Нормативно-правовое обеспечение оценки земель

электронный учебно-методический комплекс

Тема 1.2. Виды и формы собственности на землю. Вещные права на землю и иные права на пользование землей

Формы и виды собственности на землю в РФ

Согласно Конституции РФ ст. 9 в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако фактически различные формы собственности не равны между собой. В частности, Земельным кодексом определяется, какие виды земель могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Например, в ст. 27 ЗК РФ говорится, что Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, (ограниченным в обороте) не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Право государственной собственности - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государственного коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом

Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены в границах субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами, относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124-127 ГК РФ). Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

Из пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что право федеральной собственности на землю может возникнуть только тремя способами.

Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.

Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.

В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п.1 ст. 17 ЗК РФ).

Первые два способа отграничиваются от оснований возникновения прав собственности, предусмотренных в Гражданском кодексе Российской Федерации, что, конечно, нельзя считать правильным.

Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

В настоящее время в соответствии с федеральными законами в федеральной собственности находятся: земли, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; земли, предоставленные внутренним войскам; земля, предоставленная для размещения и деятельности Железнодорожных войск; земельные участки органов федеральной службы безопасности; земельные участки, находящиеся в ведении федеральных органов правительственной связи и информации; земельные участки, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; земельные участки, на которых располагаются, входящие в систему государственного резерва организации; земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы; земельные участки, отведенные под соответствующую государственную наблюдательную сеть; земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли, занятые находящимися в федеральной собственности водными объекта; земли, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны; земельные участки в городе Москвы, на которых расположены здания, строения и сооружения, где размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Все вышеперечисленные федеральные законы, в том числе и Земельный кодекс Российской Федерации, были изданы до вступления в силу Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю». При составлении статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель попытался учесть, как требования Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", так и сложившуюся до принятия этого закона практику установления собственности Российской Федерации на землю в различных федеральных законах. Нетрудно догадаться, что такая попытка не могла быть удачной.

Несогласованности между соответствующими федеральными законами слишком очевидны, чтобы их можно было не заметить. Целесообразно привести несколько примеров: к федеральной собственности отнесены земли лесного фонда, значительная часть водных объектов, особо охраняемые природные территории федерального значения. Таким образом, собственность Российской Федерации уже установлена на земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли, занятые водными объектами. В тоже время Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" исходит из того, что указанные земли не являются, а должны быть отнесены к федеральной собственности. Земельный кодекс Российской Федерации (статья 87) установил федеральную собственность на земли обороны и безопасности. Однако этот вопрос уже давно решен Федеральным законом "Об обороне" (статья 1) и другими федеральными законами. В федеральных законах при регулировании вопросов, связанных с федеральной собственностью на землю, допускаются повторы, используются несогласованные между собой понятия и имеются другие неточности. Вместе с тем в них достаточно ясно обозначена принадлежность определенной земли к федеральной собственности. Под приобретением земельных участков в федеральную собственность по основаниям, установленным гражданским законодательством, следует понимать возникновение права собственности Российской Федерации на землю в силу какой-нибудь сделки или в результате утраты права собственности другим лицом в порядке, установленном законом. Появление этой нормы в Земельном кодексе Российской Федерации вряд ли можно считать оправданным. Соответствующие проблемы уже давно решены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Если установление собственности Российской Федерации на землю федеральными законами или при разграничении государственной собственности основано на административном или ином властном подчинение одной стороны другой, то приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, часто решается уже в совершенно иной правовой сфере.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли -- наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение.

Используются два юридически несогласованных подхода.

С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически.

С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Особенностью государственной собственности на землю является то, что нормы о множественности ее субъектов пока еще в полной мере не реализованы. В настоящее время федеральными законами установлена только федеральная собственность на землю. Что касается собственности субъектов Российской Федерации, то федеральные законы лишь предусматривают необходимость ее выделения. Иными словами в данное время государственная собственность на землю разделяется на две части, то есть на федеральную собственность и не разграниченную государственную собственность.

Федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации на землю посвящены статьи 17 и 18 Земельного кодекса Российской Федерации. Вопросы, касающиеся не разграниченной государственной собственности на землю сейчас должны решаться на основе требований пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Согласно части второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В некоторых субъектах Российской Федерации (например, в городе федерального значения Москве) права собственника на землю, находящуюся в не разграниченной государственной собственности, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Попытка решить на региональном уровне проблему разграничения государственной собственности на землю и другие природные ресурсы привела к тому, что соответствующие положения законодательства субъектов Российской Федерации были оспорены в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 7 июня 2000 г. № 10 -П и Определение от 27 июня 2000 г. № 92 -О) разъяснил, что субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку это нарушает суверенитет Российской Федерации.

Из решений Конституционного Суда Российской Федерации следует, что порядок отнесения земли и других природных ресурсов к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации должен решаться в федеральных законах. Конституционный Суд Российской Федерации специально подчеркнул, что Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации предписывает при решении вопросов разграничения государственной собственности на природные ресурсы обеспечивать учет и согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов.

Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации составлен на основе требований Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и основных принципов земельного законодательства. Указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации с одной стороны говорит о необходимости выделения федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности из состава государственных земель, а с другой стороны - ведет речь о том, что этот процесс может осуществляться только в соответствии со специальным федеральным законом. Основное правовое значение пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации состоит в том, что он внес окончательную ясность в вопросы о том, кто может стать собственником разграничиваемых земель и в соответствии с каким нормативным правовым актом.

В настоящее время в Новосибирской области, как и по всей стране, есть две формы собственности на землю: государственная и частная. В частной собственности граждан в области находится 5481,9 тыс. га или 30,8% от общей площади области и 82,9 тыс. га в собственности у юридических лиц.

