Фермерское хозяйство в России

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение
Форум
Чат

Глава 9

 

К ВОПРОСУ О СОБСТВЕННОСТИ
НА ЗЕМЛЮ И РЫНКЕ ЗЕМЛИ

Как известно, фермеризация российского сельского хозяйства базировалась на введении права частной собственности на землю. Еще одно ближайшее следствие введения права частной земельной собственности - "паявизация", то есть бесплатная раздача сельхозпредприятиями земельных и имущественных паев. В результате около 12 млн. людей получили в частную собственность 138,1 млн. гектаров сельхозугодий. В собственности крестьянских (фермерских) хозяйств оказалось более 15 млн. гектаров таких угодий, и если ко всем этим землям присовокупить еще 8,5 млн. гектаров в виде приусадебных, садовых, гаражных участков, то частнособственническую перестройку земельных отношений в России можно считать состоявшейся.

В Красноярском крае из 8480,1 тыс. гектаров сельхозугодий в частную собственность перешло 3369,2 тыс. гектаров (51,7%), в том числе 2966 тыс. гектаров (88%) владельцам земельных долей, 43,1 тыс. гектаров (1,3%) в собственность граждан [93].

Поскольку большинство сельскохозяйственных земель оказалось в частной собственности, то возникла необходимость образования рынка земли. Как раз по вопросу рынка земли в российском обществе развернулась острая дискуссия.

В настоящее время из предмета спроса, по существу, исчез вопрос о целесообразности введения частной собственности на землю, так как в Законе "О земельной реформе", Конституции РФ (ст. 360) и других последующих правовых актах провозглашено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. И фактически этот процесс в стране идет. Сегодня лишь небольшая группа экономистов по-прежнему утверждает, что рациональные земельные отношения могут быть выстроены на базе государственной формы собственности на все земли в обществе. От их аргументированной критики частной земельной собственности нельзя отмахнуться, потому что частноземельные отношения заключают не только позитивные, но и негативные моменты, что подтверждается практикой.

Так, противники частной собственности на землю еще на заре реформ заявляли, что раскрыть экономический потенциал крестьянина, коллектива сельхозпредприятия вполне можно, предоставляя землю в пожизненную аренду с правом наследования. Главное не в том, утверждали они, каким образом земля закреплена, а как она используется, предоставлена ли возможность всем хозяйствующим на земле субъектам самостоятельно определять структуру производства, объемы и ассортимент продукции, устанавливать цены, приобретать на рынке средства производства и др. К тому же у российского крестьянства сильны традиции общественной (коллективной) собственности, равенства, взаимопомощи, которые уходят корнями в дореволюционные времена.

Другими аргументами противников частной поземельной собственности были такие: частная собственность приведет к дроблению земли, социально-экономической дифференциации деревни, сдерживанию НТП в сельском хозяйстве, так как часть средств, которая могла бы пойти на инвестиции, должна отвлекаться на приобретение земли. Если же земля покупается, а не берется в аренду, то монополия частной поземельной собственности через высокие цены на сельскохозяйственную продукцию накладывает дань на все общество. Частная собственность на землю к тому же затрудняет переход земли из рук в руки, в определенной мере тормозит приспособление землепользования к условиям рынка, закрепляет землю в руках в том числе тех, кто ее неэффективно использует.

Нельзя не учитывать и того, что при частной собственности и купле-продаже земли возникнут спекуляция землей, отмывание "грязных денег", а при высокой инфляции в России - и инфляционный спрос на земельные участки.

В дискуссии по вопросу форм собственности на землю победили, как известно, сторонники введения частной собственности и купли-продажи земли. В программе земельно-аграрной реформы в России было определено, что главная причина низкой эффективности сельскохозяйственного производства как раз и состоит в отсутствии частной собственности на средства производства и прежде всего на землю. Исходя из этого постулата основными задачами реформы в сельском хозяйстве были названы приватизация земли и реорганизация колхозов и совхозов.

Земельная реформа в РФ исходила из принципа социальной справедливости, а не экономической эффективности: земля была разделена между работниками сельхозпредприятий на условные земельные паи, значительную часть земельных долей получили пенсионеры и работники сельской социальной сферы, хотя было вполне очевидно, что работать на земле они вряд ли смогут, что и произошло на деле. Результат таков: лишь 20% собственников земли реально на ней работают, а 80% - всякое "социальное окружение". Противники частной земельной собственности оказались правы: "паявизация" обезземелила крупные сельскохозяйственные структуры, производящие основную массу сельскохозяйственной продукции, лишь 2% крестьян вышли из колхозов и совхозов и образовали фермерские хозяйства. Владельцы земельных долей передали в аренду 56,1 млн. гектаров (48,3%). Остальные земли используются сельскохозяйственными предприятиями без должного юридического оформления [94].

