ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО

электронный учебно-методический комплекс

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
И ОПРЕДЕЛЕНИЙ

В

Вето Президента РФ
право Президента РФ, предусмотренное Конституцией РФ, отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон (кроме федеральных конституционных законов и законов РФ о поправках к Конституции РФ) и вернуть его на новое рассмотрение в Федеральное Собрание с указанием мотивов такого рассмотрения.

Г

Государственная Дума
палата Федерального Собрания Российской Федерации. Представляет интересы населения страны в целом. К ее ведению отнесено решение важнейших вопросов государственной жизни путем, прежде всего, принятия законов. Состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на четыре года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законодательством.
Голосование
способ принятия решения. Может быть тайное или открытое; с использованием электронной системы подсчета голосов, с использованием бюллетеней или путем опроса. Голосование с использованием электронной системы бывает количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным.

Д

Депутатское объединение
структурное подразделение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, создаваемое, как правило, на партийной основе, т.е. из депутатов одной партии, избирательного блока или нескольких партий, имеющих близкие политические цели. Образуется для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Имеет две разновидности – фракции и депутатские группы. Под фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы.

З

Закон
нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием и подписываемый Президентом, регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. По своим юридическим характеристикам, способам принятия и вступления в силу, различаются федеральные конституционные законы, федеральные законы и Законы о поправках к Конституции РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ.
Законодательный процесс
регламентированный порядок деятельности по принятию федерального закона, включающий ряд последовательных стадий: законодательная инициатива, рассмотрение законопроекта и принятие федерального закона, одобрение принятого Государственной Думой федерального закона Советом Федерации, подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ.

К

Кворум
установленное регламентом парламента количество его членов, необходимое и достаточное для начала работы, а также для принятия решений.
Конституционализм
в широком смысле слова теория конституции как таковой, история и практика конституционного строительства в той или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом. В узком, собственном смысле – целостная система знаний о фундаментальных по-литико-правовых ценностях демократии: их составе, формах выражения, методах и степени реализации.

Л

Лоббизм (от англ. lobby – кулуары, коридор)
деятельность граждан, групп, организации по активному отстаиванию своих интересов. Нуж-дается в правовом урегулировании путем издания закона РФ. В правовом смысле лоббизм – это совокупность норм, регулирующих взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти для оказания влияния на принятие необходимых лоббистам решений и активного отстаивания своих интересов.

М

Межпарламентская (парламентская) группа
внутренний орган парламента, состоящий из добровольно вступивших в него членов парламента и образуемый для осуществления сотрудничества с зарубежными парламентами и участия в деятельности международных организаций межпарламентского сотрудничества. Наиболее важные вопросы функционирования межпарламентской группы решаются Общим собранием ее членов, которое избирает Совет межпарламентской группы, сопредседателей группы и их заместителей. Положение «О межпарламентской группе Российской Федерации» принято Общим собранием группы и утверждено постановлениями палат Федерального Собрания в 1994 г.

О

Объединенная Комиссия по координации законодательной деятельности (ОККЗД)
создана 26 ноября 1994 г. в целях достижения согласованности в законодательной деятельности между субъектами права законодательной инициативы. Основные направления деятельности: рассмотрение законодательных инициатив и выработка рекомендаций по организации работы над законопроектами.