В соответствии с федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» во втором полугодии 2002 года в области начата работа по разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность области и муниципальную собственность.

К собственности области будут отнесены земли фонда перераспределения, земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности области, в также ранее приватизированные предприятия, находящиеся в собственности области, земельные участки, на которых расположены государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, созданные органами государственной власти области и т.д.

Все земли на территории муниципальных образований, кроме земель частной собственности, земель, отнесенных к федеральной собственности и к собственности области, будут переданы в муниципальную собственность.

Департамент имущества и земельных отношений администрации области по поручению областного Совета депутатов, главы администрации области готовит перечень земельных участков, которые предлагает отнести к собственности области; муниципальные образования должны готовить перечень земельных участков, которые они предлагают отнести к муниципальной собственности.

На каждый земельный участок, включенный в перечень, формируется дело с необходимыми документами, которые подтверждают основания для включения его в этот перечень. Кроме этого необходима кадастровая карта (план) земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет. Перечень земельных участков, предлагаемых к отнесению к муниципальной собственности, направляется на согласование в департамент имущества и земельных отношений администрации области, который он затем направляет также в Федеральное Агентство по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации.

В дальнейшем Федеральное Агентство по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации направляет для согласования субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям перечни земельных участков, для отнесения их в собственность субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность. Согласованные перечни направляются в Федеральное Агентство по управлению Федеральным имуществом Российской Федерации для утверждения их Правительством Российской Федерации отдельно по землям собственности области и муниципальной собственности.

В случае разногласий создается согласительная комиссия, если она не приходит к согласию, дело рассматривает суд.

Работа по разграничению государственной собственности на землю потребует немало времени, значительных средств из федерального, областного и муниципальных бюджетов.

И здесь самое активное участие должны проявить органы местного самоуправления муниципальных образований, т.к. они заинтересованы получить в распоряжение как можно больше земель, как одного из источников доходов их бюджетов.

По состоянию на 1 июля 2003 года из 460 муниципальных образований только 5 приступили к этой работе. Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе «О местном самоуправлении».

В ст. 2 Закона названы местные (т.е. муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты. В ст. 36 78 подробно изложена компетенция местных Советов и администрации по распоряжению и управлению муниципальными землями. Статьи 36 78 действовали до принятия субъектами Российской Федерации своих уставов.

Муниципальная собственность на землю это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом “вычитания” федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации и частных земель.

В первую очередь это земли, занятые муниципальными объектами (школами, больницами, предприятиями общепита, домами культуры, детскими учреждениями, муниципальным жильем). Далее, на территории муниципального образования выделяются земли общего пользования. Это дороги, улицы, скверы, насаждения, парки, площади, пляжи, кладбища.

В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке, а также земли, передаваемые из федеральных земель и земель субъектов Федерации.

Все муниципальные земли также проходят государственную регистрацию. От имени муниципальных образований их органы местного самоуправления (муниципальные органы) осуществляют права владения, пользования и распоряжения муниципальными землями. Государственными и частными землями они не вправе распоряжаться.

Они вправе проводить объединения, обмен, перераспределение муниципальных земель между муниципальными образованиями. Это может производиться на основании договора между ними по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого они выполняют и публичные функции как органы публичной власти.

Право муниципальной собственности на землю -- это правомочия владения, пользования, распоряжения, принадлежащие муниципальному образованию. Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления.

Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность.

В настоящее время наиболее вероятны два способа возникновения права муниципальной собственности на земельные участки:

- разграничение государственной собственности на землю;

- приобретение органами местного самоуправления земельных участков у граждан и юридических лиц.

В отличие от государственной, муниципальная собственность не делится на виды. Она едина.

Основное назначение муниципальных земель -- обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Муниципальные земли преимущественно относятся к категории земель населенных пунктов, за исключением земель, расположенных за чертой городских и сельских поселений. Основные площади муниципальной собственности относятся к землям общего пользования и используются гражданами для прохода, проезда, размещения необходимых объектов общего пользования. Другие категории земель могут закрепляться за индивидуальными землепользователями.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться не только в государственной и частной, но и в муниципальной форме собственности.

Указанное конституционное требование реализуется не только в Земельном кодексе Российской Федерации, но и в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и целом ряде других федеральных законов.

Субъектом права муниципальной собственности на землю выступают муниципальные образования. Муниципальными образованьями признаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория.

Федеральные законы не устанавливают муниципальной собственности на какие-либо земельные участки, а лишь констатируют возможность возникновения на землю данной формы земельной собственности.

Специфической особенностью возникновения права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю является то, что к этой форме собственности, как правило, следует относить земельные участки, которые не передаются в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 и 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо рассматривать во взаимосвязи. Согласно этим нормам Земельного кодекса Российской Федерации федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами субъектов в собственность муниципальных образований можно передать земли, находящиеся в государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации). В Земельном Кодексе определено, что государственная собственность на землю безвозмездно передается в муниципальную собственность только для обеспечения развития муниципальных образований, причем как в его границах, так и за ее пределами.

В заключение следует отметить, что в настоящее время осуществляется подготовка проектов федеральных законов, в которых предполагается существенно изменить правовое регулирование вопросов, касающихся права государственной и муниципальной собственности на землю.