Как было отмечено выше, большинство фермерских хозяйств по размерам земельных участков - это мелкие хозяйства, ведущие полунатуральную сельскохозяйственную деятельность. Основная причина этого заключается не в недостатке земли, а в отсутствии капитала.

Не получив должного положительного эффекта от введения института частной собственности на землю в сельском хозяйстве, правительство, поддержанное частью ученых-аграриев, стало уповать на то, что эффективного землепользователя не возникнет до тех пор, пока земля не будет вовлечена в рыночный оборот. И после этого центр научной дискуссии переместился к определению степени свободы коммерческого оборота сельскохозяйственных угодий. Сторонники частной собственности без границ, естественно, выступили за то, чтобы эта свобода была полной. Они мотивировали это тем, что при такой свободе можно отдать землю банкам под залог, продать излишки и, таким образом, получить финансовые средства для инвестирования. В качестве примера приводились американские фермеры, которые под залог недвижимости получают ежегодно свыше 15 млрд. долларов.

При свободной купле-продаже земли, утверждали они, быстрее сформируется эффективный землепользователь. Право купли-продажи дает возможность расширять хозяйственные площади, мобилизовать земельные ресурсы для создания высокотоварных хозяйств с оптимальными размерами производства. Рыночное сельское хозяйство - это хозяйство с динамичным землепользованием. Земля - производственный ресурс и единственный нормальный способ ее движения - купля-продажа. Наличие последней позволяет осуществиться так же аренде земли. Фермер с частным владением, приарендующий землю - типичная фигура на Западе.

Еще один довод у сторонников в пользу рынка земли - ускорение с его помощью миграционных процессов в стране из села в город и обратно.

Купля-продажа земли еще более необходима для несельскохозяйственных целей и, наконец-то, эта необходимость узаконена в Земельном кодексе. В развитых странах несельскохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию к росту. После принятия Земельного кодекса и у нас этот процесс пойдет быстрее.

Сторонники сделок с землей не отрицают, что купля-продажа земли заключает не только позитивные, но и негативные моменты: возможность спекуляции землей с целью перепродажи, инфляционный спрос на землю и др. Безусловно, заявляют они, безоблачного будущего у рынка земли нет, от коррумпированности общество не застраховано, однако отсутствие земельного рынка создает большие возможности для махинаций с земельной собственностью, что уже де-факто происходит во многих регионах страны. Узаконение свободной купли-продажи земли легитимирует уже совершившееся.

Большая группа экономистов считает, что земельный рынок России нужен, но шаги к рынку земли должны быть последовательные и поэтапные [95]. В подтверждение длительности перехода приводятся слова В.И. Ленина, что при проведении аграрной реформы нельзя действовать натиском или нахрапом, "а нужен НЭП", рассчитанный на "целую эпоху".

В постсоветской России, с юридической точки зрения, трансформация форм собственности на землю и другие средства производства в сельском хозяйстве уже состоялась, но теперь стоит более сложная задача - добиться экономической реализации права частной собственности, а для этого требуется достаточно длительный срок. Как свидетельствуют факты, только одного из десяти сельских товаропроизводителей можно отнести к эффективным землепользователям.

Представители последовательного и поэтапного направления считают, что на формирование рынка земли может уйти не менее 10 лет, ведь работа предстоит многоплановая.

Процесс вовлечения сельхозугодий в рыночный оборот должен происходить поэтапно и под жестким контролем государства. Главными инструментами, позволяющими передать землю в собственность эффективно работающих хозяйств всех типов, является аренда земли с расширением ее рыночного оборота и ипотека с постепенным включением в оборот всех сельскохозяйственных земель [96].

Что касается процесса совершенствования законодательной базы, то она должна опережать экономические процессы и пройти ряд этапов: первый - надо законодательно уточнить понятие земель сельскохозяйственного назначения, провести их повсеместную инвентаризацию и бонитировку; второй - требуется ужесточить процедуру перевода сельскохозяйственных земель в другие категории и повысить действенность механизмов контроля целевого использования таких земель; третий - необходимо принять особый федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения [97].

Законодательная власть, как известно, предлагаемую поэтапность не восприняла, и Федеральный закон уже принят. В дальнейшем практика покажет, насколько эффективен принятый Государственной Думой закон.

По обозначенным выше спорным вопросам земельных отношений в России, включая рынок земли, хотелось бы высказать свое мнение. Считаем, что при исследовании проблемы земельных отношений необходимо прежде всего провести разделение земли, во-первых, как природного объекта (пространства) и как природного ресурса (средства производства в сельском и лесном хозяйстве), во-вторых, объекта экономических отношений и объекта права собственности и иных прав на землю.

Наиболее сложным в этом разделении является выявление различия экономического и юридического содержания земельной собственности. Как правоотношение частная собственность на землю означает, что данная земельная площадь принадлежит определенному лицу, который волен распоряжаться ею по своему усмотрению, и никто иной не имеет доступа к земле. И это фактическое отношение собственности существует независимо от того, закреплено оно официально в законах или нет. Даже если на данном земельном участке не ведется никакого производства, фактическое правоотношение существует. Реального же экономического отношения в этом случае не возникает. Определенное экономическое отношение по поводу земли возникает лишь в фактически осуществляющемся процессе производства и воспроизводства продуктов [98].

Содержание буржуазной земельной собственности раскрыто, как известно, К. Марксом посредством категорий: дифференциальная и абсолютная ренты, цена земли, процент на капитал, вложенный в землю, цена продуктов сельского хозяйства, то есть оно логически отражается только через систему категорий политической экономии.

Когда представлены формы поземельной собственности, то - это, по существу, правовое отношение, а задача экономиста - исследовать, каким образом совершается действительный процесс производства, распределения, обмена и потребления продуктов, результатом которого и служат данные формы собственности.

Действующее законодательство о земле основано на определенном понимании российской юридической наукой категории субъективного права на землю. Данная категория определяется как право конкретного субъекта на владение, пользование, распоряжение землей [99]. Какой смысл вкладывается в каждое из этих понятий?

Право владения означает фактическое обладание. Владеть землей может и ее собственник, и несобственник. Во втором случае собственник передает землю во владение другому лицу. Владение может сохраняться за собственником, но без пользования землей. При передаче земли землепользователям и арендаторам во владение собственник предоставляет им права пользования землей.

Право пользования - это право эксплуатировать полезные свойства и качества земли, получать доход от земли. В процессе использования земли собственник земельного участка имеет право самостоятельно хозяйствовать на нем: использовать имеющие на участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, пресные подземные воды, водные объекты, возводить жилье, иные строения и сооружения, осуществлять мелиоративные работы в соответствии с природроохранными требованиями; производить посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений [100]. Собственник вправе передавать земельный участок другому лицу - арендатору, за что приобретает право на получение земельной ренты.

Право распоряжения означает, что собственник земельного участка распоряжается землей по своему усмотрению, то есть определяет юридическую судьбу своего участка. С правовой точки зрения это означает монополию данного субъекта на определенную землю, только ему принадлежащую. Распоряжение может выступать в двух формах: правовой и вещной [101].

В новом Земельном кодексе введены понятия: собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земли.

Собственники земельных участков - это лица, распоряжающиеся землей по своему усмотрению. Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования. Арендаторы - лица, владеющие и пользующиеся участками земли по договору аренды (субаренды).

Что касается права безвозмездного постоянного бессрочного пользования, то оно предоставляется государством только государственным учреждениям. В ст. 15 и 16 гл. III Земельного кодекса определены субъекты права собственности на землю - это граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Из представленной информации видно, что практическое законодательство, выраженное в Земельном кодексе, несколько отличается от теоретического представления о субъективном праве на землю.

Теперь, если обратимся к вопросу о рынке земли, то в последнее время в экономической литературе дано более полное его определение.

Земельный рынок - это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участка), денежная оценка и свободно складывающие цены на землю [102].

Полагаем, что данное определение выражает скорее не экономическое, а юридическое отношение, поскольку выделяет правовые аспекты взаимодействия субъектов рынка. Но, так или иначе, это определение охватывает много сторон отношения и поэтому приемлемо.

Представляется, что при анализе рынка земли следует учитывать его особенности. Во-первых, через систему рыночных отношений в каждый данный период времени проходит небольшая часть земельного фонда. Во-вторых, земля закладывается, сдается в аренду и продается на определенных условиях. В-третьих, большинство земельных участков редко меняют своего собственника.

В рыночной системе земельный рынок играет двоякую роль: с одной стороны, он создает и поддерживает отношение к земле как к особой ценности, побуждает максимально продуктивно ее использовать, создает механизмы перехода земли в руки того, кто способен более эффективно ею распоряжаться. С другой стороны, он не создает заслона бесхозяйственному отношению к земле, так как в погоне за выгодностью земельных сделок не учитываются интересы сохранения единого земельного потенциала общества, земельные ресурсы чаще, чем другие средства производства, оказываются объектом спекуляции, а цена на земельные участки подчас формируется без всякой связи с их полезностью и так далее.

Принципиальное значение для формирования рынка земли в России имеют два момента: 1) закрепление права собственности на все земли в обществе, так как участниками рыночных отношений могут быть только собственники земельных участков; 2) инвентаризация земельного фонда, так как пока земельные участки не будут физически точно определены и зарегистрированы, вступать в отношения купли-продажи невозможно.

Положительным моментом в настоящее время является то, что законодательно произошло разделение рынков земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Специфика рынка земли в городах, особенно крупных, выражена сильнее, чем специфика сельскохозяйственных земель, и это нашло отражение в новом Земельном кодексе.

Таблица 29

Рыночный оборот земельных участков
несельскохозяйственного назначения
в Красноярском крае [103]
Виды сделок 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Кол-во
сделок
(площадь, га)
Доля
вида
сделок
от общего
числа, %
Кол-во
сделок
(площадь, га)
Доля
вида
сделок
от общего
числа, %
Кол-во
сделок
(площадь, га)
Доля
вида
сделок
от общего
числа, %
Всего 8029
(1006,0)
100 7992
(873,2)
100 8597
(1006,4)
100
В том числе:
продажа местными органами власти 266
(48,9)
3,3 266
(25,6)
3,3 280
(26,2)
3,2
купля-продажа гражданами и юридическими лицами 5364
(618,0)
66,8 5101
(506,9)
63,8 5969
(707,3)
69,4
дарение 314
(29,6)
3,9 424
(40,3)
5,3 289
(37,8)
3,4
наследование 2008
(290,1)
25,0 2090
(258,3)
26,2 2042
(291,6)
23,8
залог 77
(19,4)
1,0 111
(42,1)
1,4 17
(3,5)
0,2


Приведенные в таблице данные о структуре сделок с землей свидетельствуют о том, что большая часть сделок осуществлена по купле-продаже земли, а другие сделки (дарение, наследование, залог) еще не получили развития.

Все представленные виды сделок могут совершаться только с земельными участками, находящимися в собственности граждан, юридических лиц или государства. По новому Земельному кодексу земельные участки гражданам в постоянное (бессрочное) пользование впредь не предоставляются.

Никакие рыночные сделки с государственной землей, находящейся в бессрочном или срочном пользовании граждан или юридических лиц, не допускаются. Таким образом, Земельный кодекс побуждает субъектов, имеющих землю для несельскохозяйственных нужд, а также для личного подсобного хозяйства, обращать их в частную собственность или арендовать у собственников земли. Безусловно, это будет способствовать развитию как первичного, так и вторичного рынка земли.

Однако, как показывает таблица 29, процессы купли-продажи на первичном рынке идут вяло. К причинам, сдерживающим этот процесс следует отнести:

  1. отсутствие заинтересованности во вложении средств в землю;
  2. относительно высокая выкупная цена земельных участков, о чем свидетельствуют данные таблицы 30.


Таблица 30

Рыночный оборот земельных участков
несельскохозяйственного назначения
в Красноярском крае [104]
Наименование 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Вне
насел.
пунктов
В сельск.
насел.
пунктах
В горо-
дах и по-
селках
Вне
насел.
пунктов
В сельск.
насел.
пунктах
В горо-
дах и по-
селках
Вне
насел.
пунктов
В сельск.
насел.
пунктах
В горо-
дах и по-
селках
Гражданам для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства 4,1 4,5 6,0 5,2 4,5 6,7 4,4 5,7 6,8
Гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности 3,0 6,2 7,9 4,2 3,0 12,8 - - 16,5


Органы местного самоуправления при продаже земельных участков в собственность применяют нормативную цену земли, установленную постановлением администрации края от 16.06.1998 г. № 323-п "Об установлении нормативной цены земли". Особенно высокая выкупная цена сложилась в крупных городах и пригородной зоне города Красноярска. Например, в городе Красноярске один квадратный метр земли обходится в среднем 390 рублей, а в поселке Емельяново - 34,3 рубля.

По мнению Краевого комитета по земельным ресурсам, в целях развития приватизации земель необходимо проводить меры по стимулированию инвестиций в землю, установлению льгот при выкупе земельных участков и шире практиковать сдачу земель в аренду с правом выкупа в рассрочку.

Отрадно отметить, что постепенно запускаются процессы продажи прав аренды и залога земли, а также начинает функционировать вторичный рынок. Вторичный рынок земли наиболее развит в Емельяновском, Сухобузимском, Манском, Минусинском, Курагинском, Шушенском районах, г. Дивногорске.

Итак, на примере Красноярского края мы убедились, что механизм формирования земельного рынка запущен, и реальное его функционирование осуществляется на уровне региона. Поэтому складывающийся в России земельный рынок - мощное средство реализации региональной политики, согласования интересов хозяйственного и территориального развития, решения многих внутрирегиональных проблем.

В литературе правомерно делается акцент на противоречивость интересов участников рыночных земельных отношений, которые в российских условиях, надо полагать, будут резко обозначены.

Отметим прежде всего государственный интерес. Государство заинтересовано в формировании и развитии рынка земли, надеясь в результате получить эффективного земельного собственника, а также определенные, хотя и незначительные бюджетные поступления.

