Фермерское хозяйство в России

электронное учебное пособие

На главную
Об авторе
Содержание
Отправить сообщение
Форум
Чат

Глава 5

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЫНОЧНЫХ
СВЯЗЕЙ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ

Рыночные связи определяют логику хозяйствования, его ближайшие и стратегические ориентиры, структуру производства, его технологию и организацию, объем и качество продукции, выбор рынков сбыта, пути товародвижения, а также предельно допустимый уровень издержек производства и реализации товаров.

В России основную часть товарной продукции для перерабатывающей промышленности и городского рынка по-прежнему дают крупные сельскохозяйственные предприятия: по товарному зерну - 88,4%, сахарной свекле - 93,6%, семенам подсолнечника - 81,9%, продуктам животноводства - 92%, овощам - 80% [51].

Следует отметить, что при проведении аграрных реформ государство перестало влиять на отношения между производителями и потребителями продукции: первые вынуждены самостоятельно определять формы ее реализации.

В рыночной системе свобода выбора рыночных связей ориентирована на полноту реализации экономических интересов всех участников. Эти интересы могут как сближать продавцов и покупателей, так и отторгать их друг от друга, что негативно влияет на воспроизводственные процессы. Поэтому купля-продажа становится важной предпосылкой устойчивости и эффективности производства.

В развитых странах рыночные институты, через которые сельскохозяйственные производители сбывают свою продукцию, весьма разнообразны. Незначительные объемы продукции фермеры реализуют потребителям или в розничную торговлю напрямую, через фермерские магазины, городские рынки или же систему "собери сам". Для успешной прямой реализации ферма должна быть расположена недалеко от потребителей. Еще более серьезная проблема при прямой продаже фермерской продукции - ценообразование. Ценовая информация о сделках такого рода обычно несимметрична, а ее надежность в силу сугубо частного, индивидуального характера сделок, как правило, низка. Так как фермеры гораздо менее активны на рынке, чем городские потребители, от асимметрии в доступе к рыночной информации страдают именно они. В результате прямые продажи не способствуют установлению эффективных цен. Поэтому в развитой рыночной экономике возникают институты, специализирующиеся на реализации фермерской продукции. Все подобные институты можно разделить на так называемые рынки и прочих заготовителей. К организованным рынкам относят товарные биржи, оптовые рынки и аукционы.

Зерно и живой скот обычно реализуется на товарных биржах. Биржевая торговля требует высокой степени стандартизации продукции, так как на современных биржевых торгах реальный товар не выставляется, а торговля идет фьючерсными контрактами. Через биржи проходит 10% общего объема реализуемой продукции - это незначительная часть. Однако биржевые котировки определяют цену на продукцию, на них ориентируются стороны во всех других сделках. Другим важнейшим каналом реализации продукции фермерских хозяйств в развитых странах являются оптовые рынки и аукционы.

Часть фермерской продукции контрактуется непосредственно перерабатывающими фирмами. В то время как наша перерабатывающая промышленность переживает кризис, перерабатывающий сектор на Западе находится на подъеме. Продукция сельского хозяйства населением этих стран все меньше и меньше потребляется в ее чистом виде. По мере продвижения к столу потребителя она подвергается существенной переработке: растет доля потребления замороженной продукции, полуфабрикатов, требующих только подогрева в микроволновой печи и т. д. Отходы переработки сельхозпродукции перерабатываются и используются либо в сельском хозяйстве, либо в качестве промышленного сырья.

В сфере переработки сельхозпродукции действуют как очень мелкие предприятия (как правило, на кооперативной основе), так и транснациональные гиганты. Достаточно сказать, что в 500 крупнейших фирм мира входит около 15 пищевых компаний, а такие компании, как Nestle, Unilever, Pepsico входят в 40 первых фирм мира. Среди 30 крупнейших мировых пищевых компаний - 15 американских и столько же европейских.

Крупные фирмы вкладывают огромные средства в исследование и разработку новых видов продукции, ее хранение, упаковку и рекламу. На высококонкурентном продовольственном рынке мелкие компании оказываются нежизнеспособными.

