Деньги, кредит, банки

электронный учебно-методический комплекс


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Красноярский государственный аграрный университет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Деньги, кредит, банки

для специальности
080105.65Финансы и кредит
080109.65Бухгалтерский учет,
анализ и аудит

факультет Экономический
кафедра Финансы и кредит
Красноярск – 2007 г.


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.



1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

3. Содержание дисциплины

3.1. Тематический план

3.2. Самостоятельная работа студентов


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

а) цель:

данной дисциплины является изучение природы денег, кредитов и банков, что даст будущим экономистам возможность разбираться в их функционировании, анализировать тенденции и закономерности денежного обращения.

б) задачи:

  • изучение теоретического содержания основных экономических категорий и понятий в сфере денег, денежного обращения, кредита и банков в условиях рыночной экономики;
  • освоение понятийного аппарата теории денег, кредита и банковского дела; выявление особенностей организации денежного оборота при разных моделях экономики;
  • формирование научного представления о сущности денег и кредита, их функции и роли в развитии национального и мирового хозяйства;
  • изучение основных теорий и концепций в денежно-кредитной сфере в России и за рубежом;
  • изучение положений о денежной системе, организации денежного оборота, наличного и безналичного денежного обращения, причин инфляции и путей ее преодоления, механизмов денежных реформ
  • изучение основ банковской деятельности, элементов банковской системы, банковских операций и сделок;
  • изучение роли банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, их функции и операции;
  • формирование представлений о роли и значении международных финансово-кредитных организаций;
  • овладение навыками аналитических разработок в области денежного обращения, кредита, банковского дела и др. в специальных дисциплинах и дисциплинах специализации;
  • научить студентов самостоятельно работать с литературой, творчески мыслить, вести дискуссию по проблемным вопросам, четко и аргументировано отстаивать свою позицию;
  • привить навыки научно-исследовательской работы в процессе написания курсовой работы.

Подобные знания необходимы специалистам любой специальности, которые должны будут компетентно решать не только задачи, относящиеся к их специализации, но и связанные с ними общеэкономические проблемы. В соединении с экономической теорией и экономикой на микро- и макроуровнях, финансами, финансовым и банковским менеджментом и другими учебными дисциплинами данный курс формирует общие взгляды будущих экономистов на суть, значение и направление использования денег, кредита и банков в экономическом развитии. Вместе с другими дисциплинами данный курс обеспечивает подготовку специалистов широкого профиля.

Знание теоретических основ денег, кредита и банков, основных закономерностей их развития и проблем позволит будущим специалистам более профессионально формулировать и принимать управленческие решения в их будущей работе.

Курс "Деньки, кредит, банки" имеет не только теоретическую направленность, но и определенный прикладной характер. Он сочетает теоретический и практический аспекты денежных и кредитных отношений, теорию и организационные основы банковской деятельности, позволяет глубже понять их значение и механизм использования в народном хозяйстве. В нем последовательно выделены три раздела. Первый раздел посвящен деньгам, второй – кредиту, третий – банкам.

Сочетание теории с практикой присуще и третьему разделу, охватывающему банки. Банк рассмотрен как элемент банковской системы, как особый денежный институт, создающий специфический продукт в виде платежных средств и различных услуг. Определенное место отведено банковскому законодательству РФ и РБ, которое устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.


2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(при разбивке на семестры)
Вид занятийОчная формаЗаочная форма 6лЗаочная форма 3,5г
Семестр обученияВсе-
го ча-
сов
Семестр обученияВсе-
го ча-
сов
Семестр обученияВсе-
го ча-
сов
564523
1.Лекции181735881610616
2.Практи-
ческие (семи-
нарские) занятия
36347068146814
3.Само-
стоя-
тельная работа
48479585851708585170
4.Вид конт-
роля
за-
чет
Экз, кур.
проект
за-
чет
Экз, кур.
проект
за-
чет
Экз, кур.
проект
Всего102982009910120010199200

(без разбивки на семестры)
Вид занятийОчная формаЗаочная форма 6лЗаочная форма 3,5г
1.Лекции351416
2.Практические (семинарские) занятия701614
3.Самостоятельная работа95170170
4.Вид контроляЗачет, экзамен, КПЗачет, экзамен, КПЗачет, экзамен, КП
Всего200200200

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Тематический план.

Использованные обозначения: Л – лекции, П – практические (семинарские) или лабораторные занятия, С – самостоятельная работа студентов.

Наименование разделов (тем) дисциплиныОчная форма обученияЗаочная форма, 6 летЗаочная форма, 3,5 года
Количество учебного времени, час.Количество учебного времени, час.Количество учебного времени, час.
ЛПСИтогоЛПСИтогоЛПСИтого
1 модуль
1. Деньги: необходимость, сущность, функции и виды
24612221014221014
2. Денежный оборот и его структура2461210101010
3.Налично-денежный оборот и его организация2461210101010
2 модуль
4. Безналичный денежный оборот и система безналичный расчетов
57618421016421016
3 модуль
5. Денежная система, ее типы
2441010101010
6. Инфляция, ее сущность и формы24612101021012
7. Основы международных валютных и расчетных отношений144910101010
4 модуль
8. Кредит: необходимость, сущность, функции и законы
25613241016241016
9.Формы, виды, роль и границы кредита2461210101010
10. Ссудный процент и его формирование246121010 1010
5 модуль
11.Банки: возникновение и развитие
24612110111010
12. Банковская система, ее элементы особенности. Виды банков24713121013221014
13. Центральные банки, их функции и основы деятельности12472101221012
14. Основы денежно-кредитной политики126910101010
6 модуль
15. Коммерческие банки и их деятельность
610622261523241521
16. Международные финансовые и кредитные институты13101415151515
Итого35709520014161302001614130200

3.2. Самостоятельная работа студентов

Основным способом приобретения и накопления знаний по будущей специальности является самостоятельная работа студентов. Именно в процессе самостоятельной работы происходит наиболее качественная переработка и преобразование полученной на лекциях и семинарских (практических) занятиях информации в глубокие и прочные знания, умения и навыки. Самостоятельная работа обеспечивает непрерывность и системный характер познавательной деятельности, развивает творческую активность будущих специалистов. Без систематической самостоятельной работы с литературными источниками, нормативными правовыми документами невозможно изучение курса "Деньги, кредит, банки".

Самостоятельная работа студентов обязательна по всем темам курса. Однако в зависимости от сложности темы, ее включения в лекционный курс или в систему практических занятий объем и формы самостоятельной подготовки студентов могут быть различными. При подготовке к занятиям, экзамену или написанию рефератов, курсовых работ, докладов студенты изучают, прежде всего, литературу, рекомендованную преподавателем. На самостоятельное изучение вынесены также темам, которые в связи с недостаточным количеством лекционных и практических занятий не могут быть рассмотрены в часы аудиторной работы.

Основными направлениями самостоятельной работы студентов являются:

  • изучение законодательных и нормативных материалов;
  • изучение материалов учебников и учебных пособий, монографической литературы, статей научных сборников, периодической печати;
  • знакомство с опубликованными статистическими материалами;
  • решение задач;
  • написание докладов, рефератов, курсовых работ по вопросам и темам проблемного характера, выступления с ними на семинарских занятиях;
  • участие в студенческих научных конференциях;
  • выполнение графических индивидуальных заданий по ряду тем.

В качестве формы внеаудиторной работы по дисциплине "Деньги, кредит, банки" приняты выполнение домашних заданий, подготовка курсовой работы, подготовка к практическим занятиям и самостоятельное изучение теоретического материала.


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения