда «Масштаб»

Эта команда производит масштабирование объектов. При выполнении команды необходимо указать объекты, затем базовую точку, относительно которой будет происходить масштабирование, затем ввести масштабный коэффициент.

1.9. Команда «Растянуть»

При помощи этой команды можно изменять форму объекта, вытянув его за какую-либо сторону. При этом растягиваемые объекты выбираются секущей рамкой, которая ведется справа налево, захватывая объекты. Затем указывается базовая точка и конечная точка перемещения.

1.10. Команда «Увеличить»

Находится в падающем меню «Редактирование». При помощи этой команды можно изменять длины отрезков различным образом. Она имеет четыре опции.

Первая опция «ДЕльта» позволяет изменять длину отрезков на определенное приращение. При этом если введено положительное значение приращения, отрезки будут удлиняться, если отрицательное, то укорачиваться.

Опция «проЦент» изменяет длину отрезков в процентном соотношении.

Опция «Всего» можно задает всю требуемую длину отрезков.

И наконец, опция «ДИнамика» позволяет регулировать длину непосредственно при помощи мыши вручную. Можно изменить длины сразу нескольких отрезков. Выход из команды – «Enter».

1.11. Команды «Обрезать» и «Удлинить»

Эти процедуры достаточно ясно изображены на пиктограммах кнопок. При вызове команды «Обрезать» указываются режущие кромки, то есть объекты, до которых выполняется обрезка. Заканчивается выбор режущих кромок клавишей «Еnter». Затем, указывается объект, который обрезается и «Еnter».

Команда «Удлинить» выполняется аналогично. Вначале указываются граничные объекты, до которых производится удлинение – «Enter». Затем объекты, которые удлиняются и «Enter».

Выполните следующее упражнение. Пусть даны линии АВ, СD, EF (рисунок 29а). Обрежьте CD до линии АВ, а EF удлините до линии АВ. Должно получиться изображение, показанное на рисунке 29б.


Рисунок 29 – Выполнение команд «Обрезать» и «Удлинить»

1.12. Команда «Разорвать в одной точке» и «Разорвать в двух точках»

Позволяет разорвать объект соответственно в одной или двух точках на определенную величину. При вызове этой команды появляется сообщение «выберите объект». После указания объекта в командной строке читаем:

Это значит, что вы должны указать вторую точку разрыва линии или расстояние от первой точки до второй в указанном направлении. Точки можете указать мышью, а расстояние ввести с клавиатуры. При разрыве окружности необходимо следовать против часовой стрелки.

1.13. Команда «Фаска»

Позволяет соединить фаской два пересекающихся отрезка или две стороны полилинии. При вызове команды в командной строке появляются текущие значения длин фаски, а также опции команды:

Если необходимо изменить величины длин фаски, то выберите опцию команды «Длина» или «Угол». Затем в командной строке вводятся необходимые значения длин фаски или длина и угол в зависимости от того, какая опция выбрана. Затем выбрать два объекта, которые соединяются фаской.

Опция «Обрезка» позволяет установить режим фаски «С обрезкой» или «Без обрезки». Если включен режим с обрезкой, то отсекаемые углы линий при построении фаски будут обрезаны, если режим без обрезки, то они останутся на чертеже.

Опция «полИлиния» позволяет соединить фаской все углы плоской полилинии.

1.14. Команда «Сопряжение»

Построение сопряжений с помощью дуг заданного радиуса. Ее выполнение аналогично выполнению предыдущей команды.

Опция «раДиус» позволяет изменить радиус сопряжения, опция «Обрезка» - изменить режим построения сопряжений, «полИлиния» - построить сопряжение всех углов 2М полилинии.

1.15. Команда «Расчленить»

При помощи этой команды можно расчленить сложные объекты (блоки, полилинии, мультилинии) на отдельные графические примитивы (отрезки, дуги и прочие).

2. Редактирование при помощи ручек

Редактирование при помощи ручек является простым и удобным способом выполнения команд редактирования объектов. Если щелкнуть мышью на объектах, когда в командной строке стоит приглашение «Команда», то на них появятся ручки &8212; небольшие синие квадраты, расположенные в характерных точках объектов. Ручки &8212; очень удобный инструмент для быстрого изменения выделенного объекта. Невыбранные ручки имеют, как правило, синий цвет (холодные ручки). Если же по синей ручке еще раз щелкнуть левой кнопкой мыши, то она станет красной (горячей). Посредством горячей ручки можно производить команды редактирования.

Выделите какую-либо ручку на объекте и нажмите правую кнопку мыши. В контекстном меню (рисунок 30) последовательно выберите команды редактирования (перенести, копировать, зеркало, масштаб, повернуть).


Рисунок 30 – Редактирование при помощи ручек

Для отрезка характерными точками являются конечные и средние точки. Выберите первую ручку отрезка (другими словами, возьмитесь за первую ручку), поместив прямоугольную мишень мыши на эту ручку, нажав и отпустив левую кнопку. Выбранная ручка должна сменить синий цвет на красный. Если просто потянуть за эту ручку, то конечная точка отрезка будет перенесена в новую точку. Если выбрать мышью не конечную ручку, а среднюю и указать мышью новое положение средней точки, то отрезок переместится на новое место.

Аналогичным образом ручки используются и у других примитивов. На окружности высвечивается пять ручек: в центре и квадрантах (т. е. крайней верхней, нижней, левой и правой точках). При попытке перемещения центральной ручки окружность перемещается на новое место, а в случае изменения положения остальных ручек окружность растягивается, меняя радиус.

У примитива ДУГА высвечиваются три ручки: на концах и в середине. Перемещение любой из ручек ведет к изменению дуги, с построением новой дуги по трем точкам, из которых одна была изменена.

Примитивы TEXT и МТЕХТ&8212; текст и мультитекст &8212; имеют ручки в тех точках, которые характеризуют положение или выравнивание текста. Любая из ручек может использоваться как инструмент для перемещения текста на новое место.

Для настройки цвета ручек используется команда «Настройка» из падающего меню «Сервис» - закладка «Выбор»(рисунок 31).


Рисунок 31 – Диалоговое окно «Настройка»

Во-первых, инструмент ручек можно вообще отключить, если сбросить флажок «Включить ручки». Во-вторых, можно установить удобные цвета невыбранных и выбранных ручек с помощью соответствующих полей. Поле «Размер ручек» позволяет менять их размер.

Ручки используются также для предварительного выбора объектов при таких операциях общего редактирования, как стирание, копирование, перенос и прочих. Если объекты предварительно не были выбраны, то тогда команды редактирования будут выдавать запрос на выбор объектов, который всегда нужно заканчивать нажатием правой кнопки мыши или клавишей «Enter».


© ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет"

© Отдел информационных образовательных технологий