Значительную часть своей продукции западные фермеры реализуют через кооперативы. Фермерские кооперативы хорошо развиты в Скандинавских странах, Дании, Нидерландах. В Великобритании и США преобладают частные закупочные фирмы, высокоразвитую систему оптовых рынков имеют Япония и Испания. Кроме того, многие страны создают государственные закупочные структуры. Так, в Канаде функционирует госорганизация по закупке зерна, в США существует Товарно-кредитная корпорация, занимающаяся закупками продукции у фермеров в рамках государственных программ их поддержки.

Выше уже отмечалось, что широкое распространение в развитых странах получила оптовая торговля продуктами питания. При этом оптовики не только поставляют продукцию в розничную торговлю, но и перерабатывают, пакуют, сортируют ее, а также предоставляют своим клиентам кредиты и рыночную информацию.

В розничной торговле получает развитие система розничных цепочек, то есть сетей магазинов одной фирмы (обычно не менее 11 магазинов).

В последнее время широко развивается система самообслуживания: супермаркетов и торговых центров. В ЕС 60-80% продуктов питания реализуется через эти крупнейшие розничные структуры.

Заметно возросло значение предприятий общественного питания, растет доля потребления продовольствия вне дома. Например, в США доля затрат на продукты питания, потребляемые вне дома, в общем объеме расходов на питание достигла 43%.

В России расширение сферы рыночных связей в АПК произошло прежде всего за счет возросшей численности обособленных субъектов собственности и хозяйствования, каждый из которых самостоятельно участвует в купле-продаже. Наряду с ростом субъектов расширился круг объектов купли-продажи: свободная продажа позволила товаропроизводителям поставлять на рынок любые продукты и в любом количестве, продавать и покупать средства производства, включая землю. Хотя ограничения на сделки с землей продолжают существовать, однако аренда, залог, наследование, на определенных условиях продажа земли способствуют развитию рыночного оборота сельскохозяйственных земель. Кроме того, связи между предприятиями всех сфер АПК выстраиваются на принципах добровольного рыночного партнерства.

В настоящее время с целью организации регулярной торговли привлекаются коммерческие и посреднические фирмы, создаются крупные промышленные корпорации, объединяющие производство, переработку и реализацию продукции, формируются оптовые продовольственные рынки.

Следует, однако, отметить, что сельские производители оказались в своем большинстве ни экономически, ни психологически, ни организационно не готовы к функционированию в системе рынка. При этом фермеры не подготовлены в большей мере экономически, чем психологически. У них отсутствует собственная база хранения, первичной переработки сырья и поэтому свою продукцию они вынуждены продавать "с колес" нередко на невыгодных условиях. И, тем не менее, их рыночные связи характеризуются многообразием форм:

  1. поставки государству сельскохозяйственной продукции по договорам;
  2. биржевая торговля сельскохозяйственным сырьем;
  3. купля-продажа через потребительскую кооперацию;
  4. прямой выход производителей в торговлю или через посредников;
  5. прямые связи с перерабатывающими предприятиями.

Значительная диверсификация каналов реализации сельскохозяйственной продукции препятствует образованию монополий. Наиболее устойчивой формой рыночных связей выступают государственные закупки. Они осуществлялись вначале через Федеральную продовольственную корпорацию, созданную постановлением правительства РФ в октябре 1994 г. В середине 1997 г. она была ликвидирована, и на ее основе создано Федеральное агентство по регулированию рынка. В качестве государственных заказчиков агентство привлекает как федеральные, так и исполнительные органы власти субъектов РФ, коммерческие и некоммерческие организации. Основная их обязанность - оплата продукции, поставляемой сельхозпредприятиями.

Это не только более устойчивая, но и обеспеченная форма связи: заранее оговариваются качественные параметры продукта, цена, осуществляется предоплата. Однако, если весеннее авансирование предстоящих поставок (40-60%) по государственной закупочной цене, установленной до 1 апреля, выгодно, то продажа остального продукта осенью в условиях инфляции по теперь уже заниженной цене ущемляет интересы сельскохозяйственных производителей. Тем не менее, примерно 33% продовольственной пшеницы фермеры поставляют в региональные фонды. Не имея свободных средств для покупки сезонных ресурсов, индивидуальные сельхозпроизводители вынуждены соглашаться на товарный кредит - оплату ресурсов поставщиками сельхозпродукции в региональные фонды. А власть перед посевной помогает селу изо всех сил: горюче-смазочными материалами, средствами защиты растений, удобрениями, техникой или запчастями, но, как видим - не бесплатно, а с условием отдачи полновесной пшеницей.