П

Парламентарии
депутат, член парламента. В Федеральном Собрании РФ депутат Государственной Думы, член Совета Федерации. Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации регламентируется федеральным законом от 8 мая 1994 г. и рядом других законодательных актов.
Парламентаризм
особая демократически выдержанная система организации и деятельности высшей государственной власти, выстроенная на принципах разделения властей и верховенства права при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости.
Парламент (от лат. parlare – говорить, англ. parliament, фр. parlement)
или легислатура (от лат. lex - закон)
высший общенациональный представительный орган государственной власти, правомочный выполнять в конституционно заданных параметрах законодательную, контрольную и некоторые другие функции (см. Федеральное Собрание).
Парламентское право
система норм и правил, регулирующих внутреннее устройство и процессуально-организационную деятельность парламента, его взаимоотношения с другими высшими органами государственной власти и избирательным корпусом.
Парламентский регламент
единый юридический акт, в котором объединены и систематизированы нормы и правила, устанавливающие и конкретизирующие на базе конституции правовой статус парламента, по-рядок его организации и формы деятельности. На базе Конституции РФ 1993 г. каждой из палат Федерального Собрания принят свой регламент. Парламентский регламент нужно отличать от регламентов как актов, детально определяющих внутреннюю структуру и порядок деятельности государственных и негосударственных организаций, их центральных и местных органов. Принимается, как правило, самими этими органами на основе и в соответствии с законом, определяющим правовой статус данных организаций.
Парламентские процедуры
совокупность последовательных действий, регламентарно установленных для реализации парламентом своих функций – законодательной, контрольной и др., выполнения отдель-ных конкретных полномочий (например, по вынесению вотума недоверия правительства, по отрешению от должности президента и пр.).
Парламентский контроль
одна из ведущих, вслед за законодательной, функций парламента, состоящая в осуществлении им контроля за деятельностью правительства, других высших органов государственной власти – при исключении вмешательства в их непосредственную исполнительно-распорядительную работу. Различаются такие формы парламентского контроля, как: ежегодные послания главы государства, доклады и отчеты правительства, министров на пленарных заседаниях палат (совместных или раздельных); дебаты по острым проблемам внутренней и внешней политики; вопросы и запросы правительству и министрам; парламентские расследования; вынесение вотума недоверия правительству; возбуждение процедур по отрешению от должности главы государства (импичмент) и по предъявлению обвинений другим высшим должностным лицам. Одни контрольные полномочия парламента носят больше политический характер, другие больше юридический, третьи – информационный.
Парламентские обычаи
правила установительного характера, сложившиеся в мировой парламентской практике, но не пользующиеся судебной защитой, в случае их нарушения.
Парламентские прецеденты
однократные решения парламентов, палат, их председателей, преимущественно процедурного характера, впоследствии применяемые в парламентской практике при решении аналогичных вопросов. Будучи инкорпорированы в регламенты, обретают форму обязательных к исполнению норм и правил.
Парламентские комитеты
структурные подразделения палат парламента (во многих странах именуются парламентскими комитетами или постоянными комитетами). Их создание обусловлено необходимостью предварительной проработки законотворческих проблем более узким, профессионально подго-товленным составом депутатов. Комитеты формируются на основе более или менее пропорционального представительства депутатских объединений. Общая численность комите-тов, их специализация устанавливаются, как правило, самими палатами парламента.
Парламентские комиссии
внутренние органы парламента, его палат – постоянные или временные. Постоянные фактически выполняют роль парламентских комитетов со всеми присущими им правомочиями в сфере законотворчества и контроля. Государственная Дума Федерального Собрания РФ образует комиссии: мандатную, по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, для дачи заключения, предусмотренного статьей 93 ч. 2 Конституции РФ и др. Задачи комиссии, срок ее деятельности, ее полномочия, состав и положение о комиссии определяются постановлением палаты.
Парламентская сессия
главная форма деятельности парламента как постоянно работающего высшего представительного и законодательного органа государственной власти. Сессии – крупные временные периоды парламентских бдений, в рамках которых легислатуры реализуют приданные им права и выполняют возложенные на них обязанности в течение всего срока их полномочий. Различаются очередные и внеочередные (чрезвычайные), весенние и осенние сессии. Каждая из них складывается из работы пленарных заседаний палат, их структурированных объединений (фракций, комитетов, комиссий), лично каждого депутата в самом парламенте и в избирательных округах, всех служб вспомогательного аппарата.
Парламентские пленарные заседания
общие регулярно проводимые в ходе парламентских сессий собрания депутатов, правомочные при надлежащем кворуме решать все вопросы, отнесенные к компетенции палаты. Заседания подразделяются на открытые (при широкой гласности), закрытые (по особому решению палаты) и совместные (обеих палат одновременно). Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ заседают раздельно (заседания, как правило, открытые); совместно палаты могут собираться для заслушивания посланий президента, Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Парламентские слушания
форма обсуждения в парламенте актуальных и значимых вопросов с привлечением общественности. Могут быть посвящены концепции законопроекта, международному договору, подлежащему ратификации, иным вопросам государственной жизни. Каких-либо юридических обязывающих решений парламентские слушания давать не вправе. Проведение парламентских слушаний предусмотрено Конституцией РФ (ч. 3 ст. 105) и регламентами обеих палат Федерального Собрания. Слушания проводятся по инициативе руководящего органа палаты, ее комитетов, комиссий, а также по инициативе определенного числа депутатов. Парламентские слушания, как правило, открытые с широким доступом средств массовой информации, могут заканчиваться принятием рекомендаций. Весь ход слушаний протоколируется и стенографируется.
Постановления палат
подзаконные нормативно-правовые акты (нормативные акты палат). Постановления палат в соответствии с Конституцией РФ принимаются по вопросам, отнесенным к их ведению кон-ституцией РФ. Например, постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен Регламентом (ст. 84 Регламента Государственной Думы).

С

Совет Государственной Думы
коллегиальный орган палаты, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палат. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители Председателя Государственной Думы и Председатели комитетов Государственной Думы.
Совет Федерации
палата Федерального Собрания Российской Федерации. Наряду с осуществлением законодательной деятельности, призвана обеспечивать учет интересов субъектов Российской Федерации по коренным вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики страны. Состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации, которыми являются главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Счетная палата
специализированный, постоянно действующий орган финансового контроля за исполнением государственного бюджета, формируемый парламентом и подотчетный ему. Состоит из Председателя Счетной палаты, его заместителя и двенадцати аудиторов, назначаемых на шесть лет.

Ф

Федеральное Собрание
Парламент Российской Федерации – постоянно действующий представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

© Центр дистанционного обучения