В большей мере экономически заинтересованными в функционировании земельного рынка оказываются местные органы власти, которые надеются иметь значительные бюджетные средства от налогов с владельцев земли, сборы от сделок с землей, аренды муниципальных земель и так далее. Они также освободятся от забот по поддержанию земельного фонда. Рынок земли активизирует деловую активность на территории.

Выгодным представляется существование рынка земли собственникам земельных участков - фермерам, которые получат возможность без помех вкладывать капитал в землю, улучшать ее использование, увеличивать доходы, присваивая в том числе и рентный доход.

Фермер также сможет капитализировать свои доходы: заложить, продать, сдать в аренду земельный участок, то есть распорядиться землей как товаром. Это - положительная сторона рынка для фермера. Однако для расширения предпринимательской деятельности фермеру требуются новые участки земли, которые либо надо купить (а это - отвлечение капитала), либо взять в аренду (а это - полная зависимость от конъюнктуры рынка на сельскохозяйственные продукты).

Рынок земли сулит значительные выгоды слою профессиональных банкиров, посредников и других аналогичных субъектов.

Наконец, рынок земли вызывает интерес у слоя "денежных людей", которые смогут покупать землю с целью перепродажи, осуществлять спекулятивные сделки с землей.

Итак, те немногочисленные сделки с землей на первичном рынке, сделки по купле-продаже на вторичном рынке, которые ведут физические и юридические лица, можно считать началом процесса формирования земельного рынка в РФ.

Как уже отмечалось, частная собственность на землю предоставляет право физическим и юридическим лицам осуществлять различные манипуляции с землей: продавать земельные участки, передавать по наследству, дарить, сдавать в аренду, закладывать, обменивать, в том числе и на имущественный пай, передавать земельную долю или ее часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов. Земельные собственники имеют право на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.

Начало формирования рынка земли в сельском хозяйстве было положено в 1993 г. Указом президента. В Указе, во-первых, земля была отнесена к недвижимости, и с ней разрешались сделки как с другими объектами недвижимости, во-вторых, с разрешения местных властей можно было продать земельные участки с изменением их целевого назначения. Этот радикализм был уменьшен в другом Указе за № 337 от 07.03.1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю". В нем в п. 4 было сказано, что собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного хозяйства; продать земельную долю; подарить, обменять ее на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; свою землю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставной капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации. Выделяемые в натуре в счет земельных долей земельные участки могли быть использованы только для производства сельскохозяйственной продукции. Целевое назначение этих участков могло быть изменено лишь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Становлению рынка земли сельскохозяйственного назначения способствовал Указ президента "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования", который был призван с помощью ипотеки активизировать и облегчить операции по купле-продаже земли, привлечь финансовые средства в производственную сферу. По этому Указу руководители и специалисты сельского хозяйства могли получить бесплатно дополнительные участки земли за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения. Этим правом не преминули воспользоваться многие руководители хозяйств. Главное в этом правовом акте - снятие ограничений на размеры земельных участков для всех видов землепользования и на бесплатной основе расширение частного землевладения.

Считаем, что сегодня для самого сельского хозяйства проблема рыночного оборота земли не актуальна, но без специального федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения существовала опасность увода сельхозугодий для прибыльного альтернативного несельскохозяйственного использования.

В настоящее время действительная преграда вовлечения земли в рыночный оборот - низкая эффективность сельскохозяйственного производства и тяжелое финансовое положение большинства сельхозтоваропроизводителей и, стало быть, отсутствие возможности у большинства землевладельцев манипулировать земельной рентой. Только рента придает экономический смысл нахождению земли в государственной или частной собственности. Существование и развитие рынка земли вообще и сельскохозяйственного в частности невозможно без земельной ренты. Земля должна приносить доход, чтобы можно было экономически реализовать ту или иную форму собственности на землю. Напомним еще раз высказывание К. Маркса, что, с одной стороны, собственность на землю остается "юридической фикцией", если она не приобретает форму ее экономической реализации, то есть если не используется в производстве или не приносит доход (ренту) собственнику, а, с другой стороны, собственность действительно выступает как производственное отношение, если осуществляется ее экономическая реализация [105].

В данном определении земельный собственник предстает в чистом виде как собственник земли - материи, но для России типичным является собственник земли, выступающий одновременно и хозяйствующим субъектом. Данная ситуация сложилась потому, что системный кризис АПК сформировал устойчивую тенденцию падения доходности сельскохозяйственного производства.

Чистый финансовый результат сельскохозяйственных товаропроизводителей в 1995-1999 гг. (по всем видам деятельности) в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий без дотаций - отрицательный, а с их учетом - очень незначительный. При столь низкой доходности получение рентного дохода становится проблематичным, а вместе с ним и реализация земельной собственности. При отрицательной земельной ренте возникает вопрос о целесообразности рынка земли. С одной стороны, кому нужна покупка или аренда земли для сельскохозяйственной деятельности при низкой доходности от этой деятельности? С другой стороны, надежды арендодателя на получение рентного дохода остаются призрачными.

При таких обстоятельствах земельная собственность экономически не реализуется, отпадает граница для приложения капитала к земле. Это означает, что землевладелец должен сам вкладывать капитал, заниматься производством сельскохозяйственного продукта. Аренда у формального собственника земли, в свою очередь, вселяет у предпринимателя неуверенность в стабильности условий хозяйствования, особенно связанных с инвестициями и с поддержанием плодородия почв. Неустойчивое положение землевладельца, как и арендатора, побуждает первого устанавливать короткие сроки аренды (обычно не более пяти лет), что также не способствует росту эффективности землепользования.

Таблица 31

Финансовые результаты сельхозпредприятий
в 1995-1999 гг. (по всем видам деятельности) [106]
Показатель 1995 1996 1997 1998 1999
Площади сельскохозяйственных угодий предприятий на конец года, млн. га 171,2 169,6 165,8 163,5 161,8
Чистый финансовый результат без дотаций и компенсаций в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, руб. -35,2 -190,8 -242,8 -284,5 -6,2
То же с учетом дотаций и компенсаций, руб. 8,5 -137,0 -184,6 -225,8 36,7


Только тогда, когда сельхозпроизводители начнут работать рентабельно, получая прибыль хотя бы на уровне промышленных предприятий, сельскохозяйственные угодья получат адекватную экономическую оценку, заработают такие механизмы, как институт банкротства и ипотека, появятся стимулы перераспределения земель в пользу наиболее эффективных собственников и хозяйствующих субъектов на земле.

Формирование и развитие рентных отношений невозможно не только без получения рентных доходов, но и выделения их, то есть конкретной, самостоятельной формы выражения и движения ренты.

В централизованной экономике принципы распределения прибыли совхозов и доходов колхозов вели к изъятию почти всего прибавочного продукта и поступлению его в "общий котел" государства без разделения на части.

Путем присвоения всей прибыли, включая дифференциальную, государство реализовало себя экономически в качестве собственника и хозяина земельных угодий. Как хозяин оно присваивало продукт, включая нормальную прибыль, а как землевладелец - первую форму дифференциальной добавочной прибыли. Но даже в командной экономике при существовании частичной монополии совхозов и колхозов на землю как объект хозяйства существовала необходимость выделения рентного дохода из всего дохода хозяйства, так как только при этом условии можно было добиться: 1) рационального использования земли; 2) выравнивания экономических условий хозяйствования социалистических предприятий на разнокачественных землях [107].

В современном российском сельском хозяйстве произошла денационализация земли, и монополия как собственности так и хозяйствования перешла к отдельным лицам. Теперь, чтобы экономически реализовалась монополия частной собственности на землю, необходимо получить абсолютную ренту, а для реализации монополии на землю как объект хозяйства сельхозпроизводителям нужно извлечь дифференциальную добавочную прибыль. Образование той и другой в количественном выражении зависит прежде всего от складывающейся системы цен на продукцию сельского хозяйства. При нынешней системе цен, как было уже показано, земельная рента выплачиваться не может.

В настоящее время возобладала точка зрения, что формой существования дифференциальной земельной ренты является земельный налог [108]. С такой точкой зрения согласиться безоговорочно нельзя. Дифференциальная рента принимает форму поземельного налога в условиях государственной монополии на землю как объект собственности. В таком случае сельскохозяйственные земли, независимо от плодородия и местоположения, являются объектом общенародного присвоения, и заботу об их сохранении и улучшении берет на себя в основном государство. Но чтобы осуществлять контроль за использованием земли и устанавливать экономическую ответственность хозяйств за используемый ресурс повышенной производительности, землепользователи должны платить фиксированную величину земельного налога. При таких обстоятельствах земельный налог выступает конкретной формой присвоения государством дифференциальной добавочной прибыли, формой рентного отношения.

Кроме того, если в обществе значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находится в частной собственности, то земельный налог как экономическая категория выражает отношение между собственником земли и государством по поводу части рентного дохода.

Это отношение следует считать отношением второго уровня (перераспределения). Отношение первого уровня - между землевладельцем и арендатором по поводу производства вторым и получения первым фиксированного добавочного дохода, собственно ренты, которая принимает форму арендной платы, если собственник земли и арендатор выступают в разных лицах. Если же земельный собственник сам хозяйствует на земле, то рентное отношение все равно возникает, в присвоении добавочного дохода экономически реализуется частная собственность на землю.

Сегодня в нашем обществе плательщиками налога являются субъекты, имеющие земельные участки в собственности - это крестьянские (фермерские) хозяйства, и в пользовании сельскохозяйственные предприятия, получившие землю для производственной деятельности от собственников земельных долей. В этих условиях землепользование всех лиц должно быть оформлено специальным договором, в котором хозяйствующий субъект обязуется выплачивать государству земельный налог.

В определенной мере земельный налог можно классифицировать как налог на недвижимость. В системе налогообложения налог на недвижимость заключает фискальную функцию. Для нашего общества важно, чтобы земельный налог выполнял еще функцию экономическую - стимулировал рациональное использование сельхозугодий. Прежде всего, величина налога должна стать границей эффективного ведения хозяйства, поэтому очень важно правильно установить величину земельного налога. Если хозяйство оказывается неспособным выплатить государству налог, значит, оно неэффективно хозяйствует на земле.

Внося плату за каждый гектар сельскохозяйственных угодий, субъект, использующий землю, видит, что это - налог на природный ресурс определенной производительности. И поскольку плата за ресурс, во-первых, имеет самостоятельную форму выражения (определенная сумма денег), во-вторых, фиксирована на ряд лет (не менее чем на пятилетний срок), собственник земли оказывается экономически заинтересованным в лучшем использовании этого ресурса.

Выплачивая в течение ряда лет одну и ту же величину налога, сельхозпроизводитель-землевладелец оказывается заинтересованным в росте отдачи каждого гектара земли, ибо добавочная прибыль, образовавшаяся в результате повышения плодородия почвы и лучшей организации территории, остается в хозяйстве.

Определенный экономический стимул ("кнут") создается и для землевладельцев, у которых возникают трудности с выплатой земельного налога. Они будут вынуждены либо улучшать хозяйствование, либо отказаться от земли в пользу более рационального собственника, либо искать арендатора, способного хозяина, либо отдать землю в залог. Во всех случаях форма земельного налога экономически побуждает земельного собственника эффективно распорядиться землей.

Полагаем, что земельный собственник, сам хозяйствующий на земле, и "чистый" собственник земельного участка в смысле выплаты земельного налога равнообязаны.

Разумеется, собственник земли и хозяйствующий субъект, представленный в одном лице, непосредственно заинтересован в рациональном использовании своего земельного участка. "Чистый" землевладелец заинтересован в бережном отношении к земле, повышении плодородия, рациональном использовании собственного участка земли опосредованно, через арендатора.

Еще в начале ХХ в. А. Маршалл обратил внимание на отсутствие глубоких противоречий между владельцем земли и арендатором, и, надо полагать, такие отношения общей заинтересованности в бережном отношении к земле двух субъектов рентных отношений возникнут со временем и в России.

Считается, что рента не выполняет никакой побудительной функции, на это ее свойство указывали еще классики политической экономии, в том числе К. Маркс. В наше время на Западе эта точка зрения широко распространена не только среди социалистов, но и большой группы либералов - сторонников движения Генри Джорджа, известного как движение за единый налог. И, действительно, на практике, например, в ЕС земельный налог выполняет фискальную функцию, это - платеж, идущий в муниципалитеты на их нужды.

Естественно, возникает вопрос: можно ли земельный налог "нагрузить" еще и стимулирующей функцией? Вопрос о том, как экономически побудить тех, кто хозяйствует на земле, бережно к ней относиться, в развитых странах стоит не так остро, хотя и там проблема эрозии почв существует. К примеру, в США около половины сельхозугодий в той или иной мере эродированы. Но там сегодня действует хорошо отлаженная система стимулирования, включающая многие другие рычаги. В России же с ее огромными различиями в условиях ведения сельскохозяйственного производства, своими традициями в качестве одного из инструментов стимулирования эффективного использования земли следует применять земельный налог.

Считаем, что налог на землю как стимул рационального использования сельхозугодий не сможет сыграть свою роль, если он будет чрезмерным, равно как и низким, он должен быть оптимальным. Вопрос о величине поземельного налога упирается, во-первых, в проблему соотношения налога и земельной ренты, во-вторых, в проблему ценообразования на продукцию сельского хозяйства.

Что касается проблемы соотношения, то важно определить, какую долю ренты следует изымать в форме налога? Мнения экономистов на этот счет разные. Одни считают, что изыматься должна вся сумма ренты, другие же, напротив, считают, что часть ренты нужно оставлять в распоряжении коллективов предприятий для стимулирования более рационального использования земельных и других ресурсов и, в особенности, для интенсификации производства. Представляющие вторую точку зрения предлагают изымать в виде налога дифренту I, оставляя в хозяйствах дифренту II, если она имеет место [109].

По нашему мнению, во-первых, нельзя вести речь только о дифференциальной ренте. Поскольку плательщиками налога являются все собственники, то, как уже отмечалось, налог должен выплачиваться из абсолютной ренты. Во-вторых, чтобы земельная рента выступила стимулом рационального использования любого по качественным характеристикам земельного участка, необходимо оставлять в распоряжении хозяйства не только дифренту II , но и часть дифренты I.

Источником всех форм ренты, как известно, является добавочная прибыль, и проблема ее получения упирается в проблему ценообразования на продукцию сельского хозяйства. Возможны два варианта решения проблемы: первый - определять добавочную прибыль на основе расчетных цен, кадастровой оценки земли, которая отражает затраты на производство продукции в худших условиях. Второй вариант - исчисление ренты по фактически сложившимся закупочным ценам на продукцию. Считаем, что второй вариант представляется неприемлемым, так как: 1) закупочные цены нестабильны, 2) они чаще всего не отражают всех составляющих затрат на производство и реализацию, 3) имеют много других недостатков, на которые указывалось в рассмотренном выше вопросе. Если наше государство возьмется за введение научно обоснованной системы цен, то второй вариант может быть приближен к первому, и механизм определения объективной величины земельной ренты заработает.

Таким образом, проблема определения величины земельного налога не может быть решена без определения величины земельной ренты, а последняя - без научно обоснованной и осуществляемой на практике системы закупочных цен на продукцию сельского хозяйства.

В том же виде, в каком налог существует в настоящее время, он слабо влияет на уровень и характер использования земли, не побуждает к применению наиболее эффективных методов земледелия. Дифференциация налога лишь незначительно отражает различия в местоположении и плодородии земельных участков даже в пределах одного района или области (края).

Проблему стимулирования субъектов в сельском хозяйстве в бережном отношении к земле и повышении ее плодородия необходимо, к тому же, решать в комплексе с другими вопросами налогообложения сельских товаропроизводителей.

Предыдущее исследование показало, что в рыночной экономике важнее, чем в централизованной, существование рентных отношений. Централизованная экономическая система не смогла сформировать эти отношения, она придала им фиктивный характер, но и постсоветское реформирование аграрного сектора мало что изменило в деле. Экономически процесс формирования рентных отношений до сих пор не начался, а введение земельного налога не следует принимать за его начало. Наработки ученых, сделанные еще в 70-х гг. по этой проблеме, не используются [110]. От этого страдают и общество в целом и сельхозпроизводители, причем фермеры даже в большей мере, чем другие субъекты хозяйствования.

Главный недостаток принятого Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" состоит в том, что он не носит комплексного характера, не отражает необходимости формирования земельно-аграрных отношений в единстве, во взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимозависимости. Ведь рынок земли есть лишь зеркальное отражение всех этих сложнейших процессов.

Таблица 32

Изменение социального самочувствия основных
социальных групп сельского населения за последние 5-7 лет
(в % к числу опрошенных за исключением
затруднившихся с ответом) [111]
Наименование Работники сельхозпредприятий Фермеры
Увели-
чилась
(лось)
Не изме-
нилась
(лось)
Умень-
шилась
(лось)
Увели-
чилась
(лось)
Не изме-
нилась
(лось)
Умень-
шилась
(лось)
Политическая свобода 20,2 26,9 16,5 40,8 24,9 7,5
Экономическая свобода 12,5 19,4 41,8 46,5 20,4 18,5
Чувство собственника 16,8 28,7 23,4 59,1 23,2 4,3
Чувство защищенности 4,5 14,0 61,0 9,4 16,2 48,1
Уверенность в завтрашнем дне 3,9 9,4 67,0 19,8 7,5 50,3
Уверенность в обеспеченном будущем детей 4,2 7,6 66,5 19,1 6,7 44,8


Завершая свое исследование, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проводящаяся в пореформенной России сельскохозяйственная политика не приносит успеха: аграрный кризис продолжается. Показателем проводимой государством малоэффективной политики в области сельского хозяйства в определенной мере можно считать социальное самочувствие тружеников села (табл. 32).

Радует, к сожалению, в этой таблице не многое. Фермеры получили больше, чем работники сельхозпредприятий, политической и экономической свободы - так и должно быть. Однако следует отметить, что даже по отношению к фермерам речь может идти только о формальной (фиктивной), а не реальной экономической свободе, так же как и чувстве собственника.

Экономическое благополучие, выраженное в ответах на два последних вопроса, почти не изменилось, а уверенность в завтрашнем дне за годы реформ уменьшилась у половины опрошенных фермеров и почти 2/3 работников предприятий. Приведенный в работе анализ показывает, что для процветания сельского хозяйства нужна правильная сельскохозяйственная политика в сочетании с кредитно-денежной, бюджетной, валютной, внешнеторговой, социальной, то есть в целом эффективная макроэкономическая политика.

<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2004
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2004
© Жибинова К.В., 2003