Региональные продовольственные фонды создавались решением правительства РФ во всех регионах России. Это как бы зерновые склады для России, из них потом весь год черпают пшеницу и пекут хлеб. Чем выше запас зерна в фонде, тем спокойнее наше завтра. Но то, что хорошо для потребителя, плохо для производителя, о чем было сказано выше. Например, 2001-2002 гг. ознаменовались хорошим урожаем, и чтобы избежать значительного падения рыночных цен, правительство стало закупать зерно по пониженным ценам. Земледельцы же рассчитывали продать его по цене не ниже 3500 руб. за тонну (цена 2000 г.).

Таблица 17

Уровни ориентированных цен
(в рублях за одну тонну)
Наименование 2001 г. 2002 г.
Пшеница твердая (3 кл.) 2800 2600
Пшеница мягкая (3 кл.) 2600 2400
Пшеница мягкая (4 кл.) - 2200
Пшеница мягкая и твердая (5 кл.) - 1800
Рожь (3 кл.) 2100 1950
Гречиха (3 кл.) 3500 2800


В результате падения цен надежды на расчеты с бюджетом, обновление обветшавшей техники, погашение долгов по зарплате растаяли у земледельцев, как весенний снег. На сегодня долги сельхозпредприятий в 15 раз больше прибыли от реализуемой продукции. Кредитная задолженность равна годовой выручке от реализации сельскохозяйственной продукции и в шесть раз превышает дебиторскую. Такого соотношения нет ни в одной отрасли экономики страны.

К сожалению, истинная цель формирования региональных фондов такова: закупленная по низкой цене (в обмен на ресурсы) пшеница становится источником финансовых манипуляций для региональной администрации.

Недостатки указанной выше формы рыночных связей в определенной мере преодолеваются биржевой торговлей. Через биржевую торговлю осуществляется оптовая купля-продажа зерна и некоторых видов продовольствия: сахара, растительного и животного масла, разных видов круп. Крупным оптовым посредником на продовольственном рынке является Росагробиржа, созданная в 1990 г. и имеющая 65 учредителей, более 700 членов и сотни брокерских мест. В Красноярске с 1991 г. функционирует универсальная товарно-фондовая биржа "Тройка", учредителями которой являются 110 предприятий, в том числе такие крупные, как КрАЗ, химкомбинат "Енисей", Ачинский глиноземный комбинат и др.

Торговля сельхозпроизводителей через биржу - дело новое, и фермеры к ней еще не готовы. Но в большей мере к ней не готово правительство. Опыт царской России и небольшой опыт постсоветского периода показал, что истинная цена собранного по стране хлеба определялась не в кабинетах чиновников: главным был эквивалент - стоимость горюче-смазочных материалов. Но если сегодня цены на зерно на бирже поднять до бензинных, то хлеб подорожает чуть ли не вчетверо. Этого, конечно, народ не выдержит, и поэтому возвращаться к зерновым биржам правители боятся.

Традиционной формой аграрного рынка является потребительская кооперация. Сейчас потребительская кооперация в России объединяет 55 млн. чел., из которых 35 млн. - крестьяне. В последние годы потребительская кооперация пришла в состояние упадка и разрушения. Это стало следствием аграрного кризиса, развала существующей прежде системы заготовок и закупок сельскохозяйственной продукции у колхозов, совхозов, сельского населения, высокой инфляции и дорогого кредита.

Некоторое улучшение условий существования потребкооперации дает Закон "О потребительской кооперации", а второй закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации" О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) Российской Федерации" уточняет компетенцию органов управления потребительских обществ и их союзов, повышает ответственность этих органов перед пайщиками.

Там, где потребительские организации располагают материально-технической базой: цехами по переработке, складами и другими объектами, их взаимодействие с сельхозпроизводителями относительно устойчивое. И все-таки фермеры пока еще недостаточно активно используют эту форму рыночных связей.

Потребительская кооперация могла бы сотрудничать с фермерами не только в плане купли-продажи сельхозпродукции и ее переработки, но и выполнять снабженческие функции: поставку малогабаритной техники, хозяйственного инвентаря, транспортных средств и др. Вообще, развитая и мощная потребительская кооперация - хороший партнер фермеров. По крайней мере, этот партнер и для фермеров, и для потребителей лучше, чем те торговые посредники, засилье которых наблюдается в настоящее время.

К услугам посреднических фирм в основном обращаются фермеры и личные подсобные хозяйства с полунатуральным, технологически отсталым уровнем производства, слабой материально-технической и финансовой базой. Поскольку объем реализуемой ими продукции незначительный, то на цены на рынке они не оказывают никакого влияния, поэтому им приходится идти на существенные ценовые уступки посредникам. У последних главное - получение максимальной прибыли на повышении розничных и понижении закупочных цен. Такая политика ущемляет интересы как потребителей, так и производителей. По некоторым данным, в торговле овощами, например, соотношение закупочных и розничных цен составляет от 1:3 до 1:4 без учета издержек зимнего хранения и доработки плодово-овощной продукции.

К тому же, сбывая продукцию перекупщикам, крестьяне не могут рассчитывать на долгосрочный и стабильный характер хозяйственных связей. Но вместе с тем благодаря таким посредникам сельхозпроизводители имеют возможность быстро и за наличный расчет продавать скоропортящуюся продукцию.

Альтернативным вариантом этой форме связи с потребителями является прямой выход фермеров в розничную торговлю. При создании определенных условий для этого данная форма рыночных связей окажется экономически эффективной.

Вариантом рыночной связи является прямая связь фермеров с перерабатывающими предприятиями. Но на пути развития этих связей стоит ряд препятствий: покупка, доставка, своевременная оплата продукции перерабатывающим предприятием, искусственно заниженные, невыгодные крестьянину закупочные цены.

Предпочтительной фермеры определяют самостоятельную торговлю. Проблема состоит в организации постоянных торговых точек в городах и рабочих поселках, защите от рэкета и других поборов, в том числе госчиновников. Решение названных выше проблем видится на путях объединения усилий и средств фермерских и других хозяйств в кооперации, развитии малых предприятий по их первичной доработке и переработке, в создании местных (на акционерной или кооперативной основе) агропромышленно-торговых предприятий с полным циклом воспроизводства.

Последние десять лет в АПК идут интеграционные процессы, связанные с образованием крупных хозяйственных единиц - корпораций либо в форме закрытых акционерных обществ, либо обществ с ограниченной ответственностью.

Уже действующие в России корпорации обладают большими производственными мощностями специализированных сельскохозяйственных комплексов, перерабатывающими предприятиями и собственной торговой сетью.

В Красноярском крае формируется корпоративная структура по производству сырья, его переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Создана продовольственная корпорация г. Красноярска. Ученые Красноярского государственного аграрного университета во главе с ректором Н.В. Цугленком разработали функциональную схему управления корпоративной системой, которая представлена на рис. 1 [52].


Рис. 1.


Экономический анализ, проведенный учеными КрасГАУ, показал эффективность корпоративной формы и по каждой цепочке связей, и в конечном пункте. В каждом звене - это создание условий производства и сбыта, обеспечивающих воспроизводство, нормативное использование производственных мощностей, сокращение издержек производства. В целом в системе - это формирование механизма ценообразования, позволяющего снижать розничную цену, разработка механизма перераспределения доходов между структурными подразделениями корпорации и формирования фондов материального стимулирования и развития, в том числе за счет дополнительной прибыли, полученной от экономии на налогообложении.

В развернутом виде динамика продажи основных сельскохозяйственных продуктов сельхозпредприятиями России и Красноярского края представлена в таблице 18.

Таблица 18

Реализация основных продуктов сельскохозяйственными
предприятиями (в % от общего объема реализации) [53]
Наименование Реализовано всего; в том числе
предприятиям и
организациям,
осуществляющим
закупки для
государственных
нужд
по другим каналам
(перерабатывающие
предприятия и организации,
оптовая торговля, на рынке,
собственная торговая сеть,
общепит, в порядке
оплаты труда и другие)
Россия Красно-
ярский
край
Россия Красно-
ярский
край
1993 г. 2000 г. 2000 г. 1993 г. 2000 г. 2000 г.
Зерно 63 17 20,4 37 83 79,6
Сахарная свекла 98 11 - 2 89 -
Семена масленич. культур 48 8 - 52 92 -
Картофель 52 23 17,1 48 77 82,9
Овощи 71 26 35,3 29 74 64,7
Скот и птица (в живом весе) 79 40 28,7 21 60 71,3
Молоко 97 73 67,5 3 27 32,5
Яйца 92 52 58,9 8 48 41,1


Таблица дает информацию о том, что сельскохозяйственные предприятия страны и края активно используют связи свободного рынка. Последний во множестве форм стал уже основным в реализации продукции растениеводства и животноводства. Лишь молоко и молочная продукция на 70% продается для нужд государства, которое в основном взаимодействует с перерабатывающими предприятиями. Развернутую информацию о каналах рыночных связей фермеров и обобществленных сельхозпроизводителей дает представленная таблица 19.

Таблица 19

Каналы реализации сельскохозяйственной
продукции, в % к общему объему реализации
в натуральном выражении [54]
Наименование Продоволь-
ственная пшеница
Молоко Говядина
С.-х.
пред-
при-
ятия
Индив.
произ-
води-
тели
С.-х.
пред-
при-
ятия
Индив.
произ-
води-
тели
С.-х.
пред-
при-
ятия
Индив.
произ-
води-
тели
Перерабатывающие предприятия 8,7 - 94 22,4 94,4 -
Заготовительные организации 13,5 31,9 - - - -
Предприятия общепита - - 1,0 - 2,5 -
Городской рынок, торговля с машин 0,2 - 3,4 4,7 - 27,3
Крупные оптовые посредники 27,3 - - - - -
Частные посредники - 38,5 - - - 72,7
Прямые поставки организациям - 5,1 - - - -
Бартер, обмен 24,6 3,8 0,7 16,8 1,3 -
Оплата труда работников 8,4 - 0,2 - 0,1 -
Выплата дивидендов 5,6 5,7 - - - -
Прямые продажи населению 1,0 11,8 0,3 56,0 1,6 -
Продажа другим сельхозпредприятиям 10,7 - - - 0,1 -
Прочие каналы (лизинг) - 3,2 0,2 - - -


Таблица позволяет сравнить каналы реализации продукции сельского хозяйства крупными предприятиями и индивидуальными производителями (фермерами и личными подсобными хозяйствами). Как видно, индивидуалы используют во многом иные каналы реализации, чем сельхозпредприятия. Фермеры и ЛПХ отдают предпочтение частным посредникам, городскому рынку, прямой продаже населению. В таблице пока отсутствуют агропромышленные корпорации, поскольку межотраслевая совместная деятельность только начинает обретать организационные формы.

Из этой таблицы видно, что фермерские и личные подсобные хозяйства не используют такой канал реализации своей продукции, как оптовые продовольственные рынки, которые перед другими формами имеют ряд преимуществ. Прежде всего, благодаря концентрации на небольшой площади большего объема товаров легче контролировать качество продовольствия. Кроме того, для оптовиков такой рынок привлекателен широким кругом клиентов, возможных торговцев - стабильностью, возможностью покупать все группы товаров в одном месте и в нужном количестве. Непосредственным производителям предоставляются необходимые условия для сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечения ею организаций торговли и общественного питания, сырьем - пищевые и перерабатывающие предприятия.

Взаимодействуя с оптовым продовольственным рынком, индивидуальные производители, сельхозпредприятия и корпорации получают ряд экономических выгод. Во-первых, появляется возможность закупки, продажи товаров большими партиями и в широком ассортименте, рационально используя складские помещения и торговые площади. Во-вторых, ускоряется оборачиваемость товаров, сокращаются транспортные расходы и за счет этого увеличивается прибыль [55].

По мнению многих ученых, оптовый продовольственный рынок и агропромышленные корпорации - наиболее эффективные формы сбыта, обеспечивающие к тому же выполнение государственных заказов по закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В заключение следует отметить, что значительная диверсификация каналов реализации продукции коллективными и индивидуальными производителями дает им возможность маневра, несколько ослабляет зависимость продавцов от одного покупателя. Все рассмотренные формы рыночных связей сельхозпроизводителей имеют право на существование. Но это право должно доказываться через устойчивую рентабельность и возрастающую конкурентоспособность их продукции.

<
Наверх
>
 

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2004
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2004
© Жибинова К.В., 2003