Геохимия биосферы

электронный учебно-методический комплекс

Модуль 3. Геохимическая роль и основные биогеохимические
функции живого вещества

Лабораторная работа 8

ГЕОХИМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА
НА ОСНОВЕ ЕГО ЭЛЕМЕНТНОГО СОСТАВА

Задачи работы. Ознакомление с принципами составления почвенно-геохимических карт и биогеохимического районирования территорий.

Учебный материал.Результаты анализа почвенных проб (несколько выборок по 80-120 анализов в каждой, условные схемы опробования с указанием номеров проб для каждой точки, учебные ландшафтно-геохимические карты (атлас)

Порядок работы. Для геохимического районирования почвенного покрова основным фактором является его элементный состав. Поэтому для построения почвенно-геохимических карт проводится опробование почв на жизненно важные для растений макро- и микроэлементы. Сеть (густота) опробования почв определяется выбранным масштабом картирования. При любом масштабе картирования на 1 см2 карты должно приходиться не менее 1 пробы.

Студенты, получив от преподавателя бланки результатов анализов ( 80-120 анализов) и схемы отбора проб поэлементно выносят эти результаты на схемы, получая геохимические поля распределения каждого конкретного элемента в почве. По этим данным по уже известной им методике (см. лабораторную работу 1) студенты выделяют фоновые и аномальные поля в распределении данного элемента и раскрашивают их в зависимости от интенсивности цветными карандашами (положительные аномалии – красным цветом, отрицательные – синим, участки фоновых содержагний – желтым). Как Вы помните отрицательные аномалии представляют собой участки с недостатком элемента в почве, а положительные с избытком. Фоновые участки представляют собой оптимум (или норму) в содержании элемента, важного для жизнедеятельности организма.

Для использования в целях биогехимического районирования данные опробования выносят на ландшафтно-геохимическую основу, чтобы охарактеризовать геохимический состав почв определенной территории в зависимости от их состава, кислотности-щелочности, почвообразующих пород, рельефа и климата и т.д.

Студенты под руководством преподавателя знакомятся с ландшафтно-геохимическими картами учебного атласа.

Оформление работы. В тетради лабораторных работ записывается порядок обработки результатов анализов почвенных проб и составления карты геохимических полей конкретной территории, туда же вклеивается раскрашенная схема опробования с вынесенными содержаниями конкретного элемента и в письменной форме проводится анализ этой карты с указанием в какой части территории содержания элемента избыточны, недостаточны, либо оптимальны. В письменном виде формулируются предложения о том какие меры нужно предпринять для того. Чтобы содержание данного элемента привести к оптимальным содержаниям на всей условной территории. После этого знания по данной теме проверяются путем устной беседы с преподавателем.

© ФГОУ ВПО "Красноярский государственный аграрный университет"

© Отдел информационных образовательных технологий