К этим законопроектам относится не только ранее упоминаемый проект федерального закона «О государственных и муниципальных имуществах». Планируется разработать законопроекты о внесении изменений и дополнений во все законодательные акты, где затрагиваются в той или иной мере проблемы государственной и муниципальной земельной собственности. В частности, уже разработан законопроект, где предлагается обновить нормы Земельного кодекса Российской Федерации о публичной земельной собственности. Представляется, что в этих условиях анализ действующего в Российской империи, в СССР и в современной России законодательства о государственной и муниципальной собственности на землю может оказаться весьма полезным. Пока в значительной мере опыт решения данных вопросов в нашей стране остается невостребованным. До тех пор, пока этот опыт не будет учитываться при совершенствовании законодательства, все попытки урегулировать отношения собственности на землю не принесут желаемых результатов.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы привести в пример таблицу 1, в которой наиболее полно и четко перечислены основные полномочиям органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Таблица 1 - Компетенция РФ и ее субъектов в области земельного права

Компетенция РФ и ее субъектов в области земельного права

РФ

Субъекты РФ

Органы местного самоуправления

- установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений

- государственное управление в области мониторинга земель

- установление порядка изъятия земельных участков

- изъем для нужд РФ земельных участков

- разработка и реализация программ использования и охраны земель

- изъятие земель для нужд субъекта РФ

- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъекта РФ

- управление и распоряжение земельными участками, находившимися в собственности субъектов РФ

- изъятие земель для муниципальных нужд

- установление правил землепользования и застройки муниципальных образований

- разработка и реализация местных программ использования и охраны земель

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических и право частной собственности юридических лиц. Российское земельное законодательство максимально расширяет круг физических и юридических лиц -- субъектов права частной собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Вместе с тем право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено. Иностранные граждане не могут быть собственниками земель, предоставляемых для ведения садоводства и огородничества, фермерского хозяйства, не могут быть собственниками земельных долей.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю, предусмотренными земельным законодательством, однако в отдельных случаях данные права могут быть ограничены. В принципе, к ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.

Так на земельных участках в границах охранных зон системы газоснабжения не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (ст. 33 ЗК РФ).

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов (ст. 27 ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В законах названы только допустимые ограничения в использовании земельных участков. Конкретные ограничения по отношению к тем или иным земельным участкам должны устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Эти акты могут быть обжалованы лицом, чьи права ограничены в судебном порядке. Тогда ограничение прав на землю устанавливается решением суда. В любом случае требуется государственная регистрация ограничений прав на землю.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов (ст. 57 ЗК РФ).

Еще одно ограничение зафиксировано в ст. 12 ФЗ «О недрах». Собственник земельного участка вправе по своему усмотрению использовать все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц. Недра являются исключительной собственностью Российской Федерации и ее субъектов.

Поэтому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых (торфа, глины, песка и т.п.) на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления. Также собственник имеет право для личного потребления осуществлять рытье колодцев до первого водоносного горизонта, который не используется для питьевого водоснабжения данного населенного пункта.

Правовые особенности и проблемы реализации права собственности на землю

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли наиболее обширны, их площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость.

На современном этапе реформирование всей системы земельных отношений в городах достигается через разграничение прав государственной и муниципальной собственности на землю и властных полномочий государственных органов с органами местного самоуправления, дифференцированную оценку городских земель, создание и совершенствование: технологически взаимосвязанных систем правового зонирования земель и их оборотоспособности, городского землеустройства и межевания, в увязке с градостроительным планированием и проектированием, а также государственного земельного кадастра.

Что же касается права собственности на землю юридических лиц, то в соответствии с федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ст. 10) все юридические лица, кроме государственных, муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющие земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, были обязаны до 1 января 2004 года переоформить это право на право аренды или приобрести эти земельные участки в собственность, если они не изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Земельные участки могут передаваться их собственниками другим лицам во временное пользование, аренду либо отчуждаться путем совершения сделок купли-продажи, наследования, дарения, мены, передачи в качестве взноса в уставные фонды, могут быть предметом залога.

Собственники могут также добровольно отказаться от своего земельного участка либо могут объединить его с земельными участками других собственников для создания общей собственности.

На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, представлять в государственные органы сведения о состоянии и использовании земель, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др (ст. 53 ЗК РФ). Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок -- купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки.

Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Право общей собственности на земельные участки означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения конкретным земельным участком двум и более индивидуально определенным физическим и юридическим лицам, которые выступают сособственниками. Статья 244 ГК РФ закрепляет следующее положение: имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Право общей собственности может возникнуть по желанию самих собственников или по закону.

Например, правом общей собственности на земельный участок в соответствии с ГК РФ наделены члены крестьянских хозяйств, супруги, если они приобрели этот участок во время брака.

Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению всех собственников (ст. 246, 247, 253 ГК РФ).

Общая собственность существует в виде долевой или совместной. В первом случае каждому сособственнику определяется и фиксируется в свидетельстве о регистрации права собственности его доля. Во втором случае доля каждого не определяется (п.4 ст. 244 ГК РФ).

Объектами права общей собственности выступают земельные участки, образуемые либо путем добровольного объединения гражданами или юридическими лицами принадлежащих им на праве частной собственности земельных участков (долей) как в порядке приватизации, так и вне ее.

Хотя в большинстве случаев возникновения общей собственности действует принцип добровольного выбора, в некоторых случаях право общей собственности является единственной альтернативой.

Право общей долевой и совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права собственности на земельный участок (долю) в общей собственности, выдаваемому каждому собственнику отдельно.

Право общей совместной собственности удостоверяется свидетельством о регистрации права, оформляемым в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Земли, находящиеся в общей долевой и совместной собственности, используются для различных целей: ведение сельского хозяйства, предпринимательская деятельность, использование земель для размещения объектов жилой и нежилой постройки. Владение и пользование земельным участком, находящимся в общей собственности граждан, осуществляется сообща.

При совместной собственности сособственники обладают равными правами собственности на весь земельный участок. Каждый из них по согласию всех других участников вправе совершать разрешенные сделки со всем земельным участком либо его частью, а также иным образом распоряжаться им.

В Новосибирской области 350 тысяч семей имеют индивидуальные жилые дома, из них 288 тысяч имеют рядом расположенные с ними земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) более 400 тысяч садовых участков. У многих из них правоудостоверяющие документы на фактически используемые участки или не оформлены должным образом или их вообще нет.

В соответствии с Земельным кодексом граждане Российской Федерации, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследования владения в сроках на переоформление этих прав на право аренды или приобретение в собственность не ограничены, но они этими земельными участками не вправе распоряжаться. В тоже время земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении могут быть приобретены ими в собственность бесплатно.

Но в городе Новосибирске, в других городах области есть много индивидуальных жилых домов, которые построены без землеотвода. На них у граждан нет правоудостоверяющих документов на земельные участки.

Подтвердить право собственности на такие дома граждане могут через обращение в суд. Но, учитывая, что таких домовладений только в самом городе Новосибирске около 15 тысяч, более приемлемым способом решения этой проблемы являлось бы принятие органами местного самоуправления нормативных правовых актов о порядке признания права собственности гражданина на жилой дом, которым он фактически владеет.

В соответствии с Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации объекты недвижимости неразрывно связаны с земельными участками, на которых они расположены и оформление правоудостоверяющих документов на них, сделок с ними проводится одновременно.

Есть четыре категории граждан, которые различны по праву пользования земельными участками.

Первая категория граждан - имеют надлежаще оформленные документы на земельный участок (до 1999 года - свидетельство о праве собственности на земельные участки, зарегистрированные в земельном комитете; с 1999 года - свидетельство регистрации права собственности на земельный участок, выданное учреждением юстиции о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вторая категория граждан - имеют документ о праве собственности на земельный участок, но межевание этого участка не проведено. В свидетельстве о собственности на земельный участок отсутствуют полностью или приведено схематичное описание прохождения границ на местности. Если гражданин знает границы своего земельного участка, у него нет споров с соседями, и он не собирается этот участок продавать, менять, передавать по наследству, то он может не беспокоиться об обновлении правоудостоверяющих документов.

Но если этот гражданин решил продать, обменять, передать по наследству свой земельный участок, то ему придется оформлять все положенные документы о его межевании, о постановке его на государственный кадастровый учет, затем обращаться в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для получения свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок установленного образца.

Третья категория граждан - имеют документ о праве собственности на земельный участок, но фактически используемый участок больше, чем указано в свидетельстве и они хотят приобрести его весь в собственность. В этом случае нужно решение органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, о предоставлении фактически используемого дополнительного участка в собственность. Часть земельного участка сверх установленного органом местного самоуправления размера будет предоставляться в собственность за плату.

После получения решения органа местного самоуправления о предоставлении дополнительного фактически используемого участка в собственность нужно обратиться с заявлением в земельную кадастровую палату для получения выписки из государственного земельного кадастра на весь участок (если не проводились межевые работы) или на дополнительно приобретенную часть земельного участка.

Земельная кадастровая палата выдаст выписку из форм государственного земельного кадастра в виде кадастрового плана земельного участка, но с оговоркой, что вся площадь участка или вновь приобретаемая, декларируемая, и подлежит уточнению в ходе межевания.

После этого гражданин заключает с одной из землеустроительных организаций (частных) договор на проведение межевых работ. Материалы межевания утверждаются земельным комитетом соответствующего района, города. Затем гражданин подает заявку в орган кадастрового учета земельных участков о постановке на государственный кадастровый учет его земельного участка. Получив выписку из Государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана, можно обращаться в учреждение юстиции о регистрации права собственники на земельный участок.

Четвертая категория граждан - нет никаких документов на право собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, приусадебный участок, которым фактически пользуются.

В данном случае гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.

Затем он обращается в земельную Кадастровую палату для получения технических условий для проведения межевания земельного участка, выбирает землеустроительную организацию (частную) для проведения работ по межеванию.

После проведения межевания земельного участка орган местного самоуправления должен утвердить проект плана границ земельного участка.

В дальнейшем гражданин представляет в государственную земельную кадастровую палату документы межевания, которые составлены на основании землеустроительного дела, утвержденного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству соответствующего района, и решение органа местного самоуправления об утверждении проекта границ земельного участка, получает кадастровый план земельного участка в виде выписки с присвоением ему кадастрового номера.

С выпиской из Государственного земельного кадастра и решением органа местного самоуправления о предоставлении ему земельного участка теперь гражданин может обращаться в учреждение юстиции для получения свидетельства о регистрации прав на земельный участок.

Помимо прав закон устанавливает для собственника обязанности. Основной обязанностью собственника является бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).

В состав этой обязанности входит, если иное не предусмотрено законом или договором, необходимость заботы о своем имуществе, поддержание его в должном состоянии (не захламление участка, использование его по целевому назначению, недопущение ухудшения качества земель и т.д.).

Понятие и виды вещных прав на землю

Как известно, в гражданском праве гражданские права делятся на вещные и обязательственные. Вещные права в земельном праве — одна из правовых форм реализации отношений земельной собственно­сти. Их обладателю они предоставляют возможность непосредствен­но осуществить воздействие на земельный участок путем господства над ним.

   Право собственности на землю является главенствующим в системе вещных прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Однако наряду с правами соб­ственности имеется ряд других правовых форм, составляющих титул прав на землю, которые легализированы в современном российском законодательстве в качестве вещных прав. Вещные права на землю выражаются в праве по­жизненного наследуемого владения земельным участком; в праве по­стоянного (бессрочного) пользования участком и в праве сервитута (ограниченного пользования соседним земельным участком).

   Анализ современного земельного и гражданского законодательства позволяет сделать следующие выводы.

  1. Поскольку вещные права на землю являются производными от права собственности, то можно сделать вывод о том, что другие вещ­ные права всегда уже права собственника. В частности, если собствен­ник обладает полной свободой владения, пользования и распоряжения земельным участком, то землепользователь, к примеру, обязан испрашивать разрешение на аренду или безвозмездную временную переда­чу используемого земельного участка другому лицу у собственника этого участка.

  2. Вещные права обладают определенной зависимостью от право­мочий собственника, без согласия которого не может осуществляться часть правомочий, принадлежащих обладателю вещных прав на зем­лю. В частности, согласие собственника необходимо испрашивать на отдельные формы распоряжения земельным участком.

  3. Вещные права на землю обладают определенной самостоятельностью, поскольку переход права собственности на зе­мельный участок к другому лицу не является основанием прекраще­ния вещных прав на этот участок (ч. 3 ст. 216 ГК РФ).

   Лицо, обладающее вещными правами на земельный участок, не яв­ляется подчиненным собственнику и имеет право на защиту от вмеша­тельства последнего, осуществляемого с нарушением закона, поскольку земельные правомочия осуществляются субъектами земельных право­отношений своей волей, в своем интересе (ч. 2 ст. 1 ГК РФ) и по сво­ему усмотрению (ч. 1 ст. 9 ГК РФ), а произвольное вмешательство в чьи-либо частные дела недопустимо (ч. 1 ст. 1 ГК РФ) и подлежит су­дебной или административной защите (ст. 11 ГК РФ). Более того, лицо, обладающее вещными правами на землю, может предъявить иск о взыс­кании убытков и денежной компенсации морального вреда, причинен­ных незаконным вмешательством собственника земельного участка в дела лица, обладающего вещными правами на земельный участок.

   4. В отношениях между отдельными представителями вещных прав они обладают таким же абсолютным характером, как и права собствен­ности на земельный участок. Все лица, попавшие в сферу отношений по использованию земельного участка на основе вещных прав, обязаны соблюдать права лица, обладающего вещным правом на земельный участок: не допускать самовольного прохода или проезда по этому участку, если владелец его ясно не обозначил такой проход; распола­гаться на этом участке или складировать какие-либо предметы и др.

   В силу этого вещные права:

  * вытекают из положений закона, а не из договорных и иных обя­зательств, и не могут быть изменены соглашением сторон;

  * распространяются на всех лиц, оказавшихся в сфере правового регулирования вещных прав, а не только на лиц, связанных договор­ными обязательствами, вытекающими из этих вещных прав.

   5. Вещные права можно классифицировать по различным основа­ниям:

   * по видам земель, принадлежащих тем или иным лицам на основе вещных прав;

   * по лицам, обладающим вещными правами на земельный участок;

   * по интересам, во исполнение которых предусмотрены данные вещные права;

   * по основаниям возникновения вещных прав.

   6. Вещные права, как и право собственности на земельный участок, объектом своих правомочий имеют земельный участок, конкретно оп­ределенный на местности и имеющий соответствующий кадастровый номер или статус. Поэтому возникновение, изменение и прекра­щение вещных прав подлежат такой же государственной регистрации, как и прав собственно­сти на данный участок.

   Поскольку вещные права на земельный участок осуществляются при одновременном наличии права собственности на этот участок, то происходит двойная регистрация данных земельных прав: первоначаль­ная и производная.

Характеристика вещных прав на землю

  1. Право пожизненного (наследуемого) владения землей (ч. 1 ст. 216, ст. 266, 267 ГК РФ и ст. 21 ЗК РФ) отличается от иных вещ­ных прав следующими основными особенностями:

  • наибольшей стабильностью прав на земельный участок. Так, если право пользования земельным участком может быть временным, т.е. краткосрочным, то право владения принадлежит владельцу не только на протяжении всей его жизни: после жизни воля владельца в опре­делении принадлежности земельного участка гарантируется к соблю­дению принудительной силой государства, если наследник не отказался от наследства;

  • наибольшей широтой самостоятельности правомочий землевла­дельца в отношении использования земельного участка. Владелец вправе самостоятельно, без каких-либо специальных разрешений соб­ственника земельного участка возводить на земельном участке здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности, если законом не предусмотрено иное;

  • узким кругом субъектного состава правоотношений по владению земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения. Поскольку наследователем может быть только гражданин или физи­ческое лицо, субъектный состав данного вида правоотношений огра­ничивается именно этой категорией лиц. Право пользования земель­ным участком может принадлежать и организациям, т.е. более широ­кому кругу лиц;

  • наличием в правомочиях по владению земельным участком кон­ституционных положений о правах, свободах и обязанностях граждан, имеющих статус высшей ценности и составляющих смысл, содержа­ние и применение российского законодательства (ст. 2, 18 Конститу­ции РФ).

Право пожизненного наследуемого владения было введено в зако­нодательство как наиболее близкое к праву собственности на землю.

   2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком имеет следующие отличительные черты:

  ■ более широкий круг субъектов данного вида правоотношений - граждане и юридического лица (ч. 1 ст. 268 ГК РФ и ст. 20 ЗК РФ);

  ■ более узкий круг оснований приобретения данного вещного пра­ва;

  ■ наличие производной связи между правом на земельный учас­ток и правом на недвижимость, расположенную на данном участке;

  ■ относительно меньшая стабильность отношений землепользова­ния. Во-первых, право постоянного землепользования может быть пре­кращено по тем же основаниям, по которым оно возникло, — на ос­новании решения уполномоченного государственного или муниципаль­ного органа, принятого в установленном законом порядке; во-вторых, право землепользования может быть и временным, устанавливаемым на определенный срок.

   В отношении права постоянного землепользования не предусмот­рено возможности передачи данных правомочий по наследству.

  3. Сервитуты (п. 1 ст. 216, ст. 274—277 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ), выражающиеся в праве ограниченного пользования соседним земель­ным участком и может быть:

  а. по источнику установления:

  - частный сервитут - уста­навливается гражданским законодательством; 

  - публичный сервитут - устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ и органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государ­ства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка. Установление публичного сервитута осуществля­ется с учетом результатов общественных слушаний.

  б. по сроку установления: временным или постоянным

  в. по субъекту установления:

   Сервитут может устанавливаться:

  = соглашением собствен­ников земельных участков;

  = решением суда.

   Собственник земельного участка вправе требовать, в том числе в судебном порядке, предоставления сервитута для обслуживания свое­го земельного участка.

  г. по цели установления:

   Сервитуты могут устанавливаться для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для прокладки и ремонта коммунальных или индивидуальных инженерных, электри­ческих и других линий и сетей; проведения дренажных работ на зе­мельном участке, забора воды и водопоя на земельном участке; прого­на скота через земельный участок; сенокоса или пастьбы скота на земельном участке в периоды, продолжительность которых соответству­ет местным условиям и обычаям; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и дру­гих работ, ремонтно-строительной полосы на земельном участке; воз­ведения здания, строения, сооружения определенной высоты на сосед­нем земельном участке, создания на земельном участке защитных лес­ных насаждений и иных природоохранных объектов; иные сервитуты.

   Сервитут должен осуществляться способом, наименее обремени­тельным для земельного участка, в отношении которого он установ­лен. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, впра­ве требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установ­лен сервитут, если иное не предусмотрено законом. За сервитуты, установленные в пользу сельских жителей и их объединений, плата не взимается.

   Сервитута подле­жат государственной регистрации и сохраняется при перехо­де земельного участка к другому лицу.

   По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения основа­ний, по которым он был установлен. В случае, если земельный учас­ток в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением земельного участка, собствен­ник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

   Особенности сервитута как вещного права следующие:

  ■ если основанием возникновения прав пожизненного наследуемого владения и прав постоянного пользования земельным участком явля­ется свободный от чьих-либо притязаний участок, то основанием сер­витута всегда является наличие соседнего используемого участка, ин­тересы надлежащей эксплуатации которого требуют вмешательства в пользование данным земельным участком;

  ■ право сервитута представляет своего рода право безысходности, невозможности не затрагивать интересы соседних землепользовате­лей. Если есть возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя прав соседних землепользователей, то право сер­витута возникать не должно;

  ■ право сервитута представляет собой узкоцелевое использование земельного участка, выделенного для прохода или проезда; его нельзя использовать под складирование имущества, размещение каких-либо объектов и т.д.;

  ■ право сервитута не может быть самостоятельным предметом сде­лок. В частности, его нельзя приобретать, вносить в качестве вклада в имущество хозяйственного общества и использовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав вне зависимости от зе­мельного участка, для обеспечения рационального использования ко­торого установлен данный сервитут;

  ■ право сервитута носит придаточный характер к основному пра­ву на земельный участок для лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут. С прекращением права этого лица на данный зе­мельный участок прекращается и право сервитута;

  ■ право сервитута не порождает у лица, в пользу которого уста­навливается данный сервитут, прав на земельный участок, служащий для сервитута (ограниченного пользования им), поскольку сервитут не влечет за собой лишения прав землепользователя на данный земель­ный участок (п. 2 ст. 274 ГК РФ);

  ■ сервитут устанавливается на период до устранения причин, породивших необходимость этого сер­витута, с устранением которых прекращается дей­ствие сервитута.

 

Иные права на пользование землей

   Право собственности на землю и вещные права на нее являются основными видами прав на землю, но не единственными. Помимо них существуют иные основания пользования земельными участками, не имеющими вещный характер - права на землю, основанные на обяза­тельственных правоотношениях. Главными из них являются арендные обязательства (ст. 606—625 ГК РФ и п. 6 ст. 22 ЗК РФ).

   Обязательства как основания прав на пользование земельными участками имеют следующие особенности:

  ◊ относительный характер данного вида правоотношений, посколь­ку они касаются не всех лиц, как это установлено законом относитель­но вещных прав на землю, а только тех, которые находятся в сфере действия данных обстоятельств;

  ◊ свобода воли сторон обязательств, на основании которых возни­кает право на пользование земельным участком;

  ◊ договорный характер обязательств по использованию земель­ных участков;

  ◊ отсутствие специальных решений уполномоченных государ­ственных и муниципальных органов на право пользования земель­ными участками, как это имеет место при вещных правах на землю (на основе до­говора (аренды и др.) и факта его государственной регистрации);

  ◊ установленные законом форма (сложная письменная (купчая), бланкетная) и процедура оформления обяза­тельств как основания возникновения права на землепользование;

  ◊ возникновение прав на землю из договорных обязательств можно подразделить на права, дающие возможность осуществлять весь цикл использования земель, полученных по договору (широкие права), и права, дающие возможность осуществлять отдельные функ­ции использования земель (узкие права).

   В литературе отмечается, что следует различать договор аренды и возникающее на его основании право аренды земли, которое предлагается рассматривать в качестве разновидности вещных прав.

   Если первый вид прав выражается в одном договоре аренды зе­мельного участка, то второй вид прав может выражаться в различ­ных видах договоров.

   Аренда земельного участка имеет значительное сходство с вещны­ми правами на землю, отличаясь от них следующими основными при­знаками:

  • срочный характер правоотношений, поскольку аренда всегда пред­полагает заключение арендных обязательств на определенный срок. Этим элементом арендные отношения по использованию земель в определенной мере сходны с правом временного землепользования, однако последнее не имеет, как правило, договорного характера и ос­новывается на административно-правовом акте предоставления земель­ного участка во временное пользование;

  • возмездный характер использования земель. Возмездность землепользования на основе вещных прав имеет нормированный государством характер, а возмезд­ность землепользования, вытекающая из договорных отношений, нор­мируется сторонами в допустимых законом пределах. При этом плата за арендуемый земельный участок государству не прекращается, и ответственным по этим платежам остается лицо, обладающее земельным участком на праве собственности или на осно­ве иных вещных прав на земельный участок;

  • взаимная регламентация отношений по использованию земель сторонами договора аренды. В отличие от вещных прав на земельный участок, которые определены законом, регламентация арендных отно­шений может устанавливаться и изменяться по взаимному согласию сторон при условии соблюдения законодатель­ства (ст. 270 ГК РФ и ст. 46, 48 ЗК РФ).

   Установленные сторонами условия аренды земельных участков являются нормативными и имеют значение при решении споров, вы­текающих из права землепользования;

  • возможность взаимного воздействия (пр. – неустойка) сторон договора аренды друг на друга в случае нарушения или неисполнения договорных обяза­тельств, составляющих внутренний регламент аренды земельных уча­стков.

   Иные же виды договоров, на основании которых возникает право пользования земельными участками, характерны наличием в них лишь возможностей осуществления определенного круга действий в отно­шении этих земельных участков: изыска­тельские работы, на осуществление поливов сельскохозяй­ственных угодий, договоры на осуществление агрохимического обслу­живания, договоры на компактную застройку земельных участков и т.д.

   Поскольку предметом договорных отношений является определен­ная функция по использованию земель, такие договоры не подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная оценка подобных функций осуществляется в другой форме — в форме лицен­зирования. В частности, лицензируется деятельность по мелиорации земель, по обследованию земель на предмет выявления деградирован­ных сельскохозяйственных угодий и др.

   Основания прекращения права безвозмездного срочного пользова­ния землей закреплены в ст. 47 ЗК РФ.

Решение ситуативных задач

Задания и упражнения для выполнения самостоятельной работы

1. Является ли земельный участок объектом имущественных отношений.

2. В чем заключается специфика земельной недвижимости как предмета гражданско-правовых сделок

3. Дайте разъяснение понятия и содержания права собственности на землю.

4. Назовите формы собственности на землю

5. Каковы критерии разграничения государственной собственности на землю.

6. Какие земли относятся к федеральной собственности, к собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

7. Что означает институт частной собственности на землю. Каковы правомочия собственников земельных участков.

8.Что относится к основаниям возникновения прав на земельный участок.

9.Что такое оборотоспособность земельных участков. Какие земельные участки абсолютно исключены из гражданского оборота. Какие земельные участки относятся к ограниченным в обороте.

10. Каков порядок государственной регистрации прав на земельные участки?

11.Что означает общая совместная и общая долевая собственность на земельные участки. Каков Порядок установления размеров долей в общей собственности.

12. В чем заключаются преимущественные права сособственников при отчуждении права на земельную долю.

13. Назовите и дайте общую характеристику иных (кроме права собственности) видов вещных и обязательственных прав на землю.

14.Что такое право постоянного (бессрочного) пользования землей. Кому могут быть предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования.

15. Обязаны ли граждане и юридические лица переоформлять правоустанавливающие документы с права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности.

16. В чем заключаются особенности совершения гражданско-правовых сделок с земельными участками, находящимися на праве постоянного бессрочного пользования.

17. Разъясните содержание права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

18. Правомочен ли гражданин получить земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения по нормам ЗК РФ

19. Каковы особенности отчуждения земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения.

20. Какие платежи взимаются с гражданина при переводе земельного участка с права пожизненного наследуемого владения на право собственности.

21.Что понимается под арендой земельных участков. Что означает безвозмездное срочное пользование земельным участком. Что понимается под земельными сервитутами

22. Наделены ли правом иностранные граждане на приобретение земельных участков в собственность.

23. Что относится к основаниям прекращения права частной собственности на земельный участок.

24. За какие деяния могут быть прекращены право постоянного (бессрочного), пользования, право пожизненного наследуемого владения, срочного пользования, аренды земельных участков.

25.Что означает конфискация и реквизиция земельных участков. Какие правовые последствия незаконного изъятия земельного участка.

26. В чем заключаются ограничения прав на землю, их содержание и срочность.

27. Каковы основания и порядок прекращения частного и публичного сервитута.

28. Какие органы общей и специальной компетенции осуществляют государственное управление земельными ресурсами страны.

29. Каковы основные функции и полномочия Федеральной службы земельного кадастра

30. Какие виды юридической ответственности применяются за нарушения земельного законодательства. Что понимается под земельным правонарушением.

31. Каковы особенности наложения дисциплинарных взысканий за земельные правонарушения.

32. За какие виды земельных правонарушений предусмотрена административная ответственность. Охарактеризуйте административные правонарушения в сфере земельной собственности и в области охраны земли как природного объекта и ресурса.

33. Что понимается под гражданско-правовой ответственностью за земельные правонарушения. В чем заключается отличие вреда как экономической и экологической категории.

34. Каков порядок возмещения убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам при изъятии земельных участок для государственных и общественных нужд.

35. За какие виды земельных правонарушений предусмотрена уголовная ответственность.

Задачи для выполнения домашних заданий

Задача 1

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Ичалковский» на основании решения районной администрации Перевозского района был предоставлен ДРСУ во временное пользование земельный участок для добычи щебня в целях выполнения дорожно-строительных работ. Приступив к работе, дорожно-строительное управление не приняло предусмотренных законом мер по сохранению плодородного почвенного слоя и не выполнило своих обязательств по рекультивации земель по окончании работ

Вопрос: каковы обязанности землепользователя по сохранению почвенного слоя земли и возмещения причиненного ущерба при проведении несельскохозяйственных работ?

Задача 2

Работник железнодорожного транспорта Кузьмин, работающий в линейном отделении путей сообщения, обратился с просьбой в управление дороги о выделении ему служебного надела размером 0,10 га пашни и 20 га сенокоса. Начальник отделения дороги не удовлетворил данную просьбу по мотивам наличия у Кузьмина приусадебного участка в размере 0,15 га

Вопрос: обоснованы ли требования Кузьмина и правомерно ли ему отказали в предоставлении служебного надела?

Задача 3

Гражданин Белов на аукционе выкупил на праве собственности предприятие, расположенное на земельном участке площадью 2 га. После приватизации предприятия Белов обратился с заявкой приватизировать и земельный участок, расположенный под предприятием. В приеме и регистрации заявки ему было отказано по тем основаниям, что в отношении данного земельного участка не проведена кадастровая оценка и в дальнейшем участок предполагается реализовать путем продажи на аукционе.

Вопрос: обоснован ли отказ Белову в приватизации земельного участка, на котором расположено приватизированное им предприятие? Разъясните особенности приватизации земельных участков под приватизированными предприятиями по нормам Земельного кодекса РФ

Задача 4

При строительстве производственного корпуса и складского помещения пивзавода «Колос» возник вопрос об изъятии земель у колхоза «Рассвет» в размере 10 га, а также о предоставлении для этих нужд земель памятника природы «Зеленый город»

Вопрос: каков порядок изъятия земель у землевладельцев и порядок возмещения стоимости изымаемого земельного участка?

Задача 5

По многолетним наблюдениям урожайность сельскохозяйственных культур на угодьях сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных в зоне действия выбросов химического комбината «Синтез» на 50% ниже, чем в других хозяйствах данного района. Основываясь на эти данные руководители этих хозяйств и главы фермерских хозяйств обратились в районный комитет охраны среды и использования природных ресурсов об ограничении экологически вредной деятельности завода (закрытии цеха по производству серной кислоты).Химический комбинат оказался выполнить это решение, объяснив, что выброс вредных веществ в атмосферу им осуществляется в пределах установленных нормативов.

Вопрос: каковы меры защиты интересов землепользователей предусмотрены законодательством?

Задача 6

Администрация поселка «Ждановский» предоставила 50 га земли для нужд коллективного садоводства садовому товариществу «Светлячок». При владении участков членами товарищества было самовольно занято еще 1 га земли, засеянной озимой пшеницей и находящейся во владении совхоза «Россия». На занятой земельной площади были возведены садовые домики и иные строения. Руководство совхоза поставило перед кооперативом вопрос о сносе возведенных построек и возвращении самовольно занятых земель.

Вопрос: каким образом может быть разрешена ситуация о сносе возведенных садовых домиков, и каков порядок возмещения потерь недополученного урожая?

Задача 7

Пастух сельскохозяйственного кооператива Зверев находясь в нетрезвом состоянии уснул и оставшееся без присмотра стадо крупнорогатого скота зашло на поле озимых культур, произведя потрав посевов. Накануне данное поле было подкормлено азотными минеральными удобрениями, однако предупредительных знаков главный агроном хозяйства Кузнецов не выставил. Несколько голов коров в результате стравливания обработанных посевов отравились с летальным исходом.

Вопрос: к какой ответственности будет привлечен пастух Зверев и главный агроном Кузнецов?

Задача 8

Гражданину Кириллову на праве собственности был предоставлен земельный участок размером 1 га для личного подсобного хозяйства. Часть земельного участка он сдал предпринимателю Афанасьеву для складирования строительных материалов, до передачи под складское помещение он предварительно снял почвенный слой и продал его соседу фермеру Бирикову. За указанные действия он был лишен пава собственности на земельный участок по решению органов районной службы земельного кадастра.

Какие нарушения земельного законодательства допущены Кирилловым и к какой ответственности он может быть привлечен?

Задача 9

Житель Нижнего Новгорода Усачев обратился в районную администрацию г.Кстова с письменным заявлением о выделении ему бесплатно для ведения фермерского хозяйства земельного участка площадью 100га. В заявлении было указано, что выделенная земля им будет использована следующим образом: 50га он планирует передать в долгосрочную аренду сельскохозяйственному кооперативу «Медведевский»; 20 га продать товариществу на вере « Туманов и компания», а на оставшемся земельном участке он организует животноводческое хозяйство

Подлежит ли заявление Усачева удовлетворению? Дайте понятие крестьянского (фермерского) хозяйства.

Задача 10

Работник лесхоза гр. Коротин, имея на праве собственности земельный участок, предоставленный для строительства индивидуального жилого дома, обратился в администрацию с заявлением о выделении служебного земельного надела размером 3 га для возделывания картофеля и сенокошения.

Администрация лесхоза отказалась предоставить земельный участок по тем мотивам, что он имеет один участок на праве собственности и не вправе претендовать на служебный надел.

Правомерен ли отказ администрации о предоставлении Коротину земельного участка? Каким категориям граждан и на каких условиях предоставляются служебные земельные наделы? Перечислите случаи сохранения права гражданина на сохранение служебного надела

Задача 11

В Семеновскую инспекцию по налогам и сборам поступили заявления от Глухарева и Гульнева с просьбой освободить их от уплаты земельного налога по основаниям: а) Гульнев является инвалидом 3 группы и членом семьи военнослужащего; <б) Глухарев 25 лет прослужил в милиции и уволен со службы по состоянию здоровья

Будут ли удовлетворены просьбы Глухарева и Гульнева?


© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения